1.»Русский язык». 6 класс, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский
2.«Бактерии. Грибы. Растения. Биология. 6 класс», автор В.В. Пасечник
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС II поколения.
Предмет | Русский язык , биология | Класс | 6 |
Тема урока | Глагол . Химический состав растений |
Тип урока | Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цели | Русский язык : Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, уметь: рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола. Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Биология: Предметные: Метапредметные: содействие развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент), созданию условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. Личностные: |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Русский язык : наклонение, время, вид, спряжение Биология: Органические и неорганические вещества, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества. |
Виды формируемых универсальные учебные действия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия |
Регулятивные: самоорганизация, осуществление планирования учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками | Биолог и филолог: Здравствуйте. На уроке предстоит работа по самостоятельному выполнению заданий для формулирования правил, анализа и сопоставления данных, а также размышления над проблемными вопросами, в том числе при работе с лабораторным химическим оборудованием и специфическими веществами | |
Мотивация к учебной деятельности |
Личностные: развитие внутренней мотивации к изучению содержания учебного биологического и филологического материала | Учебная ситуация по русскому языку. Прослушайте загадку-шутку (шуточное определение) и ответьте на вопрос: «Какая часть речи является ключевой в ней?». «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется …» (глагол) Вам уже известны некоторые сведения о глаголе как части речи, в частности то что они являются наиболее живой и подвижной единицей в речевых актах. Именно при помощи этих удивительных слов человек может побуждать к действию других людей, получать информацию о давно произошедших событиях. Так оживают картины прошлого перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем. Учебная ситуация по биологии На уроке предстоит работа в настоящей творческой биолого-филологический лаборатории для исследования роли глаголов в содержании учебных текстов и нашей жизни в целом. Также предстоит убедиться, что ни одна наука, в том числе и биология, не может обойтись без использования глаголов при характеристике живых систем. Для этого прослушайте текст о клетке как единице жизни без использования глаголов. Попробуйте подобрать глаголы для его согласования. «Клетка поистине уникальна! Она является единицей строения всего живого. Все состоят из клеток! В ее состав входят разные органоиды и химические элементы. Они выполняют специфические функции, результатом согласования которых и выступает нормальная жизнедеятельность клеток» | Глагол Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?) В текст необходимо вставить глаголы : является, состоят, входят, выполняют, выступает. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Регулятивные: планирование своей деятельность в соответствии с целями урока. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста , преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Определение темы по русскому языку Предлагаю элементы игры «Заморочки из бочки». -Перед вами предложения. В них заключен мой главный вопрос по теме урока. Интересно, удастся ли вам проникнуть в глубину моего учительского замысла? Хорошо ли мы с вами научились понимать друг друга? Удастся ли вам угадать этот вопрос? 1. Исследуй! 2. Состоят из веществ. 3. Выявил бы значение. 4. Служат источником энергии. 5. Сравнил бы. 6. Делай выводы! -Итак, в чём же заключается основной вопрос по теме урока? О чём сегодня пойдёт речь? - В контрольном листе , в котором вы сегодня будете работать, записываем тему урока. Определение темы по биологии - Только что в приведенных предложениях вы назвали глаголы относящиеся к работе ученых- исследователей, которые занимаются изучением разных объектов с определенной целью. -Вот и нам сегодня предстоит определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования. Для этого прослушайте стихотворение : | Определение ключевых понятий , по которым обучающиеся сами определяют тему урока Задание №1. (Предложения по биологии по теме : « Химический состав растений» ) Вывод: это глаголы в разных наклонениях Определяют тему по русскому языку, записывают в контрольный лист Определяют тему по биологии, записывают в контрольный лист |
Постановка проблемы |
Личностные: развитие внутренней мотивации к изучению содержания учебного биологического и филологического материала | Учитель биологии : У вас еще нет такого предмета ,как химия , вы еще не знаете ничего о химических элементах. Вспомните материал природоведения. На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы– Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. / Итак, что будет являться объектом нашего исследования? Объектом исследования являются органы растения Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать? Предмет исследования: их химический состав. Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу? Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ. Тогда нашей с вами целью будет… Цель: изучение химического состава растений. Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем. Задачи: 1. экспериментально выяснить химический состав растений; А зачем нам знать их химический состав? 2. выявить практическое значение растительных веществ; 3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока. Тема: Химический состав растений Учитель русского языка: - Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии. -Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. род спряжение время вид склонение падеж лицо число собственное или нарицательное одушевлённое или неодушевлённое инфинитив - Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга. - Посмотрите внимательно, какой категории глагола не хватает в перечне? - Легко ли вы справились с заданием? Какие основные задачи урока стоят перед нами? | Вывод: растения состоят из органических и неорганических веществ. Формулируют цели по биологии: 1. изучение химического состава растений. Задание №2. Постановка проблемного вопроса Логическое мышление Вывод: в паспорт для жителя Глаголии должны входить: начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение, наклонение Формулируют задачи по русскому языку: 1.Закрепить знания о наклонениях глагола. 2. Закрепить умение находить глаголы в разных наклонениях в тексте и правильно их употреблять в речи. 3.Определять синтаксическую роль глаголов в разных наклонениях в предложении. |
Самоконтроль |
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Контрольный лист, презентация | Выполнение заданий, самооценка, контроль в парах. |
№ УЭ | Содержание урока | Рекомендации учителя | Поле самооценки |
1 | Задание: проверь, всё ли ты приготовил для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку). Контроль: самоконтроль. | Учитель русского языка: - Настройтесь на серьёзную работу, внимательно читайте задания . Учитель биологии: - Выполняй их по определённому алгоритму. Помните о времени! | Контрольный лист |
2 | Теоретическое задание. Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Наклонение глагола». Задание: ответить на вопросы (В случае затруднения обратись к учебнику) .
| Учитель русского языка: 1.Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? Как они изменяются? 2. Что обозначают глаголы в условном наклонении? Что вы знаете об изменении глаголов в условном наклонении? 3. Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? Учитель биологии: -Давайте вспомним, какие химические вещества вы знаете? Какие вещества относятся к органическим ? Какие вещества неорганическим? | Работа с учебником. Русский язык: учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др. Биология: учебник «Биология», 6 класс/В.В. Пасечник;Пр.32 стр154-157 За каждый правильный ответ 1 балл |
3 | Задание по биологии: Лабораторная работа Цель: изучить химический состав растений Задание провести эксперимент Задание по русскому языку: Лингвистическая задача. Цель: научиться находить глаголы в разных наклонениях в тексте. Задание: определить , о каком наклонении идет речь? Контроль: самоконтроль. - О каком наклонении идет речь? | Выполняется опыт №1 Объектом нашего исследования будут зеленые листья растения . Нагреем их на слабом огне. Что появляется на стенках пробирки? Сделайте вывод. Выполняется опыт№2 Возьмем комочек теста ( оно приготовлено из муки семян растений, а следовательно имеет такой же химический состав) положим его в мешок из марли и хорошо промоем тесто в воде. вывод: В марле осталась тягучая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Вывод: В растениях есть белки Выполняется опыт №3 Добавим в стакан с мутной водой , в которой промывали тесто , 2-3 капли йода. Что наблюдаем? Вода стала синей. Это качественна реакция на углеводы. Выполняется опыт №4 Возьмем семена подсолнечника и раздавим их . Что появляется на бумаге? Минеральные соли регулируют обмен веществ. Белки являются строительным материалом Углеводы служат источником энергии. Жиры служат источником энергии .Эти вещества необходимы не только растениям ,но и человеку. Учитель русского языка: - При выполнении опытов были произнесены глаголы разных наклонений. Ваша задача - определить наклонение глаголов в предложениях (контрольный лист). 1)В состав растений входят белки ,жиры, углеводы . 2) Отсутствие или недостаток веществ нарушил бы нормальное развитие растений. 3) Для здоровья активно используй растительные вещества. Предложения записываются в контрольный лист | Вывод: биология Заполнение таблицы в контрольном листе. На стенках пробирок появились капельки воды. Это доказывает ,что органы растения содержат воду . Вывод: биология Заполнение таблицы в контрольном листе. Органы растения содержат белок. Вывод: В пшенице присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть углеводы. Вывод: жирное пятно, в семенах растений есть жиры Задание №3. |
4 | Аутогенная тренировка Цель: снять напряжение, усталость , отдохнуть, настроить на доброжелательную рабочую обстановку | Учитель биологии: Положите руки на парту, опустите голову на руки, закройте глаза.(Продолжительность 1 минута, учитель читает текст медленно, спокойно) Учитель русского языка: - Представьте, что Вы идёте по опушке леса. Весь пернатый мир радуется вашему существованию. В начале прогулки призывной дробью Вас приветствует дятел. Высоко в небе заливисто поют жаворонки. Неторопливому журчанию ручейка аккомпанирует жужжание пчёл, стрёкот сороки и щебет других лесных птиц. Под развесистой веткой ели Вы пережидаете небольшой дождь. У озера Вас встречают крики лягушек. Светит солнышко, веет ласковый ветерок… Как хорошо … Вы на уроке. Продолжаем работу. | |
5 | Задание по русскому языку: Цель: научиться определять синтаксическую роль глаголов в тексте. Задание. Определите синтаксическую роль глаголов. Контроль: самоконтроль. Задание по биологии: Задание. соотнести вещества по их принадлежности к группе. Контроль: самоконтроль. | Учитель русского языка: - В предложениях определить синтаксическую роль глаголов 1)В состав растений входят белки ,жиры, углеводы . 2) Отсутствие или недостаток веществ нарушил бы нормальное развитие растений. 3) Для здоровья активно используй растительные вещества. Учитель биологии: Зная состав растений, выполните задание в контрольном листе «Третий лишний». А) белки, углеводы, вода; Б) белки, вода, минеральные соли. | Вывод по русскому языку: глаголы в предложении являются сказуемыми Задание № 4. Предложения записываются в контрольный лист. Ученики выполняют задание. |
6
| Задание по русскому языку: Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему. . Задание по биологии: Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему. | Учитель русского языка: 1 уровень: Защищать (организм) Строить (клетку) Накапливать (энергию) 2 уровень: № 1 № 2 № 3 Зашищал защитил бы защити Строил бы построй строю Накапливай накопить бы накопи
Мы выяснили с вами химический состав растений . Представьте ваши знания в виде схемы «Вещества растений». | Задания: 1.Глаголы в неопределенной форме поставить в разные формы наклонения. 2.«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов. Контроль: самоконтроль Задания: составить схему |
7 | Физкультминутка | Учитель русского языка - Я буду называть глаголы, а вы: ─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe; ─ если услышите глагол в условном наклонении – вытяните руки в сторону; ─ если в повелительном наклонении – руки вниз: бегут, торопятся ручьи (тянутся вверх) я написал бы, если б не устал (руки в сторону) садись напротив меня ( руки вниз) люблю солнечную погоду (тянутся вверх) если бы вы растаял снег, то появились бы подснежники (руки в сторону) потянитесь к солнцу ( руки вниз) | |
8 | Цель: развитие речи | Живые организмы ( ?) из воды, минеральных и органических веществ. Если ( ? ) белка в составе растения, то они не ( ?). Человек! (? ) за здоровьем! | Задание: Подберите по смыслу глаголы так, чтобы они были в разных наклонениях |
9 | Рефлексия деятельности на уроке | 1.«Сегодня я узнал ….» « На уроке было интересно ….» «У меня получилось…» «Я смог…» «Меня удивило…» 2.Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно» Жёлтый цвет –« Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – Помогите! Мне требуется помощь! | 1.Прием «Незаконченные предложения». 2.Приём «Моё настроение». Предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке. |
10 | Домашнее задание: 1) повторить теоретические сведения о морфологических признаках глагола; 2) Параграф №32, задание в рабочей тетради №194, подготовить сообщения о растениях , из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства. Контроль: индивидуальный на следующем уроке. | Учитель русского языка: -Я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы: «Если б я был волшебником». Задача – показать свои желании, фантазии. «Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле. «Я волшебник. Я повелеваю». Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо. Учитель биологии: пр.№32, задание в рабочей тетради №194, подготовить сообщения о растениях , из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства. | |