kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кладовая солнца- конспект открытого интегрированного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого интегрированного урока по произведению Пришвина "Кладовая солнца" предназначен для проведения в 6 классе. Урок разработан учителями географии-биологии и русского языка-литературы НОУ Православная гимназия г.Тюмени и соединяет предметы литература и география. Наряду с литературным произведением изучается природа мещерского края: особенности рельефа, животный и растительный мир

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кладовая солнца- конспект открытого интегрированного урока»

НОУ Православная гимназия

Конспект открытого интегрированного урока по литературе и географии в 6 классе



Тема урока: Люди и природа – единое целое в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»



13.03.2012 г.

Петрова Л.Н., учитель русского языка и литературы

Никольская В.Г., учитель географии

Цель урока: показать взаимодействие природы и человека.

Образовательная: Показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении; раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы; изучить ландшафт Мещерского края как типичный для Средне-Русской равнины.

Развивающая: Продолжить работу над развитием речи детей. Научить применять средства ИКТ на уроках литературы и географии. Закрепить навык работы с картой.

Воспитательная: Задуматься об ответственности человека за судьбу природы. Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.

Тип урока: урок изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний.

Основное содержание урока: природа и люди - единое целое (с точки зрения географии и литературы)

Оборудование урока: портрет писателя М.М. Пришвина (на экране), презентация по географии, викторина-презентация по сказке-были, сборники произведений М.М. Пришвина, таблица «Художественные средства выразительности», атласы, проекты учащихся, карточки ,опережающее задание по группам, карта в электронном виде.



На доске портрет М.М.Пришвина и эпиграфы:

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.

(К.Г.Паустовский)

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими

сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо

открывать и показывать. (М. М. Пришвин )

Проблемный вопрос урока (записан на доске):

Как вы понимаете: быть счастливым – делать добро?

Ход урока

Предварительно класс делится на 3 группы. Каждая группа имеет своё название и состоит из разноуровневых учеников.



1. Вступительное слово.

Литератор.

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете ,о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Почему возможно объединение таких, казалось бы, разных предметов в одном уроке? Перед нами стоит проблема, ее формулировка - на доске. Мы будем обращаться к этим словам на протяжении нашего разговора и должны подвести итог в конце.

2. Смысловая стадия

Цель: показать взаимодействие природы и человека.

Писатель М.М. Пришвин прост и полон, как сама природа. И именно как природа действует на наше сердце: так бывает при жизни в лесу – вроде уже знаешь каждое дерево, каждый поворот реки, каждое пятно света в листве, а взглянешь наутро, и все целостно и ново и словно нетронуто зрением, как в первый раз.

Š Эта полнота впечатления оттого, что писатель сам не мог наглядеться на мир, и каждый день видел его новым и понимал всем сердцем, и каждый день жизни проводил в природе с таким вниманием к ней, как будто она и есть вся тайна и полнота жизни.

Проверка домашнего задания:

- Что нового вы узнали о М.М. Пришвине?

- Что показалось вам особенно интересным в творческом наследии писателя?

- Какие произведения М. Пришвина вы читали?

- Что вам запомнилось больше всего?

Обратите внимание на слова эпиграфа. В чем смысл этих слов? Кому они принадлежат? Что такое - эпиграф? (Эпиграф – слова перед текстом, призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.

К.Паустовский также с большой любовью относился в природе. Его произведения вы все с детства знаете. Вспомните ваши любимые.

Послушайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Обыкновенная земля». Выделите главную мысль текста. (Чтение учителем отрывка).

«Однажды, всё, оставив позади себя, я отправился пешком за волшебным колобком в край непуганых птиц записывать сказки»,- написал М.Пришвин.

Сейчас мы предлагаем вам заочно посетить места, где путешествовали М.М. Пришвин и К.Г Паустовский.

Географ (Учитель раздает карточки и предлагает учащимся ответить на вопросы по мере просмотра презентации)

Мещера – сказочный край.

Среди дремучих лесов и бескрайних заливных лугов поймы Оки сохранился удивительный по красоте и разнообразию природы край – Мещера. Мещёра - это тот идеальное место, которое городские жители ищут в хлопотах повседневной жизни, цепляясь за сомнительные и сиюминутные дела, меняя духовные ценности на материальные блага. Мещёра - это древний и мудрый лекарь и целитель, опытный врачеватель всему живому. Мещёра - доверчивое сердце России, спрятанное под покровом зеленых лесов, с девственными, по-детски невинными озёрами, с теплыми реками и чудотворной силой прохладных родников.

Мещёра – это, к счастью, всё ещё дикий и тихий уголок природы с хрупкой чистотой добродушного лика, прозрачными реками и экологически чистыми озерами, дремучими лесами и безмолвными болотами, скрытыми тропинками и безмятежным кристальным небом.

Презентация по теме «Мещера».

Повторение изученного ранее. Основные термины, положения.

Работа с картой.

Посмотрите на карту Мещёры. Какие географические названия вы знаете? Назовите их. Найдите на карте.

Вот об этих заповедных местах и писал Пришвин.

Литератор

Да, красивые, сказочные места. Сказка для М.М. Пришвина - это особое праздничное мироощущение, свойственное детям и тем взрослым людям, которые сумели сохранить в своей душе «ребенка». Поэтому сказка составной частью входит во многие его произведения, в том числе и в самые значительные: «За волшебным колобком», «Родники Берендея», «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаша», сказка-быль «Кладовая солнца». Пришвин как бы создает новую сказку, которая живет в реальном мире, и реальную действительность превращает в сказку. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Давайте вспомним, о ком и о чем идет речь в сказке-были «Кладовая солнца».

3. Работа в группах. ( Каждая группа делает вывод о своих персонажах, в соответствии с проблемным вопросом урока. Выводы записываются на доске.)

Ребята, вам было дано задание по группам проанализировать текст с точки зрения героев, изображения природы и образа автора. Послушаем, что у вас получилось.

1 группа – Герои (Настя и Митраша)

Действующие лица в художественном произведении, обладающие отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

Пересказ.

2 группа – Автор (Пришвин)

Создатель (творец) произведения литературы; субъект художественно-литературной деятельности, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения.

3 группа – Природа (Группа работает вместе с географом)

1.В широком смысле – всё существующее, весь мир в многообразии его форм.2. Бывает живой и неживой.

Работа над текстом

Художественный пересказ текста ( подготовленные ученики из 3 творческой группы – «природа» - описание восхода солнца - с.46-47 , сказка о ели и сосне – с.45, описание клюквы на болоте – с. 57-58., описание - палестинки с.59-60 – на выбор.)

Прослушивание отрывка из текста в актерском исполнении («Лет двести тому назад…») – 3 мин.

Географ

А теперь вспомним, где же оказались герои произведения, отправившись за клюквой?

А чем ещё богаты болота?

(Добавить геогр.содержание.)

Литератор

Как вы думаете, помогала ли природа детям? И чем?

Как вы считаете, чего больше: реального или сказочного в произведении Пришвина? Что общего со сказкой? (Зачин, мотив «запрета», его нарушение, испытание, развязка – победа над злом. Элементы волшебной сказки). Это мы сейчас увидим, когда обратимся к тексту произведения.

Природа у Пришвина наполнена разнообразными звуками, яркими красками. Для Пришвина не существует просто «вообще растения» или просто «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, что – нет. Наделяет животных способностью «мыслить», а растения – чувствовать и действовать.

М. М. Пришвин использовал прием слияния сказочного и реального, который дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности на земле. Природа у Пришвина одухотворена. Все описания природы у писателя пронизаны любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того чтобы передать эти чувства, он использовал самые разнообразные художественные средства и приемы.

–Давайте вспомним, какие средства художественной изобразительности помогают писателям и поэтам глубже и выразительнее раскрыть тему произведения. (эпитеты, метафоры, сравнения, антитезу, олицетворение и др.)

Вывод: писатель показывает, что чем богаче мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него мир.

Как же ведёт себя природа?

Отв. уч-ся: (Природа одушевлена) Как называется этот приём? (Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ.)

Вот мы и поработаем с вами по группам над этим приёмом.

Работа в группах по карточкам. Каждая группа коллективно работаем над заданием. Раздаются карточки.

– Вставьте примеры олицетворения в предложения:

1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово

болото ____, ______, ______. ( прокалывая, зарычали, завыли, застонали).

2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______

по невидимым камешкам. (побежал)

3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.(заиграл)

4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала)

5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали)

6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались)

7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.

(выбросило)

8) И журавли ____________ три раза не как утром «победа», а вроде как бы :

«Спите, но помните..»(прокричали)

Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали

Проверка карточек:

прочитайте, что у вас получилось. Представитель от каждой группы зачитывает правильный ответ.

– О чём говорят эти примеры? Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в произведениях?

Вывод: олицетворения помогают понять, что человек одушевляет природу, делая её живой.

4. Рефлексия (На основании выводов)

Пришвин создал сказку для всех. Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывает свою энергию в торфяных зарослях, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе.

Солнце не всегда сияет и греет, а есть в природе и тучи, и ненастье. В ней есть всё: и злое, и доброе, и спасение, и гибель. Но из всех созданий один лишь человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца, потому что он умеет хранить это и передавать другим людям тепло и свет доброты. В этом проявляется мудрость человека. Сродни духовному богатству человека богатство природное: «... вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство».

А что же мы можем сделать, чтобы сохранить для потомков нашу природу «кладовую солнца»? Что значит: быть счастливым – делать добро?

Вывод урока: Давайте же беречь то, что дала нам сама природа! Люди и природа – единое целое.

5. Заключительный этап урока – игра-викторина по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Победитель – ученик, давший самое большое количество правильных ответов.



6. Итоги урока (подведение итогов работы, выставление оценок)



7. Домашнее задание

Представьте, что вам предложили стать директором заповедника. Вам необходимо начать свою работу с создания проекта. К следующему уроку географии вы должны будете создать индивидуальный проект «Мой заповедник». Ваша работа будет оцениваться с двух сторон: географической и литературной (целесообразность, значимость проекта и правильность словесного способа выражения).

В конце урока при наличии времени просмотр отрывка из фильма «Мещерский край».



Словарная работа:

Кладовая

1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов.

2. Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности.



Приложение



Работа в группах по карточкам.

Вставьте примеры олицетворения в предложения:

1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово

болото ____, ______, ______.

2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______

по невидимым камешкам.

3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.

4) И тогда ______ сосна, и ель _________ .

5) Деревья так _______ ________.

6) Очень __________ старушки ёлки.

7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона.

8) И журавли ___________три раза не как утром «победа», а вроде как бы :

«Спите, но помните..»

Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали, прокричали




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кладовая солнца- конспект открытого интегрированного урока

Автор: Никольская Вероника Геннадьевна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства