kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный  урок родного языка   в 8 классе.

« Не русский я, но россиянин…»

«Если бы я ничего не читал о Башкирии,

 кроме книг МустаяКарима,

и не видел ни одного башкира,

кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать,

что знаю Башкирию и ее народ»,

-пишет известный дагестанский поэт Кайсын Кулиев.

Цели и задачи урока. 

1.     Познакомить детей с выдающимся земляком, Мустафой Са?фич Кари?мовым. (далее Мустай Карим)башкирский советский поэт, писатель и драматург.

2.     Помочь учащимся лучше усвоить материал литературного редактирования.

3.     Совершенствовать навыки перевода текста с русского языка на башкирский и с башкирского на русский, расширить литературный кругозор.

4. Помочь понять,  что такое литературное редактирование и зачем оно нужно, что такое прямой перевод.

4.     Воспитывать литературное чутьё и вкус, развивать индивидуальные творческие возможности, интегрировать полученные знания на внутри - и межпредметных уровнях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок родного языка »

Интегрированный урок родного языка в 8 классе.

« Не русский я, но россиянин…»

«Если бы я ничего не читал о Башкирии,

кроме книг МустаяКарима,

и не видел ни одного башкира,

кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать,

что знаю Башкирию и ее народ»,

-пишет известный дагестанский поэт Кайсын Кулиев.

Цели и задачи урока. 

1.     Познакомить детей с выдающимся земляком, Мустафой Са́фич Кари́мовым. (далее Мустай Карим)башкирский советский поэт, писатель и драматург.

2.     Помочь учащимся лучше усвоить материал литературного редактирования.

3.     Совершенствовать навыки перевода текста с русского языка на башкирский и с башкирского на русский, расширить литературный кругозор.

4. Помочь понять, что такое литературное редактирование и зачем оно нужно, что такое прямой перевод.

4.     Воспитывать литературное чутьё и вкус, развивать индивидуальные творческие возможности, интегрировать полученные знания на внутри - и межпредметных уровнях.

Оборудование:медиапроектор, портрет М.Карима, выставка книг М.Карима

Ход урока.

1. Организация класса.

Раздать тексты стихотворения на русском языке и на башкирском языке. Объявить цели и задачи урока.

2. Постановка цели и задач.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с башкирским поэтомМустайКаримом, с его творчеством, со стихотворением "Не русский я, но россиянин". Что объединяет 2 таких разных языка и народа? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

3.- Вкратце ознакомимся с биографией МустаяКарима, АйсылуНасиповна приготовила короткую презентацию на башкирском языке, конспектируя - соотносите моменты биографии, написанные на башкирском языке, с тем, что я прочту на русском, вспомним основные этапы его биографии. Законспектируем.

Презентация по биографии и творчеству М.Карима

(Слайд №1)

(на доске презентация на башкирском языке).

МостайК2рим - Башҡортостандың халыҡ шағиры

1919 йылдың 20 октябрендә Башҡортостандың Шишмә районы Келәш ауылында тыуған.

1937 — 1941 йылдарҙаул — Башҡорт дәүләт педагогия институтының тел һәм әҙәбиәт факультеты студенты.

Ул 1951 йылдан 1962 йылға тиклем Башҡортостан яҙыусылар союзы идараһы рәйесе булып эшләй.

1963 йылда Мостай Кәримгә Башҡортостандың халыҡ шағиры тигән ҙур исем бирелә.

1938 йылда “Отряд ҡуҙғалды” тигән тәүге шиғырҙар китабы донъяға сыға.

Уның “Яңғыҙ ҡайын”, “Ҡыҙ урлау”, “Ай тотолған төндө”, “Айгөл иле”, “Салауат”, “Ташлама утты, Прометей!”, “Оҙон-оҙаҡ баласаҡ” повесы буйынса ҡуйылған “Яҙмыштарҙан уҙмыш бар” исемле пьесаларын тамашасылар яратып ҡарайҙар. Проза әҫәрҙәренән “Беҙҙең өйҙөң йәме”, “Өс таған”, “Оҙон-оҙаҡ бала саҡ”, “Ярлыҡау” һ. б. Повестары баҫылып сыҡты.

Баш7ортостанды8 халы7 ша4иры 2005 йылды821 сентябр62. )ф0 7ала3ында я7ты донъянан кит2.

- Родина: Как вы представляете её? Это, конечно, место, где вы родились. Родной дом, улица, лес, речка, горы, школа. Малая Родина вам всем знакома. Есть и большая Родина - Россия, и маленькая -свой край, Республика Башкортостан. Послушайте стихотворение "Не русский я, но россиянин".

АлияРаилевна читает на русском языке стихотворение "Не русский я, но россиянин..."

Дети следят по текстам

4. Игра «Ассоциация».

«Ассоцияция» уйыны.



5. А.Н.- Х26ер у7ыусылар 0й эшентикшерепши4ыр6ы баш7орт теленд2 у7ып кит2бе6. А8лашылма4ан 31662р6е т2ржем2 итеп кит2йек.

Та7тала 316лек эшеёслайд№ 2Ё=

Са4ыл – косогорье

Им2н – дуб

Ха7лымындыр – прав

Быуат - век

212л – давно

Заман - времена

Ауаз – призыв

4орурлы7 – гордость

Я6мыш – судьба

41мер - жизнь

Табындаштар - сотрапезники
яуҙаш - соратник

дандаш - слава

ҡәберҙәш – могила

бурыслы–обязан

- У7ыусылар, 3е6 Тыу4ан илденисек к16 алдына килтер23еге6/

6. Работа над стихотворением.

а) ответы на вопросы:

- Что вы представили, когда читали стихотворение?

- №е6 ним2не к16 алдына килтер6еге6/

- Что он хотел сказать словами "Не русский я..."?

- «Рус т1гелмен…» тип ним2 2йтерг2 тел2г2н/

- Какая речь преобладает в стихотворении? (Патриотической - направленности.)

- Ши4ыр нинд2й телд2 я6ыл4ан/

- Что испытывает поэт, говоря, что ОН РОССИЯНИН? (Чувство гордости)

- Какие образы возникают перед нами, когда мы читаем это стихотворение? (образ дороги по которой идут башкир и русский, образ жестокой войны, где 2 народа борются за одно, правое дело.)

- Нинд2й образдар к16 алды4ы66а барлы77а кил2/

- Какие слова помогают нам раскрыть эти образы? (с башкиром русский - спутники в дороге, соратники по воинской тревоге, навеки сомогильники в земле)

- Нинд2й 31662р яр6амында бе6быны асы7лайбы6/

- Чтобы определить основную мысль стихотворения, попробуем ставить ключевые цепочки слов, словосочетаний, выделив их из стоп.

- Ши4ыр6ы8 т0п м242н23ен асы7лар 0с0н, 32р бер строфа3ын бер 30йл2м й2ки 316б2йл2нешт2р мен2н 2йтеп 7арайы7.

б) составление ключевых цепочек слов

Мин Р2с2й6е8 улы -ны7лы ду9лы7 – ду9лы7 тауышы – 4орурлы7 – юлдаштар – 72бер62шт2р.

Я россиянин - я свободен - российские реки - гордость - одна судьба - сплелись корнями племена- голос дружбы - русский брат - судьбу с моей соединил-  спутники в дороге -застольники - соратники по войне - навеки сомогильники.

- Теперь попробуем выделить отсюда основную мысль стихотворения. (говорится о том что они всегда рядом, бок о бок) Неразделимая история двух народов - делает их единым целым.

АйсылуНасиповна.

–Рус теленд2 бирелг2н 31662р те6м23ен баш7орт телен2 т2ржем2 итеп 7арайы7.

АлияРаилевна.

- Молодцы! А знаете ли вы, что вы только что сделали ПРЯМОЙ ПЕРЕВОД текста?

- Афарин, у7ыусыларх26ер баш7орт телен2 т2ржем2 ит2йек.

А.Р. - Попробуем сформулировать, что такое прямой перевод текста.

в) Словарная работа (на русском языке).

Прямым переводом текста называется такой перевод, при котором сохраняется порядок слов оригинала не зависимо от его лексического значения.

А.Р Каждому прямому переводу соответствует подстрочник. Что это, как вы считаете?

Подстрочник это тот же прямой перевод, использующийся в стихотворениях, для сохранения стопы. (По строкам)

Разделимся на 2 группы. Те, кто будет делать перевод с башкирского на русский язык и тех, кто будет делать перевод с русского на башкирский. У первой группы должен получиться подстрочник, у второй оригинал стихотворения.

- Теперь посмотрим, что у вас получилось.

(дети зачитывают получившиеся тексты, где нужно дополняем, где нужно исправляем)

Оригинал

Подстрочник

Рус түгелмен, ләкин россиян мин, 
Россияныңһыуынэскәнмен, 
Сағылдарҙаимәннисекүҫһә, 
Мин был ерҙәшулайүҫкәнмен.

Хаҡлымындыр, тимен, үҙемдеәгәр 
Сағылимәненәоҡшатһам, — 
Тамырҙарым бит дүртбыуатәүәл 
Мәскәүменәнбарыптоташҡан.

Замандарбикхәтәрмәлдә 
Мәскәү 
Дуҫлыҡауазымдыишеткән, 
Һәм рус халҡыминеңяҙмышымды 
Үҙеяҙмышынаишиткән.

Рустүгелмен, ләкин россиян мин, 
Россиян мин — ниндәйғорурлыҡ! 
Бишғүмереңмиңәкәрәктүгел, 
Беряҙмышымшуғаторорлоҡ.

Рус һәмбашҡортюлдаһәрсаҡ 
юлдаш, 
Табындаштаролобайрамда, 
Яуҙаяуҙаш, дандашһәмҡәберҙәш
Изгеһуғышүткәнмайҙанда.

Салауаттың утлы ирендәре 
Пугачевтыүпкәнсағында,
Беләм, миңәмөхәббәтеңартҡан, 
Рус туғаным, һинеңҡанында.

Рус түгелмен, ләкин россиян мин, 
Совет Ватаныныңулымын. 
Ниндәйяҡтыбейеклектәренәбөгөн 
Күтәреләмйәшәүюлының!

Күнелемдәминеңкөнсыуағы, 
Күҙҙәремдә — ҡояшнурҙары, 
Йөрәгемдә — меңйылтотконлоҡто 
Үтепсыҡҡанөмөтйырҙары.

Ерҙәнисек мин ныҡбаҫып торам, 
Ниндәйиркеналамһулышты! 
Шуларҙың бит мин бөтәһеөсөн, 
Рус туғаным, һиңәбурыслы!

һинтәмбирҙеңминеңикмәгемә, 
Һин тат бирҙеңэскәнһыуҙарға. 
Ер йөҙөндэкүпмехалыҡтарйәшәй, 
Туғаниттең мине шуларға.

Рустүгелмен, ләкин россиян мин, 
Россиян мин — ниндәйғорурлыҡ! 
Унғүмереңмиңәкәрәктүгел, 
Беряҙмышымшуғаторорлоҡ!

 

Не русский я, но россиянин я,
Я пил воду России,
Как растет дуб на косогоре,
Так я вырос на этой земле.

Наверное, я прав, говорю я, если себя
Сравню с дубом на косогоре –
Ведь мои корни четыре века назад
С Москвой соединились.

Когда времена были очень опасными, 
Москва
Услышала мой призыв к дружбе,
И русский народ мою судьбу
Своей судьбе сделал парой.

Не русский я, но россиянин я,
Я россиянин – какая гордость!
Пять жизней твоих мне не надо,
Одна судьба моя того стоит.

Русский и башкир в дороге всегда 
спутники,
Сотрапезники на большом празднике,
В бою соратники, делят славу и могилу
На поле, где проходит святая война.

Когда огненные губы Салавата
Целовали Пугачева,
Знаю, ко мне любовь росла,
Русский брат, в твоей крови.

Не русский я, но россиянин я,
Я сын советской Родины.
К каким светлым высотам сегодня
Поднимаюсь я, жизненного пути!

В душе моей светлый день,
В глазах моих – лучи солнца,
В сердце моем – тысячелетний плен
Пережившие песни надежды.

Как крепко я стою на земле,
Как свободно дышу!
А ведь за это за все 
Русский брат, я тебе обязан!

Ты вкус дал моему хлебу,
Ты сладость дал воде, которую пью.
Сколько народов на земле живет,
Ты породнил меня с ними.

Не русский я, но россиянин я,
Я россиянин – какая гордость!
Десять жизней твоих мне не надо,
Одна судьба моя того стоит.

-Трудно делать перевод? (да очень трудно)

- А как у нас из подстрочника появился нормальный, лирически выдержанный тест с рифмами в стихотворной форме? (ну наверное переводчик был талантливый)

- Как называется такой перевод? (перевод с применением литературного редактирования)

- Зачем нужно литературное редактирование? (чтобы текст, не меняя смысла, сохранял как можно более близкую к оригиналу лексику текста)

- Знаете ли вы кто перевел с оригинала это стихотворение? (нет)

Этот перевод был сделан замечательным поэтом, Героем Социалистического Труда Михаилом Александровичем Дудиным, близким фронтовым другом МустаяКарима.

7. Рефлексия.

- С чем олицетворяет себя Мустай Карим, в первом четверостишие стихотворения? (с дубом)

- На чем держится дерево? (на корнях, они глубоко уходят в землю)

Так и наша с вами история, как большой дуб держится на сплетенных вместе корнях богатейшей истории двух народов, которая неразделима и не может существовать одна без другой.

- Понравилось ли вам стихотворение МустаяКарима?

- С какими трудностями вы столкнулись при переводе стихотворения с башкирского на русский язык? (текст получается без рифм, меняется лексика стихотворения)

- Что помогло нам почувствовать всю красоту стихотворения переведенного на русский язык? (талантливое литературное редактирование сделанное другом писателя)

- С какими новыми понятиями и словами вы познакомились на уроке ? (прямой перевод, подстрочник, слова на башкирском языке)

8.Подведение итогов.

- В начале урока мы задавались вопросом, что же связывает 2 таких разных языка в один народ? Теперь мы с уверенностью можем сказать, что связывает их четырех вековая общая история.

9. Выставление оценок.

10.Домашнее задание.

1) Найти в тексте метафоры и олицетворения. Выписать их в тетрадь.

2) выучить любые две строфы.



 



















Интегрированный урок родного языка

в 8 классе

(в рамках недели филологии)













Учителя: А.Н.Таймасова, учитель башкирского языка и литературы

А.Р.Шарипова, учитель русского языка и литературы






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок родного языка

Автор: Таймасова Айслу Насиповна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Интегрированный  урок немецкого языка и географии. "
    ["seo_title"] => string(58) "intieghrirovannyi-urok-niemietskogho-iazyka-i-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "190333"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427133718"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок английского языка и географии  на тему  «Животные Камчатки» "
    ["seo_title"] => string(88) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-iazyka-i-ghieoghrafii-na-tiemu-zhivotnyie-kamchatki"
    ["file_id"] => string(6) "143454"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418546814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Интегрированный урок английского языка и информатики по теме "Экология сегодня" ("Ecology Today"). Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(119) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-iazyka-i-informatiki-po-tiemie-ekologhiia-sieghodnia-ecology-today-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145283"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418890240"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технологическая карта интегрированного урока английского языка (интегрированная часть из Русского языка)"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_integrirovannogo_uroka_angliiskogo_iazyka_integrirovann"
    ["file_id"] => string(6) "564131"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606070799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства