Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по биологии и русскому языку и литературе»
Учитель: Манджеева Елена Цереновна
Тип урока: Интегрированный урок по биологии и русскому языку и литературе
Тема урока: «Осадки. Погода», 5 класс
Задачи урока:
Сообщить научные представления о ветре, облаках и осадках, сведения о метеослужбе, о значении предсказаний погоды.
Мотивировать изучение родного языка; способствовать формирование прочных орфографических и орфоэпических навыков, развивать умение выражать свои мысли четко, грамотно.
Ход урока:
ФИЛОЛОГ:
Яркое солнце. Легкий ветерок. Дождь. Град. Снег. Человек пытался понять, почему происходят эти явления природы, еще в древности. Не находя научного объяснения, он приписывал это каким-то сверхъестественным силам. Греки, например, считали, что Зевс, повелитель неба и земли, отец богов и людей, сильнейший из небожителей, управляет громом и молнией, посылает на землю дождь, снег, и град. Другие боги распоряжались светом (бог Солнца Гелиос, богиня Луны Селена и Эос – богиня Утренней зари), ветрами (суровый бог северного ветра Борей, ласковый бог западного ветра Зефир и другие).
Что же происходит на самом деле?
БИОЛОГ:
Солнце заряжает нашу планету энергией. Именно поэтому на ней происходят различные природные явления:
- возникают ветры;
- рождаются морские волны;
- идут дожди и грозы;
- сверкают молнии;
- текут речи;
- падают с круч водопады;
- тают снега и льды;
- сходят снежные лавины;
- появляются, движутся и исчезают туманы и облака;
- загораются полярные сияния;
- восходят из земной почвы и развиваются растения;
- рождаются, развиваются и ведут свою беспокойную жизнь животные.
И это происходит благодаря солнечной энергии.
ФИЛОЛОГ
В стихотворении английского поэта Шелли (высвечиваются на интерактивной доске, объясняются орфограммы) облачко признается:
Я з_млей рождено, я в_дой вспоено,
Взращено средь н_бесн_ равнины,
Отдыхаю в г_рах, и исчезаю в м_рях,
Я м_няюсь, но нет мне кончины.
БИОЛОГ
Удивительно красивый образ! И почти все, что касается рождения облака, верно. Только не назван главный виновник рождения облака – солнечная энергия. Когда в жаркий день солнечные лучи сильно прогревают земную поверхность, начинается движение воздуха. Поднимаясь, влажный воздух охлаждается, и рождаются облака и тучи.
ФИЛОЛОГ
(Раздаются карточки)
На кустиках нежных сине_т черника,
Ни шороха ветра, ни птич_го кнрика.
Над гла_кой р_кой, над л_сными м_стами
Л_гла т_ш_на голубыми пластами.
Шагаю, а зной под л_сными х_лмами
Прозрачными к небу восходит в_лнами.
И зре_т з_рно неминуемой бури
В дремучем поко_, в недвижной лазур_.
(В. Шефнер)
Задания
Вставьте недостающие буквы.
Найдите однородные члены во 2-м предложении.
О каком явлении природы говорится в стихотворении В. Шефнера?
БИОЛОГ
В чем же причины возникновения гроз и молний, ливневых дождей и града? Кучево-дождевые облака обычно находятся на высоте 7-8, 10-12 км от поверхности Земли. На таких больших высотах мелкие водяные капли, из которых образованы облака, сильно переохлаждаются и превращаются в мелкие кусочки льда – зародыши градин. Благодаря присоединению новых капелек воды происходит их рост. Обычно градины достигают величины горошины или лесного ореха. В процессе своего становления, несмотря на значительный вес, они не падают и благодаря воздействию сильного восходящего потока воздуха остаются в облаках. При ослаблении восходящих потоков воздуха под влиянием своего веса градины падают на Землю – и тогда идет град.
Град выпадает в течение 5-10 минут, в редких случаях он может продолжаться 30-40 минут. Слой выпавшего града обычно не превышает 3-4 см, лишь в очень редких случаях он может достигнуть более 10 см.
Град представляет большую опасность для сельскохозяйственных растений. За считанные минуты он может уничтожить тысячи гектаров пшеницы, ржи, ячменя, гороха, гречихи и других культур. (В подтверждение этой мысли нужно привести примеры – рассказать о случаях повреждения посевов градом в своей местности.)
Большой вред, причиняемый градом народному хозяйству, можно показать с помощью следующего примера. 29 июня 1904г. в Москве выпал град. Все градин достигал 400 г и более. Они имели слоистое строение (как у луковицы) и острые шипы. Град падал отвесно и с такой силой, что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами… В почве градины выбивали углубления до 6 см.
ФИЛОЛОГ
В тексте, который вы сейчас прочтете, слишком часто используется лексический повтор. Отредактируйте текст.
Удивительные дожди бывают на свете! В самых разных городах выпадает дождь то из селедок, то из лягушек, то из гусениц и даже из старинных монет. Иногда выпадает красный дождь, который напоминает кровь, или вдруг идет белый дождь, как будто с неба льется молоко.
Все это устраивает ветер. То сильный ветер, пролетая над морем, поднимает к облакам косяк селедок, то ветер увлекает за собой скопление лягушек. Ветер уносит их на многие километры, и потом они падают на головы изумленных людей.
Дети смотрят кадры из фильма «Воздух в природе»; преподаватель биологии обращает их внимание на разрушительные действия ветра.
ФИЛОЛОГ
(Раздает карточки)
Вставьте недостающие буквы.
О каком явлении природы говорится в стихотворении Ки-но Цураюки?
П_ду_т ветер – и встает в_лна.
Стиха_т ветер – и в_лна спада_т.
Они, должно быть, старые друзья,
Коль так ле_ко друг друга п_днимают.
Но в природе происходят и другие явления природы.
Вспомните знаменитое:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев)
Объясните роль звука «р».
БИОЛОГ
Мы все время говорим о том, что в природе образуются облака. Но если облака образуются, то они и погибают. Как это происходит?
ФИЛОЛОГ
Читает стихотворение Бунина; учащиеся записывают и комментируют правописание окончаний:
И замлело, засияло
В синей дали океана…
Вышло облачко высоко,
Улыбнулось одиноко –
И угасло в ярком зное.
(И. Бунин)
БИОЛОГ
Предлагает учащимся следующие вопросы:
Что является причиной изменения погоды?
Почему с течением времени меняются температура воздуха, состояние неба, сила и направление ветра?
Учащиеся отвечают на эти вопросы. Учитель дополняет ответы:
Какие же факторы влияют на погоду?
- Море и океаны.
- Солнечный свет и тепло.
- Суточное и годовое движение Земли.
Учитель предлагает прочитать 1-ю часть статьи учебника «Как изучают изменения погоды». Учащиеся находят ответы на вопросы:
- Где расположены метеорологические станции?
- Какие приборы имеются на метеорологической
площадке?
-Куда передают работники метеорологических станций сведения о погоде? Кто составляет прогнозы погоды?
Звучит музыка.
Учитель зачитывает несколько прогнозов погоды из газеты «Аргументы и факты». Показывает рисунки, изображающие людей и их одежду, соответствующую прогнозу погоды. Затем учащиеся вспоминают пословицы и поговорки, в которых отражены приметы, предсказывающие погоду. Заканчивается урок подведением итогов с точки зрения и биологии, и русского языка.
Как один из вариантов проверки знаний по природоведению был предложен тест. Учащиеся составили таблицу, соотнося приметы с хорошей или плохой погодой.
Лес без ветра шумит.
Ноготки развернут свои венчики рано утром.
Одуванчик сжимает шар.
Кувшинки на озере закрываются.
За сутки или двое перед дождем на листьях конского каштана видны «слезы» (липкие капельки сока)