Интегрированный урок русского языка и биологии. Презентация
Интегрированный урок русского языка и биологии. Презентация
Цель данного урока: Формирование представления о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом;
• Изучение наследования признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, и возникновение некоторых генетических болезней;
• закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи),
• формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку в частях А, В1-В14.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и биологии. Презентация »
МКОУ Половино-Черемховская СОШРабота с текстом «Генетика пола»
Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе Учитель русского языка Чистова Т.С.
Учитель биологии Северина А.Л.
Цели урока:
1 . Обучающие :
Формирование представления о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом;
Изучение наследования признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, и возникновение некоторых генетических болезней;
закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи),
формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку в частях А, В1-В14,
2. Развивающие:
развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков;
развитие эстетического вкуса.
3 . Воспитательные:
формирование научного мировоззрения о закономерностях наследования признаков;
предупреждение эмоциональных и умственных перегрузок учащихся в период подготовки к ГИА по русскому языку и биологии (здоровьесберегающая технология интегрированных уроков)
Эпиграф:
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…»
Антон Павлович Чехов
Докажите
М ожно ли высказывание, приведённое в эпиграфе считать текстом?
Назовите признаки научного стиля
Присутствует точное научное описание и научные термины, используются числительные, характерные для научного стиля, слова употребляются только в прямом значении, но не в переносном. Слова стилистически нейтральные. Прямой порядок слов. Отсутствие ярких выразительных средств.
Ответьте на вопросы
К какому жанру научного стиля отнесём текст?
Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она высказана?
Назовите тип речи.
Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.
Правильно
К какому жанру научного стиля отнесём текст?(Учебная статья)
Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она высказана? (Генетика пола. Предложение №2)
Назовите тип речи.(Рассуждение: тезис, аргумент, вывод)
Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.(Повторы: Предложения №2-3 «зигота» «в зиготе». Замена сущ. местоимением: «хромосомы» – «они». Вводные слова со смыслом вывода: «значит», «таким образом»)
Если в зиготу попадают две X -хромосомы , то получается девочка.
XY
XY
XX
Мальчик получится, если от мамы придет X -хромосома , а от папы – Y -хромосома.
Задание: Спишите эти предложения , сделайте синтаксический разбор.
Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют…
Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки, называют…
Общее число, размер и форма хромосом- …
Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют
аутосомами.
Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют
половыми хромосомами
Общее число, размер и форма хромосом- кариотип
Исправь ошибки
Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в гетерохромосомах
Правильно
Наследование признаков называют сцеплённым с полом , если гены локализованы в гетерохромосомах
«Шифр»
Из данных ключевых слов составить сложноподчинённое предложение:
рецессивные, проявляются, мужской пол, фенотипически, X -хромосомы, Y -хромосомы, гены
Правильно
Рецессивные гены, локализованные в X -хромосомах, проявляются у мужского пола фенотипически, потому что в Y -хромосоме эти гены отсутствуют
Найдите соответствия:
Кариотип.
Половые хромосомы
Аутосомы.
Гетерогаметный пол
Гомогаметный пол.
1 . Пара различающихся хромосом,
неодинаковых у самца и самки .
2 . Пара различающихся хромосом,
неодинаковых у самца и самки .
Одинаковые по внешнему виду
хромосомы в клетках раздельнополых
организмов.
3. Общее число, размер
и форма хромосом
4. XY
5. XX
Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом.
В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.
Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.
Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом, например, цветовой слепоты, раннего облысения и гемофилии у человека.
Молекулярные (генные болезни)
Гемофилия– сцепленный с полом рецессивный признак,
при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.
Один из наиболее хорошо документированных примеров наследования гемофилии мы находим в родословной потомкованглийской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей
Генеалогическое древо королевской семьи
Семья НиколаяII
Цесаревич Алексей и царица Александра Федоровна
Варианты наследования гена гемофилии:
Генотип
Фенотип
XHXH
Здоровая женщина
XHXh
Здоровая женщина (носитель)
XHY
Здоровый мужчина
XhY
Мужчина – гемофилик
XhXh
Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален.
Р
женщина носительХздоровый мужчина
F
Здоровая девочка Здоровая девочка
Девочка – носитель гена гемофилии
Мальчик- гемофилик
Расставьте знаки препинания и решите задачу
Вы подумайте немножко
Кто я
Кот
А может кошка
Х В Х В- черная кошка
Х в Х в – рыжая кошка
Х В У- черный кот
Х в У- рыжий кот
Р Х В Х В Х в У
Черная кошка Х Рыжий кот
Гаметы Х В Х В Х в У
F 1 Х В Х в Х В У
Черепаховая
Черный
Кот
кошка
Домашнее задание
Решить задачу :
В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук- дальтоник?
Составить СПП
со словами «доминанта» и «рецессивность» с разными видами придаточных, сделать синтаксический разбор (не менее 6 предложений).
Рефлексия
«Моя самооценка урока»
Литература:
Смирнова Т. Г., Кузьмина О.В. – Биология,№ 22, 2007