Аннотация.
На данном этапе в системе обучения вопросы внедрения инклюзивного образования становится все более актуальным. Инклюзия предусматривает личностно - ориентированные методы обучения, в основе которых - учет психофизических особенностей ребенка, его способностей, индивидуального темпа обучения. Поэтому этот урок может быть использован учителями, как в специальных учебных заведениях, так и в учреждениях, занимающихся детьми с особыми потребностями. Урок направлен на развитие всех психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), на формирование соответствующих компетенций и решения различных социально-адаптационных вопросов. Предоставленный урок был проведен во вспомогательном 5 классе школы для детей с недостатками слуха.
Этот урок подготовили: учитель языка, учитель I категории - Юдина Т. Л. ;
учитель математики, учитель I категории Высочанская С.А.
Тема. Подготовка к рассказа по серии картинок «Режим дня» (развитие речи). Алгоритм (математика).
Цель и задачи: Учить конкретизировать понятие «режим дня» и «алгоритм», вводить их в речь; учить устанавливать логическую последовательность событий, действий; развивать навыки выполнения задач по данному алгоритму; способствовать запоминанию слов и словосочетаний; развивать способность учащихся анализировать и делать выводы; отрабатывать привычку слухо - зрительного восприятия языкового материала; воспитывать интерес к новой информации, полученной в устной форме; способствовать воспитанию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, ответственность.
Оборудование: мультимедийный диапроектор, таблички, иллюстрации, игрушка - пирамида, схема - опора, макет часов.
Тип урока - бинарный.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная работа, парная, коллективная.
Средства обучения: словесные, визуальные (модели, картинки, схемы, макет), аудиовизуальные (мультфильм).
Ожидаемые результаты: ученики делают выводы из полученной информации о режиме и алгоритм, описывают серию картинок о режиме дня.
Девиз урока: "Смотри - думай - делай выводы!"
Ход урока.
I. Организационный момент.
Установка (учитель языка)
Уже звонок нам дал сигнал
Работать время нам пришло!
Поэтому и вы время не теряйте,
Работать начинайте.
Чтобы урок не зря прошел,
Каждый знания нашел,
Нужно всем вам на уроке,
Не крутиться, как сороки!
Сегодня у нас солнечный день. Вы красивы. На Вас приятно посмотреть. На уроке старайтесь говорить правильно. Ведь хорошую речь приятно слушать.
Какие ассоциации у вас вызывает слово "урок"?
УРОК - это:
В - успех
Р - радость
О - организованность
К - сообразительность
II. Актуализация опорных знаний.
А) Словарный диктант.
Подъем, завтрак, зарядка, обучение, прогулка, сон, режим, алгоритм.
Б) мотивационно-инструктивный момент.
- Как вы понимаете слова режим и алгоритм?
- Как эти слова связаны с нашим уроком?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы изучим новые слова и узнаем, что они означают, и почему наш урок развития речи связан с уроком математики. Интересно?!
Работа с «возрастной» прямой.
Назвать поочередно возраст человека (слайд 1).
Младенец, мальчик, юноша, мужчина, старый (табл. 1).
IV. Работа по теме.
1. Объяснение учителя русского языка.
Итак, в жизни все идет по очереди: и человек растет, и времена года меняются один другим, и пальцы на руке разные, и месяца в году имеют свою очередность, и время на часах не стоит на месте (слайды 2-5).
Учитель предлагает отгадать загадку об изменении времени:
Несется оно бежит, мелькает,
Нам всем его не хватает.
Только осень – уже другое пришло,
Вот оно было, но очень быстро ушло.
(Время)
Такое изменение, порядок в математике называют алгоритм, а на уроке развития речи мы будем изменять одну картинку другой и назовем их «режим» (табл. 2 - 6).
2. Игра "10 правил".
-Предлагаем поиграть в игру, которая называется "10 правил". Это те правила, которые вы выполняете ежедневно. Поработаем в группах. У вас на партах лежат конверты. Откройте их и кто внимателен и хочет быть здоровым - легко угадают нужное слово (работа парами)
"10 правил".
Как проснулся ты - вставай,
Лени воли. (не давай).
И под музыку зарядку очень быстро. (начинай).
Чтобы быть всегда здоровым и, конечно, долго жить,
Воду следует. (любить),
Зубы долго вычищай,
Мылом руки. (вымывай).
Помни только ты одно,
Что здоровье всем дано.
В школу быстро, быстро. (мчись).
В школе, в классе не ленись,
Мусор видишь. (подними),
Друга в горе… (обними).
Не носи в кармане жвачки,
Мелик, яблоки и «тачки»,
Кнопки, гвозди и мотки,
А носи всегда. (платки).
Будьте все здоровы, дети,
С улыбкой на мир. (глядите).
Пусть вам ярко солнце блещет,
И … (здоровье) всем вам. плещет.
Чтобы здоровым всегда быть,
Нужно помнить,. (не забыть)
Детям правила простые,
А по сути -. (золотые).
3. Рассказ учителя языка
Правильно распределить свое время вам поможет режим дня.
Режим - слово французское и в переводе означает "управление". В первую очередь- это управление своим временем. Но в конце концов - и своим здоровьем, и своей жизнью. Если вы будете придерживаться распорядка дня - спать, есть, гулять, читать, готовить уроки всегда в одно и то же время, то вашему организму будет легко работать и вы будете чувствовать себя здоровыми и бодрыми. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие режимом дня. И так, с чего же начинается наш день?
4. Работа по таблице (учитель языка). Таб. 7
Назвать картинку (слайд7), расставить рисунки по-порядку (режимные моменты), записать режимные моменты в тетрадь.
Режим дня (слайд 6).
Подъем Обед
Зарядка Самоподготовка
Завтрак Ужин
Обучение Сон
Утренние процедуры
5.Видгадування загадок.
Учитель предлагает отгадать загадку о некоторых вещах, связанные с режимом:
1) Пузырило пенится
На Водице женится.
По ладоням катится-
Грязь в испуге пятится. (Мыло.)
2) Если руки ваши в ВАКСе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда ваш первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
(Вода)
3) Сна пуховую подружку
Нужно положить под ушко.
Знает милая макушка,
Что зовут ее (подушка)!
6.Объяснение (учитель математики).
Алгоритм (от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми) - правило действий, последовательность проведения вычислительных операций, способ нахождения искомого результата. Сейчас мы это проверим при выполнении заданий.
-Вставить числа:
100, 101,., 103, 104,., 106., 108.
-указать месяцы года:
Январь,., март., май.
- Назвать поочередно время:
1час, 2 часа., 4 часа., 6:00,.
- Предоставить ответ:
145 + 84: 2 =
Как мы увидели, алгоритм - это точный набор инструкций, описывающих последовательность действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
7. Выводы (слайд 8) - (учитель математики). Табл. 7
Режим - это распорядок дня.
Алгоритм - это очередь действий.
Запись выводов в тетрадь.
8. Размещение вопросов по порядку (учитель математики проводит устный опрос учащихся).
- Когда нужно ложиться спать?
- Когда ты просыпаешься?
- Во сколько ты обедаешь?
- Когда у вас начинаются уроки?
Во сколько вы идете на прогулку?
9. Работа с циферблатом (работа в парах).
Указать время событий на макете часов. Установить последовательность в вопросах из предыдущего задания.
10. Выразительное чтение стихотворений о режимных моментах (учитель языка, дети)
Л. Слуцкая
Обед.
Если б суп поведать сказку
Мог бы каждому из нас,
И запели макароны,
И горох пустился в пляс,
Разыграла б представленье
Парочка смешных котлет,
Было б очень интересно,
Только жалко есть обед…
Сон.
Кроватки ждут вас - самое время спать.
На бочек всем ложиться и глазенки закрывать:
Соня - Дрема уже идет, хорошую сказку ведет.
Вы ее все посмотрите и тот час же расскажете.
11. Физкультминутка (учитель математики)
Раз, два - все присели,
Затем верх подлетели.
Три, четыре - наклонились,
С ручейка хорошо умылись.
Пять, шесть - все хотели,
Вертимся на качели.
V. Закрепление (учитель языка). Табл. 8
1.Игра «верно-неверно».
-показать действием подписи к рисункам и выбрать те, которые соответствуют режимным моментам. (Слайд 9)
Моем руки.
Ловим бабочки.
Чистим зубы.
Делаем зарядку.
Моем окна.
2. Составление выражения по алгоритму (слайд 9).
а) собрать пирамиду - игрушку по алгоритму и выполнить задания (учитель математики).
Отработка словаря (размер и цвет пирамиды).
На обороте табличек с названиями цвета деталей пирамиды записаны слова данного высказывания:
Помни твердо, что РЕЖИМ ЛЮДЯМ ВСЕМ НЕОБХОДИМ!
б) прочитать предложения и записать в тетрадь.
3. Беседа о режиме.
- Для чего нужен режим?
- Какими становятся люди, которые не соблюдают режим? (Сайд 11).
Ожидаемые ответы детей (больными, вялыми, грустными).
VI. Релаксация
Просмотр м / ф «Смешарики. Распорядок дня.
Вам было интересно?
Почему заболел Лосяш?
Что делал Ежик, чтобы быть всегда здоровым?
Что случилось с Зайцем?
VI I. Заключительная часть.
1. Подведение итогов:
Составить предложение (слайд 12).
- Составить предложения добавив нужные словосочетания.
Режим нужен для того, чтобы.
- Быть здоровыми
- Быть вялыми
- Быть печальными
- Быть веселыми
- Быть ленивыми
- Быть больными
-Быть бодрыми
2. Чтение итоге урока.
Все вместе.
Здоровье - это сила!
Здоровье - это класс!
Пусть будет здоровье
У вас и у нас!
3. Домашнее задание.
Подписать режимные моменты по серии рисунков (язык) с указанием времени (математика)
4. Оценка работы на уроке.
Литература
1. Хуторской А. В. "Современная дидактика".- С.-Петербург, 2001. - 533с.
2. Живицкая Л.В., Пуговица И.Ф. "Словарь русского языка в картинках".- К.: Советская школа, 1998.
3. Занимательная грамматика. - М.: Омега, 1995 - 256 с.
4. Л. Г. Петерсон. Математика 4 класс ЗАО "ИСА - Интерпапир", 2005
5. Пометун А.И. "Энциклопедия интерактивного обучения". - К., 2007. - 144 с.
6. Автор - составитель Н.П. Наволокова. - М.: Изд. Группа "Основа", 2009. - 176.
7. Образовательные технологии: Учеб - методическое пособие / А.Н. Пехов, А.С Киктенко, А.Н. Любарская и др.; По общ. Ред. В М. Пехоты. - К.: А.С.К., 2001. - 256 с.