Интегрированный урок «Будь здоров на сто годов» с применением здоровьесберегающей технологии. Русский язык . 6 класс.
Интегрированный урок «Будь здоров на сто годов» с применением здоровьесберегающей технологии. Русский язык . 6 класс.
Интегрированный урок (русский язык и биология) напрвлен на развитие устной и письменной речи учащихся. Целью урока является формирование знаний о здоровом питании и привитии навыков здорового образа жизни. На примерах знаний учащихся по биологии, шестиклассники повторяют пройденный материал по синтаксису и орфографии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Будь здоров на сто годов» с применением здоровьесберегающей технологии. Русский язык . 6 класс. »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Балашова Саратовской области»
Интегрированный урок
«Будь здоров на сто годов»
Русский язык
6 класс.
Автор:
учителя русского языка и литературы Карькаева Людмила Николаевна
МОУ «СОШ №12 г.Балашова Саратовской области»
Цели:
Развивать устную и письменную речь.
Формировать знания о законах здорового питания, учить детей выбирать полезные продукты.
На доске написано: ь – в н и з т и а ж м о н т ы э и
Обратите внимание на доску, здесь спрятаны три важных слова, отгадайте зашифрованную фразу (Витамины – это жизнь).
Учитель. Как вы думаете, что такое здоровье? А что вы слышали о витаминах? Связано ли наше состояние с теми продуктами, которые мы употребляем в пищу? (ответы детей)
Правильно. Здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему вся работа по плечу. Но это еще не все… Сегодня мы с вами узнаем, что следует есть, чтобы действительно быть здоровыми.
Запишите определение: «Витамины – это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания реакций в организме».
Учитель. После знакомства с витаминами вам нужно будет написать небольшое сочинение – рассуждение о пользе витаминов. По каждому предложенному тексту вы будете выполнять определённое задание по теме «Простые и сложные предложения». Из данного текста выпишите любое простое предложение, которое вам запомнилось. Итак, познакомьтесь с нашими гостями и послушайте их рассказы.
Витамин В1: В 1890 г. голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У местных жителей немели руки и ноги, поражались нервы конечностей, расстраивалась походка. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает “оковы”.
Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда Эйкман кормил кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. При кормлении неочищенным рисом они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями, и только в последние десятилетия удалось выделить вещества из отрубей в чистом виде – жёлтые кристаллики. Их получил польский биохимик Функ. Одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Это вещество было названо витамином В1 , то есть моим именем. Животные и человек меня синтезировать не могут, и их жизнь зависит от поступления меня из внешней среды. Меня синтезируют растения и многочисленные виды микроорганизмов. Я живу в дрожжах, зародышах и оболочках зерновых злаков, в хлебе из крупного помола, молоке, рыбе, рисе, фруктах, яйцах. У нас большая семья. Например, мой брат – витамин В2. Мало кто знает, что если его нет в организме, то вы будете страдать поражением слизистой оболочки рта, губ. У вас появятся трещины, начнётся шелушение кожи, светобоязнь, слезотечение. Могут быть тошнота, психические расстройства.
А вот мой брат, Витамин В12… (его прерывает витамин А)
Витамин А: Да хватит, имей совесть.
Учитель. Проверяем предложение. Скажите, а знаете ли вы что-нибудь о продуктах, содержащих витамины? Назовите их. (Называют).
Когда будете слушать про другой витамин, найдите сложное предложение, выпишите и разберите его.
Витамин В12: Я сам могу о себе рассказать. Вы знаете, что за болезнь – злокачественное малокровие? Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Когда установили связь этой болезни с недостатком в организме витамина В, больным стали давать полусваренную или сырую печень. Из вытяжки печени химики в 1948 году получили красные кристаллы, и это был я – витамин В12. Только потом учёные узнали, что я образуюсь бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадаю с кормом в желудок и кишечник животного. Когда меня много, я откладываюсь в печени. Знайте, каждый день вы должны употреблять меня в небольшом количестве с пищей. И запомните, если меня будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, спутанности мышления. Обычно меня много в следующих продуктах: в семенах злаковых, бобовых, в пивных дрожжах, икре, печени, яичном желтке, арахисе, кукурузе, макаронах.
Учитель. Проверяем разбор предложения.
Среди вас есть аскорбиновая кислота — это витамин С. Ты что молчишь? Может, скажешь о себе что-нибудь? Ведь твоё присутствие в организме увеличивает устойчивость витаминов Bl, B2, А.
Витамин С: Да, вы всё уже обо мне сказали в начале своего рассказа о путешественниках. Болезнь цинга появляется, когда меня не хватает в организме. Одно добавлю, я помогаю ещё людям справляться со стрессом. Кроме того, необходимо помнить, меня постоянно надо добавлять в организм, а живу я в таких растениях, как шиповник, черная смородина, лимон, зеленый лук, грецкие орехи (говорит скромно), но я считаю, что я не главный витамин. Давайте послушаем витамин А. Тем более, он так нетерпелив.
Учитель. Сейчас ваша задача – после прослушивания устно назвать простое предложение, осложнённое однородными членами. Ряды однородных членов могут быть любыми.
Витамин А: Спасибо, друг. Наконец-то и мне дали слово! Впервые я был выведен из моркови, поэтому и назвали меня каратиноидом (от англ. carrot – морковь). У нас очень большой род. Нас насчитывается около 500. Проблемы организма при недостаточном моём присутствии знают многие: кожа становится шероховатой, волосы сухими и ломкими, появляются угри. Но самая опасная болезнь – “куриная слепота”, так как ретинол – составная часть светочувствительного вещества в сетчатке глаза и если меня нет, вы плохо видите, особенно вечером.
Учитель: Уважаемый Ретинол, а теперь расскажите, где вы живёте и как пополнить вами организм человека?
Витамин А: Я могу находиться как в растительной (шпинат, томат, зеленый горошек), так и в животной пище (сливочное масло, рыбий жир, печень, сливки, сметана). И запомните, пожалуйста: наличие витамина А – это один из главных факторов, ответственных за то, что дети в более развитых странах гораздо легче переносят инфекционные заболевания, такие как корь, ветряная оспа, тогда как в странах с низким уровнем жизни намного выше смертность. Я защищаю от простуд, гриппа, инфекций дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочевых путей.
Учитель: Большое спасибо вам за информацию. Ну, кому ещё предоставить слово?
Витамин D: Ну, мне кажется, настала наша очередь.
Учитель. А сейчас попробуйте найти предложение, в котором пропущен один главный член, а на месте пропуска нужно поставить тире.
Витамин D: Тогда давайте знакомиться: я витамин D. Я образуюсь под действием ультрафиолета в тканях животных, растений и человека. В животной пище меня можно найти в желтке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, икре. А в растениях — в люцерне, хвоще, крапиве, петрушке. Моё образование под действием солнечного света зависит от многих факторов: это возраст (в старом организме меньше витамина D), исходная пигментация (чем темнее кожа, тем меня меньше), уровня загрязнения атмосферы и т.п. Если меня мало, может возникнуть заболевание “рахит”, связанное со слабыми костями. Более лёгкие формы дефицита проявляются такими симптомами, как потеря аппетита, снижение веса, жжение во рту и горле, бессонница. Ну, хватит о плохом.
Проверяем предложение.
Учитель: Нам так понравились ваши истории! И я от всех хочу вас поблагодарить за интересные рассказы. А наших слушателей хочу предупредить, что потребность организма в разных витаминах различна. Для большей части витаминов потребление каждого из них по 2–3 мг в сутки вполне достаточно. Современная промышленность выпускает огромное количество витаминных препаратов. Но употреблять их нужно дозированно. Избыток витаминов, которые принимают в виде аптечных препаратов, может быть вреден.
Витамин А: Например, чрезвычайное потребление витамина А вызывает поражение печени, судороги, отложение солей в суставах.
Витамин D: Особенно вредно превышение нормы (0,003 мг) потребления витамина D, избыток которого может вызвать отравление.
Учитель: А в каком же виде лучше употреблять витамины: натуральном или искусственном? Естественные витамины – биологический комплекс, он имеет особую структуру и естественно связан с другими веществами. Но даже летом и осенью витамины, содержащиеся в свежих продуктах, не могут обеспечить потребности организма.Искусственный витамин – это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина. Как правило, лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина. «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению. На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов.
А какие продукты любите вы? (Дети рассказывают).
А что вы знаете о вреде любимых вами чипсов и газированных напитков?
Вред чипсов перевешивает сомнительную пользу этого продукта. Согласно проведенным исследованиям, даже здоровый человек после ежедневного употребления пачки чипсов в день в течение месяца начинает мучиться изжогой, гастритом и болезнями кишечника. А более длительное употребление в пищу опасного продукта может привести к накапливанию холестерина и возникновению холестериновых бляшек в сосудах.
Из-за того, что количество опасных канцерогенов в чипсах в 500 раз превышает норму, могут возникнуть раковые опухоли. К тому же, в чипсах много соли, что не может не сказаться на обмене веществ.
Кроме того, избыток хлорида натрия вызывает сердечные заболевания и нарушения роста костей. Помните мрачную поговорку о том, что человек роет ножом и вилкой себе могилу? Это как раз тот случай.
А чрезмерное употребление газированных напитков может привести к разрушению зубной эмали, почечным коликам, ожирению печени, потере аппетита и тошноте.
Мы познакомились с некоторыми полезными для человека веществами и вредными. Конечно, их значительно больше. Когда вы будете составлять презентации, можете найти и изучить любую другую информацию. Порассуждайте сейчас о том, для чего же нужны витамины человеку? Стоит ли рисковать своим здоровьем ради пачки чипсов? Не забудьте, что сочинение – рассуждение строится по плану: тезис - доказательства – вывод. В своём сочинении вы можете употреблять простые предложения, простые осложнённые предложения, сложные предложения. Вам можно выбрать названия : «Здоровье за деньги не купишь», «Яблоко на ужин – и врач не нужен», «Как полезно, так и вкусно есть морковку и капусту», «Зелень на столе – здоровье на сто лет».
Учитель. Вам предстоит сейчас составить презентацию по теме : «Витамины» или «Антивитамины». Можете использовать загадки, пословицы о здоровье и витаминах. (В качестве примера смотрим представленную презентацию).
Просмотр и обсуждение составленных презентаций. Выводы. Подведение итогов урока.