Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе. Тема: Работа с текстом "Генетика пола"
Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе. Тема: Работа с текстом "Генетика пола"
Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе преследует следующие цели: Формирование представления о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом;
• Изучение наследования признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, и возникновение некоторых генетических болезней;
• закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи),
• формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку в частях А, В1-В14.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и биологии в 9 классе. Тема: Работа с текстом "Генетика пола" »
МКОУ Половино-Черемховская СОШ
Тайшетского района Иркутской области
Сценарий интегрированного урока русского языка и биологии в 9 классе
Учитель русского языка Чистова Татьяна Степановна
Учитель биологии Северина Анна Лаврентьевна
Продолжительность занятия – 1 урок (45 мин.)
Тема урока: Работа с текстом научного стиля «Генетика пола» (интегрированный урок по русскому языку и биологии)
Цели урока: (Слайд 2)
1. Обучающие:
Формирование представления о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом;
Изучение наследования признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах, и возникновение некоторых генетических болезней;
закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, позиция автора, стиль, тип речи),
формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку в частях А, В1-В14,
2. Развивающие:
развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков;
развитие эстетического вкуса.
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому слову посредством анализа текста;
формирование научного мировоззрения о закономерностях наследования признаков;
предупреждение эмоциональных и умственных перегрузок учащихся в период подготовки к ГИА по русскому языку и биологии (здоровьесберегающая технология интегрированных уроков)
Виды деятельности учащихся: аналитическая, творческая, решение речевых и проблемных ситуаций, наблюдение, решение тестовых заданий, рефлексия.
Формы работы учителей: слово учителя биологии и русского языка, фронтальный опрос, аналитическая работа, эвристическая беседа, демонстрация презентации, создание речевой ситуации, консультирование учащихся.
Оборудование: презентация к уроку, распечатка текста по количеству учащихся «Наследники королевы Виктории», карточки-задания для физминутки.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель русского языка: Сегодня у нас не простой, а бинарный урок. (Дает понятие «бинарный урок»). Заимствованная морфема сохранила своё значение и в др. словах. Каких? (бинокль, биполярный, бином). Попробуем сформулировать бинарную, интегрированную цель урока
(Ученики): Формировать навыки лингвистического анализа текста, используя материал темы, изучаемой по биологии.
Актуализация знаний.
Учитель русского языка: Ребята! Мы проведём терминологический диктант, который позволит проверить, как вы усвоили написание некоторых терминов прошлого урока, а также лексическое значение этих слов. Комментируем по очереди.
Учитель биологии проверяет, правильно ли дети трактуют понятия, учитель русского языка
проверяет орфографическую грамотность.
Терминологический диктант.
Аллельные гены-гены, расположенные в одних и тех же точках гомологичных хромосом. Аллель может быть доминантной и рецессивной.
Генотип - совокупность генов в генетическом наборе у данного вида.
Гетерозиготность - состояние гибридного генетического набора, при котором гомологичные хромосомы содержат различные аллели.
Гомологичные хромосомы- хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковый набор аллельных генов.
Доминантность - преимущественное появление в фенотипе одного из двух парных генетических признаков в противоположность рецессивному признаку.
Мутация - случайное изменение генетического материала, передающееся по наследству.
Рецессивность - отсутствие проявляемости данного аллеля в паре с доминантным аллелем.
Фенотип- совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатами взаимодействия генотипа особи и окружающей среды.
Изучение нового материала.
Учитель русского языка: Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова А.П. Чехова : «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…» (Слайд 3). Красота – это фенотипический (внешний) признак человека, он зависит от набора хромосом, т.е. генотипа. Об этом и поговорим.
Но для начала скажите, можно ли высказывание, приведённое в эпиграфе считать текстом?
(нет, это простое предложение, осложненное однородными членами и обобщающим словом. Высказывание обладает смысловой завершённостью, но представляет собой 1 только предложение) (Слайд 4)
Назовите признаки научного стиля речи. (Присутствует точное научное описание и научные термины, используются числительные, характерные для научного стиля, слова употребляются только в прямом значении, но не в переносном. Слова стилистически нейтральные. Прямой порядок слов. Отсутствие ярких выразительных средств.) (Слайд 5)
Учитель биологии: Но вернёмся к генетике пола.
Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают. Почему у животных определенные фенотипические признаки также зависят от пола?
В каком случае слова А. П. Чехова о красоте будут совершенно справедливы?
Перед вами текст, внимательно его прочитайте. (Текст на столе у каждого обучающегося). На чтение текста отводится 6 минут. Читают 2 раза.
Учитель русского языка: Сделаем краткий лингвистический анализ текста. (Слайд 6)
К какому жанру научного стиля отнесём текст? (Учебная статья)
Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она высказана? (Генетика пола. №2)
Назовите тип речи. (Рассуждение: тезис, аргумент, вывод)
Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте. (Повторы: №2-3 «зигота-в зиготе», замена существительного местоимением: «хромосомы – они», вводные слова со смыслом вывода: «значит», «таким образом»)
(Проверка – Слайд 7)
Учитель биологии: Решим задачи:
Если в зиготу попадают две X-хромосомы, то получается …? (девочка)
Если в зиготу попадают от мамы – X-хромосома, а от папы – Y-хромосома, то получается…? (мальчик). (Слайд 8)
Учитель русского языка: Спишите на выбор предложение про мальчика или девочку, сделайте синтаксический разбор. (Взаимопроверка)
Учитель биологии: А сейчас проверим, как вы усвоили содержание статьи:
Как называют одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов?
аутосомами.
Как называют пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки?
половыми хромосомами
Вспомните, что такое кариотип?
(Проверка – Слайд 9)
Учитель русского языка: Прочитайте предложение, найдите ошибки, запишите в тетрадь в исправленном виде. (Слайд 11. Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в гетерохромосомах)
(Проверка – Слайд 12: Правильно - Наследование признаков называют сцеплённымс полом,если гены локализованы в гетерохромосомах )
Учитель русского языка: (Слайд 13) Из данных ключевых слов составить сложноподчинённое предложение, осложнённое обособленным определением: рецессивные, проявляются, мужской пол, фенотипически, X-хромосомы, Y-хромосомы, гены.
(Проверка – Слайд 14) Рецессивные гены, локализованные в X-хромосомах, проявляются у мужского пола фенотипически, потому что в Y-хромосоме эти гены отсутствуют.
Физминутка: В разных местах класса находятся листочки с половинками фраз по данной теме, которые нужно восстановить, найдя соответствие. Выполнить задание на скорость, сотрудничая и помогая друг другу.
Проверка – Слайд 15.
Учитель биологии: Гены, находящиеся в половых хромосомах, называют сцепленными с полом. В X-хромосоме имеется участок, для которого в Y- хромосоме нет гомолога.
Поэтому у особей мужского пола признаки, определяемые генами этого участка, проявляются даже в том случае, если они рецессивные. Эта особая форма сцепления позволяет объяснить наследование признаков, сцепленных с полом, например, цветовой слепоты, раннего облысения и гемофилии у человека. (Слайд 16)
Самостоятельная работа.Учитель русского языка: Прочитать текст «Наследники английской королевы Виктории». Разбить текст на микротемы. Составить и записать в тетрадь по русскому языку простой план данного текста. (Слайды 17-21)
Текст:
Среди редких болезней одна хорошо известна широкой публике. Это гемофилия. Знают ее, потому что болезнь эта в какой-то мере определила ход российской истории. Гемофилией страдал единственный сын Николая Второго цесаревич Алексей.
Гемофилия – наследственное нарушение свертывания крови. Страдают этой болезнью мужчины, но передается она по женской линии. Если у отца гемофилия, а у матери ее нет, ни у одного из сыновей гемофилии не будет, но все дочери станут носителями гена гемофилии и могут передать его своим детям. Если мать является носительницей гемофилии, а отец не болен ею, то вероятность унаследовать гемофилию у сыновей – 50%, а у дочерей стать носительницами гена гемофилии – тоже 50%. У цесаревича Алексея было много шансов получить эту болезнь: гемофилией страдали родственники по разным линиям: сын и внуки английской королевы Виктории, брат и племянники царицы Александры Федоровны.
Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при нарушении целостности кожи, ушибе и даже самопроизвольно. Большинство кровоизлияний происходит внутренне, обычно в суставы (коленный, голеностопный и локтевой) и мышцы (наиболее серьезные – в переднюю часть паховой области, икроножную мышцу и предплечье). Внутричерепные, горловые, паховые, внутрикишечные кровотечения представляют угрозу для жизни. Многократные кровоизлияния в суставы могут вызвать повреждение хряща и кости, что ведет к хроническому артриту и потере трудоспособности. Средняя продолжительность жизни больных в мире – 40–45 лет.
За сто лет, прошедших после рождения несчастного наследника престола Российской империи, научились лечить гемофилию. Лечить, но не вылечивать. Больным вводят заместительные факторы свертывания крови.
Уменьшению вероятности появления в семьях наследственно больных детей призваны способствовать медико-генетические консультации. Ранняя диагностика наследственных заболеваний позволяет применить необходимые методы лечения. Важен учёт наследственности в реакции разных людей на лекарства и другие химические вещества. Бесспорна роль молекулярно-генетических механизмов в этиологии злокачественных опухолей.
(слайды 22-23)
IV. Закрепление.Учитель биологии: Почему не бывает черепаховых котов?(слайд 24)
Рассмотрим, как наследуется окраска у кошек. Часто встречаются черные коты и черные кошки, рыжие коты и редко рыжие кошки, но котов с черепаховой окраской не бывает. Этот факт объяснили, когда выяснили, что наследование данного признака сцеплено с полом.
Какое потомство получится от скрещивания черной кошки и рыжего кота, если ген черной окраски шерсти доминантен по отношению к гену рыжей окраски и наследуется сцеплено с Х - хромосомой?
Решение задачи: (слайд 25-26)
Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х-хромосоме. В У - хромосоме они отсутствуют. Обозначим Х-хромосому, несущую аллель В - ХВ, а Х-хромосому с аллелем b – Хb. Поэтому возможны такие комбинации:
ХBXВ – черная кошка; ХBУ – черный кот
XbХb – рыжая кошка; ХbУ – рыжий кот
ХBХb – черепаховая кошка
Так как мужская особь имеет только одну Х-хромосому, то кот может быть или черным, или рыжим, но не может иметь черепаховую окраску, потому что для ее развития необходимо одновременное присутствие генов B и b.
V. Итоги урока.
Выводы:
Хромосомы у организмов делятся на аутосомы и половые хромосомы.
Наследование признаков организма, а также некоторых заболеваний у человека, происходит через половые хромосомы, т.е. сцеплено с полом.
У многих видов расщепление по признаку пола происходит в соотношении 1:1
Хромосомная теория наследственности, дала точное и единое объяснение всех явлений наследования при половом размножении.
Мы на уроке потрудились над развитием речетворческих и аналитических навыков, обогатили словарный запас специальными терминами, поупражнялись в грамматическом строе речи, анализе синтаксических структур СПП, готовы к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Рефлексия (Слайд – 26)
VII. Задание на дом.
Параграф учебника.
Решите задачу :
В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук-дальтоник?
Составьте СПП
со словами «доминанта» и «рецессивность» с разными видами придаточных, сделайте синтаксический разбор предложений (не менее 6 предложений).
Литература:
Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, .-М.: 2008. Допущено МО и Н Российской Федерации.