kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и биологии. Презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: Формирование представления о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом; • Изучение наследования признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, и возникновение некоторых генетических болезней; • закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи), • формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку в частях А, В1-В14.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и биологии. Презентация »

МКОУ Половино-Черемховская СОШ  Работа с текстом «Генетика пола» Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе  Учитель русского языка Чистова Т.С. Учитель биологии Северина А.Л.

МКОУ Половино-Черемховская СОШ Работа с текстом «Генетика пола»

Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе Учитель русского языка Чистова Т.С.

Учитель биологии Северина А.Л.

Цели урока:   1 . Обучающие :

Цели урока:

1 . Обучающие :

  • Формирование представления о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом;
  • Изучение наследования признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, и возникновение некоторых генетических болезней;
  • закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи),
  • формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку в частях А, В1-В14,
  • 2. Развивающие:
  • развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков;
  • развитие эстетического вкуса.
  • 3 . Воспитательные:
  • формирование научного мировоззрения о закономерностях наследования признаков;
  • предупреждение эмоциональных и умственных перегрузок учащихся в период подготовки к ГИА по русскому языку и биологии (здоровьесберегающая технология интегрированных уроков)
Эпиграф:

Эпиграф:

  • «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…»
  • Антон Павлович Чехов
Докажите

Докажите

  • М ожно ли высказывание, приведённое в эпиграфе считать текстом?
Назовите признаки научного стиля Присутствует точное научное описание и научные термины, используются числительные, характерные для научного стиля, слова употребляются только в прямом значении, но не в переносном. Слова стилистически нейтральные. Прямой порядок слов. Отсутствие ярких выразительных средств.  

Назовите признаки научного стиля

  • Присутствует точное научное описание и научные термины, используются числительные, характерные для научного стиля, слова употребляются только в прямом значении, но не в переносном. Слова стилистически нейтральные. Прямой порядок слов. Отсутствие ярких выразительных средств.

 

Ответьте на вопросы

Ответьте на вопросы

  • К какому жанру научного стиля отнесём текст?
  • Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она высказана?
  • Назовите тип речи.
  • Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.
Правильно

Правильно

  • К какому жанру научного стиля отнесём текст? (Учебная статья)
  • Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она высказана? ( Генетика пола. Предложение №2)
  • Назовите тип речи. (Рассуждение: тезис, аргумент, вывод)
  • Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте. (Повторы: Предложения №2-3 «зигота» «в зиготе». Замена сущ. местоимением: «хромосомы» – «они». Вводные слова со смыслом вывода: «значит», «таким образом»)
  •  
Если в зиготу попадают две X -хромосомы , то получается  девочка. XY XY XX Мальчик  получится, если от мамы придет X -хромосома , а от папы – Y -хромосома. Задание: Спишите эти предложения , сделайте синтаксический разбор.

Если в зиготу попадают две X -хромосомы , то получается девочка.

XY

XY

XX

Мальчик получится, если от мамы придет X -хромосома , а от папы – Y -хромосома.

Задание: Спишите эти предложения , сделайте синтаксический разбор.

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют…  Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки, называют… Общее число, размер и форма хромосом- …

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют…

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки, называют…

Общее число, размер и форма хромосом- …

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют  аутосомами. Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами Общее число, размер и форма хромосом-  кариотип

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют

аутосомами.

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют

половыми хромосомами

Общее число, размер и форма хромосом- кариотип

Исправь ошибки

Исправь ошибки

  • Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в гетерохромосомах
Правильно

Правильно

  • Наследование признаков называют сцеплённым с полом , если гены локализованы в гетерохромосомах
«Шифр»

«Шифр»

  • Из данных ключевых слов составить сложноподчинённое предложение:
  • рецессивные, проявляются, мужской пол, фенотипически, X -хромосомы, Y -хромосомы, гены
Правильно

Правильно

  • Рецессивные гены, локализованные в X -хромосомах, проявляются у мужского пола фенотипически, потому что в Y -хромосоме эти гены отсутствуют
Найдите соответствия: Кариотип.  Половые хромосомы  Аутосомы.  Гетерогаметный пол  Гомогаметный пол. 1 . Пара различающихся хромосом,  неодинаковых у самца и самки . 2 . Пара различающихся хромосом,  неодинаковых у самца и самки . Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов. 3. Общее число, размер и форма хромосом 4. XY 5. XX

Найдите соответствия:

  • Кариотип.
  • Половые хромосомы
  • Аутосомы.
  • Гетерогаметный пол
  • Гомогаметный пол.

1 . Пара различающихся хромосом,

неодинаковых у самца и самки .

2 . Пара различающихся хромосом,

неодинаковых у самца и самки .

Одинаковые по внешнему виду

хромосомы в клетках раздельнополых

организмов.

3. Общее число, размер

и форма хромосом

4. XY

5. XX

Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют  сцепленными с полом. В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.  Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.  Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом, например, цветовой слепоты, раннего облысения и гемофилии у человека.

Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом.

В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.

Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивны.

Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом, например, цветовой слепоты, раннего облысения и гемофилии у человека.

Молекулярные (генные болезни)   Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.        Один из наиболее хорошо документированных примеров наследования гемофилии мы находим в родословной потомков английской королевы Виктории . Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей

Молекулярные (генные болезни)

Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный признак,

при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.

Один из наиболее хорошо документированных примеров наследования гемофилии мы находим в родословной потомков английской королевы Виктории . Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей

Генеалогическое древо королевской семьи

Генеалогическое древо королевской семьи

Семья Николая II

Семья Николая II

Цесаревич Алексей и царица Александра Федоровна

Цесаревич Алексей и царица Александра Федоровна

Варианты наследования гена гемофилии : Генотип Фенотип X H X H Здоровая женщина X H X h Здоровая женщина (носитель) X H Y Здоровый мужчина X h Y Мужчина – гемофилик X h X h Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален.

Варианты наследования гена гемофилии :

Генотип

Фенотип

X H X H

Здоровая женщина

X H X h

Здоровая женщина (носитель)

X H Y

Здоровый мужчина

X h Y

Мужчина – гемофилик

X h X h

Ген гемофилии в гомозиготном состоянии- летален.

Р женщина носитель Х здоровый мужчина F   Здоровая девочка Здоровая девочка  Девочка – носитель гена гемофилии  Мальчик- гемофилик

Р

женщина носитель Х здоровый мужчина

F

Здоровая девочка Здоровая девочка

Девочка – носитель гена гемофилии

Мальчик- гемофилик

Расставьте знаки препинания и решите задачу Вы подумайте немножко Кто я  Кот  А может кошка

Расставьте знаки препинания и решите задачу

Вы подумайте немножко

Кто я

Кот

А может кошка

Х В Х В- черная  кошка Х в Х в – рыжая кошка Х В У- черный кот Х в У- рыжий кот

Х В Х В- черная кошка

Х в Х в – рыжая кошка

Х В У- черный кот

Х в У- рыжий кот

Р Х В Х В Х в У Черная  кошка Х Рыжий  кот Гаметы  Х В Х В Х в  У F 1  Х В Х в  Х В У Черепаховая Черный Кот кошка

Р Х В Х В Х в У

Черная кошка Х Рыжий кот

Гаметы Х В Х В Х в У

F 1 Х В Х в Х В У

Черепаховая

Черный

Кот

кошка

Домашнее задание Решить задачу : В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук- дальтоник? Составить СПП со словами «доминанта» и «рецессивность» с разными видами придаточных, сделать синтаксический разбор (не менее 6 предложений).

Домашнее задание

Решить задачу :

В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук- дальтоник?

Составить СПП

со словами «доминанта» и «рецессивность» с разными видами придаточных, сделать синтаксический разбор (не менее 6 предложений).

Рефлексия

Рефлексия

  • «Моя самооценка урока»
  • Литература:
  • Смирнова Т. Г., Кузьмина О.В. – Биология,№ 22, 2007


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интегрированный урок русского языка и биологии. Презентация

Автор: Чистова Татьяна Степановна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта и презентация к интегрированному уроку " Мой питомец""
    ["seo_title"] => string(78) "tekhnologicheskaia_karta_i_prezentatsiia_k_integrirovannomu_uroku_moi_pitomets"
    ["file_id"] => string(6) "598541"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642868488"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок по русскому языку и истории "Цифры и факты" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-russkomu-iazyku-i-istorii-tsifry-i-fakty-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417853406"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "План проведения открытого интегрированного урока теоретического обучения Тема «Свойства металлов и сплавов. Трансформаторы»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_proviedieniia_otkrytogho_intieghrirovannogho_uroka_tieorietichieskogho_obuc"
    ["file_id"] => string(6) "355492"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478333886"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Презентация к уроку "Вода, вода, кругом вода". "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-k-uroku-voda-voda-krughom-voda"
    ["file_id"] => string(6) "152685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420895006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства