kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок " Мы то, что мы едим" (химия, биология) для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок  для 10 классов (химия, биология): «Мы то, что мы едим»

Уважаемые коллеги. Интегрированные уроки  - очень сложная и серьезная проблема для многих из нас. Мы предлагаем вам урок, который можно проводить совместно с родителями на тему питания при взаимной работе учителей химии и биологии. Учащихся желательно разбить на 3 команды. В каждую команду можно включить родителей. Это позволяет сделать работу увлекательной и полезной. Урок рассчитан на 40 минут. Презентация к уроку прилагается. Вы можете использовать ее полностью или сократить по своему усмотрению. Очень надеемся, что данный урок займет достойное место в вашей методической копилке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися.

Ожидаемые результаты:

  1. Применение полученных знаний в реальной жизни.
  2. Отказ от вредных и неполезных продуктов.
  3. Применение продуктов питания, которые приносят пользу.
  4. Укрепление здоровья детей.

Критерии эффективности:

  1. Повышение уровня грамотности в области питания.
  2. Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.
  3. Умение сотрудничать в процессе работы.
  4. Выполнение режима питания в семьях.

Благодарность хотелось бы выразить коллегам, материалы которых были использованы при подготовке урока: Милютиной С.И. Методическая разработка родительского собрания в 5 классе «Здоровое питание», Ярощук Е.И. «Пирамида здорового питания», Дураченко О.П. Урок-игра «Правильное питание – залог здоровья», Митрофановой Л.П. Классный час «Рациональное и сбалансированное питание».

Ход урока.

Учитель химии:      Всем известно, всем понятно,
                   что здоровым быть приятно.

– Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.

Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

 – Какие факторы могут повлиять на наше здоровье?

  • Наследственность – 15-20%
  • Здравоохранение – 8 -10%
  • Окружающая среда – 20-25%
  • Образ жизни – 50-55%

– А что может включить в себя термин «образ жизни»?

  • Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.).
  • Правильный режим труда и отдыха.
  • Закаливание и занятия спортом.
  • Рациональное питание.

Учитель биологии: Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.

– А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на 12 вопросов.

(Анкету заполнили и дети,  и гости до урока)

Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0. 

  1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? 
    а) три раза;
    б) два раза;
    в) один раз.
  2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: 
    а) каждое утро;
    б) один-два раза в неделю;
    в) очень редко, почти никогда.
  3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? 
    а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
    б) из жареной пищи;
    в) из одного только напитка.
  4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ? 
    а) никогда;
    б) один-два раза;
    в) три раза и больше.
  5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? 
    а) три раза в день;
    б) три-четыре раза в неделю;
    в) один раз.
  6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? 
    а) раз в неделю;
    б) от 1 до 4-х раз в неделю;
    в) почти каждый день.
  7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
    а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
    б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
    в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
  8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? 
    а) два-три раза и больше;
    б) один раз;
    в) один раз и реже.
  9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? 
    а) раз в день;
    б) два раза в день;
    в) три раза и более.
  10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ: 
    а) убираете весь жир;
    б) убираете часть жира;
    в) оставляете весь жир.
  11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? 
    а) одну-две;
    б) от трех до пяти;
    в) шесть и больше.
  12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО? 
    а) бокал красного вина;
    б) одна-две рюмки крепких напитков;
    в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.

Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8

  • 21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
  • 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
  • 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
  • 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.

Учитель биологии: Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.

Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.

Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.

Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы

Учитель биологии: Для чего же в организм человека вместе с пищей должны поступать разнообразные вещества?

Учащиеся: В организме постоянно происходит обмен веществ и энергии, часть веществ разрушается, необходимо их восполнение, необходима также и энергия для жизнедеятельности.

Учитель биологии: для подтверждения давайте обратимся к цифрам

  • Человек потребляет в течение жизни:
    белка – 2,5 т, жиров – 1,3 т, углеводов – 17,5 т, воды – 75 т.
  • Расходует в сутки:
    белка – 80 г, жиров – 100 г, углеводов – 400 г, воды – 2 л.
  • В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:
    эритроцитов – 450 млрд, лейкоцитов – 30 млрд, тромбоцитов – 350 млрд,
    клеток эпителия и пищеварительной системы – 50%, костных клеток – 1,3%,
    клеток кожи – 5%.
  • Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,
  • дыхательных движений совершается 23040 раз,
  • мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.

Каковы же функции различных органических веществ в организме?

Сообщения учащихся (трехминутные выступления):

  1. “Биологическая роль белков,
  2. жиров,
  3. углеводов,

Учитель биологии: Ваши ответы еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания.

Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.

Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.

Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.

По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.

Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.

Задание № 2. Определение совместимости продуктов питания.

Группа № 1

К молоку добавьте лимонный сок.

Группа № 2

К яичному белку добавьте яблочный сок.

Группа № 3

К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.

Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания. 

Учитель биологии: Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность. Т.о.

Учитель химии: По теории раздельного питания пищевые продукты можно разделить на 4 группы:

Кислая

Слабощелочная

Нейтральная

Концентрированная

Учитель биологии: Обобщим все сказанное об общих правилах теории раздельного питания:

  1. Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод (хлеб, картофель, сладкие фрукты, пирожные и др.) и концентрированный белок – орехи, мясо, яйца, творог и др. Углеводы расщепляются под действием ферментов слюны в щелочной среде, а белок – под действием желудочного сока в кислой среде, при смешивании такой пищи пищеварительные соки нейтрализуют друг друга и процесс переваривания пищи замедляется.
  2. Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка (например, творог и яйцо), т.к. пищеварительные соки для каждого из них не выделяются в желудке одновременно.
  3. Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами, т.к. добавочные кислоты тормозят изменяют состав желудочного сока и тормозят усвоение белка.
  4. Белок нельзя употреблять вместе с жирами, т.к. жиры подавляют действие желудочных желез и тормозят выделение желудочного сока.
  5. В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала. Если картофель есть вместе с хлебом, то один их крахмалов идет на усвоение, а другой не расщепляется, вызывает брожение, повышение кислотности желудочного сока.
  6. Фрукты едят отдельно от основной пищи, через несколько часов после ее приема. Кислые фрукты едят отдельно от сладких.

Закрепление материала: Составление меню на день из предложенных продуктов

Учитель биологии: Подведем итоги урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: “Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине”

Просмотр содержимого документа
«Анализ пищевых продуктов»

Анализ пищевых продуктов.


Цель: определить, какими веществами богаты разнообразные продукты.



Выполнение работы.


  1. В пробирку помещено 1,5-2 мл бульона, разбавьте его равным объемом щелочи и добавьте 4-5 капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Чем богат бульон?



  1. На хлеб и картофель капните каплю иода. Что наблюдаете? Что содержат эти продукты в большом количестве?



  1. На дно фарфоровой ступки положите фильтровальную бумагу, на ней разместите семена подсолнечника (или любые другие). Пестиком раздавите их. Что наблюдаете? Какие вещества содержат семена?



  1. В пробирку помещено 2 мл яблочного сока. Добавьте в сок 2 мл щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте верхнюю часть пробирки в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что содержит фруктовый сок?



Вывод.

Белками богаты следующие продукты: ……………………….

Жиры содержатся в продуктах: …………………………………

Углеводами богаты: …………………………………………….




Просмотр содержимого документа
«урок»

МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Екатеринбург

Учителя: Харина Светлана Борисовна (учитель химии), Палкина Дарья Анатольевна (учитель биологии)

Интегрированный урок для 10 классов (химия, биология): «Мы то, что мы едим»



Уважаемые коллеги. Интегрированные уроки - очень сложная и серьезная проблема для многих из нас. Мы предлагаем вам урок, который можно проводить совместно с родителями на тему питания при взаимной работе учителей химии и биологии. Учащихся желательно разбить на 3 команды. В каждую команду можно включить родителей. Это позволяет сделать работу увлекательной и полезной. Урок рассчитан на 40 минут. Презентация к уроку прилагается. Вы можете использовать ее полностью или сократить по своему усмотрению. Очень надеемся, что данный урок займет достойное место в вашей методической копилке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися.

Ожидаемые результаты:

  1. Применение полученных знаний в реальной жизни.

  2. Отказ от вредных и неполезных продуктов.

  3. Применение продуктов питания, которые приносят пользу.

  4. Укрепление здоровья детей.


Критерии эффективности:

  1. Повышение уровня грамотности в области питания.

  2. Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.

  3. Умение сотрудничать в процессе работы.

  4. Выполнение режима питания в семьях.

Благодарность хотелось бы выразить коллегам, материалы которых были использованы при подготовке урока: Милютиной С.И. Методическая разработка родительского собрания в 5 классе «Здоровое питание», Ярощук Е.И. «Пирамида здорового питания», Дураченко О.П. Урок-игра «Правильное питание – залог здоровья», Митрофановой Л.П. Классный час «Рациональное и сбалансированное питание».



Ход урока.

Учитель химии: Всем известно, всем понятно,
что здоровым быть приятно.

– Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.

Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

– Какие факторы могут повлиять на наше здоровье?

  • Наследственность – 15-20%

  • Здравоохранение – 8 -10%

  • Окружающая среда – 20-25%

  • Образ жизни – 50-55%

– А что может включить в себя термин «образ жизни»?

  • Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.).

  • Правильный режим труда и отдыха.

  • Закаливание и занятия спортом.

  • Рациональное питание.



Учитель биологии: Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.

– А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на 12 вопросов.

(Анкету заполнили и дети, и гости до урока)

Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0. 

  1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? 
    а) три раза;
    б) два раза;
    в) один раз.

  2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: 
    а) каждое утро;
    б) один-два раза в неделю;
    в) очень редко, почти никогда.

  3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? 
    а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
    б) из жареной пищи;
    в) из одного только напитка.

  4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ? 
    а) никогда;
    б) один-два раза;
    в) три раза и больше.

  5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? 
    а) три раза в день;
    б) три-четыре раза в неделю;
    в) один раз.

  6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? 
    а) раз в неделю;
    б) от 1 до 4-х раз в неделю;
    в) почти каждый день.

  7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
    а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
    б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
    в) очень люблю и балую себя почти каждый день.

  8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? 
    а) два-три раза и больше;
    б) один раз;
    в) один раз и реже.

  9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? 
    а) раз в день;
    б) два раза в день;
    в) три раза и более.

  10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ: 
    а) убираете весь жир;
    б) убираете часть жира;
    в) оставляете весь жир.

  11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? 
    а) одну-две;
    б) от трех до пяти;
    в) шесть и больше.

  12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО? 
    а) бокал красного вина;
    б) одна-две рюмки крепких напитков;
    в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.

Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8

  • 21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.

  • 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.

  • 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.

  • 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.

Учитель биологии: Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.

Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.

Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.

Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы

Учитель биологии: Для чего же в организм человека вместе с пищей должны поступать разнообразные вещества?

Учащиеся: В организме постоянно происходит обмен веществ и энергии, часть веществ разрушается, необходимо их восполнение, необходима также и энергия для жизнедеятельности.

Учитель биологии: для подтверждения давайте обратимся к цифрам

  • Человек потребляет в течение жизни:
    белка – 2,5 т, жиров – 1,3 т, углеводов – 17,5 т, воды – 75 т.

  • Расходует в сутки:
    белка – 80 г, жиров – 100 г, углеводов – 400 г, воды – 2 л.

  • В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:
    эритроцитов – 450 млрд, лейкоцитов – 30 млрд, тромбоцитов – 350 млрд,
    клеток эпителия и пищеварительной системы – 50%, костных клеток – 1,3%,
    клеток кожи – 5%.

  • Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,

  • дыхательных движений совершается 23040 раз,

  • мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.

Каковы же функции различных органических веществ в организме?

Сообщения учащихся (трехминутные выступления):

  1. “Биологическая роль белков,

  2. жиров,

  3. углеводов,

Учитель биологии: Ваши ответы еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания.

Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.

Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.

Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.

По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.

Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.

Задание № 2. Определение совместимости продуктов питания.

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

К молоку добавьте лимонный сок.

К яичному белку добавьте яблочный сок.

К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.

Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания. 

Учитель биологии: Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность. Т.о.

Учитель химии: По теории раздельного питания пищевые продукты можно разделить на 4 группы:

Кислая

Слабощелочная

Нейтральная

Концентрированная

Мясо, рыба

(зашлаковывают организм)

Фрукты, овощи (очищают от ядов)

 

масло

 

Творог, яйца, хлеб, картофель

Учитель биологии: Обобщим все сказанное об общих правилах теории раздельного питания:

  1. Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод (хлеб, картофель, сладкие фрукты, пирожные и др.) и концентрированный белок – орехи, мясо, яйца, творог и др. Углеводы расщепляются под действием ферментов слюны в щелочной среде, а белок – под действием желудочного сока в кислой среде, при смешивании такой пищи пищеварительные соки нейтрализуют друг друга и процесс переваривания пищи замедляется.

  2. Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка (например, творог и яйцо), т.к. пищеварительные соки для каждого из них не выделяются в желудке одновременно.

  3. Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами, т.к. добавочные кислоты тормозят изменяют состав желудочного сока и тормозят усвоение белка.

  4. Белок нельзя употреблять вместе с жирами, т.к. жиры подавляют действие желудочных желез и тормозят выделение желудочного сока.

  5. В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала. Если картофель есть вместе с хлебом, то один их крахмалов идет на усвоение, а другой не расщепляется, вызывает брожение, повышение кислотности желудочного сока.

  6. Фрукты едят отдельно от основной пищи, через несколько часов после ее приема. Кислые фрукты едят отдельно от сладких.


Закрепление материала: Составление меню на день из предложенных продуктов


Учитель биологии: Подведем итоги классного урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: “Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине”


Просмотр содержимого презентации
«интегрированный урок Мы то, что мы едим»

Реализация программы «Здоровое питание» Секция: программа взаимодействия классных руководителей и родителей

Реализация программы «Здоровое питание»

Секция: программа взаимодействия классных руководителей и родителей

С чем мы можем познакомить родителей

С чем мы можем познакомить родителей

ПИРАМИДА ПИТАНИЯ

ПИРАМИДА ПИТАНИЯ

Интегрированный урок:  «Мы то, что мы едим»

Интегрированный урок: «Мы то, что мы едим»

Всем известно, всем понятно,  Что здоровым быть приятно!!!

Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно!!!

Что такое здоровье

Что такое здоровье

  • Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней. (ВОЗ)
Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, влияющие на здоровье

  • Наследственность – 15-20%
  • Здравоохранение – 8 -10%
  • Окружающая среда – 20-25%
  • Образ жизни – 50-55%
Рациональное или адекватное  питани е   (лат. r ationalis - разумный, осмысленный) физиологически полноценное питание здоровых людей соответствует энергетическим, пластическим, биохимическим потребностям организма

Рациональное или адекватное питани е (лат. r ationalis - разумный, осмысленный)

физиологически полноценное питание здоровых людей

соответствует энергетическим, пластическим, биохимическим потребностям организма

Анкета для учащихся «Как ты питаешься?»

Анкета для учащихся «Как ты питаешься?»

  • Сколько раз в день ты питаешься?
  • Завтракаешь ли ты утром?
  • Из чего состоит твой завтрак?
  • Питаешься ли ты в школе? (нужное обвести кружком)
  • Да Нет, почему?
  • Организованно Самостоятельно
  • (с классом)
  •  
  • Горячая пища Булочки, пирожки, чай, сок
  • Есть ли в твоём режиме дня полдник, если ДА, то из чего он состоит?
  • Из каких блюд чаще всего состоит твой ужин?
  • Какая еда тебе нравится больше всего?
Подсчитаем результат

Подсчитаем результат

  • Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.
  • 21 - 24 очка , у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
  • 16-20 очков . Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
  • 12-15 очков . Пересмотрите свое отношение к питанию.
  • 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Что мы едим

Что мы едим

Сбалансированное питание Питательные вещества Меню, подходящее по   возрасту, состоянию здоровья и энергетическим потребностям Режим питания жиры и углеводы белки, минеральные вещ-ва и вода витамины и микроэлементы  необходимы для сбалансированного обмена   веществ в организме необходимы в качестве источники энергии для обеспечения процессов, происходящих в организме  строительного материала клеток и тканей

Сбалансированное питание

Питательные вещества

Меню, подходящее по   возрасту, состоянию здоровья и энергетическим потребностям

Режим питания

жиры и углеводы

белки, минеральные вещ-ва и вода

витамины и микроэлементы

необходимы для сбалансированного обмена   веществ в организме

необходимы в качестве

источники энергии для обеспечения процессов, происходящих в организме

строительного материала клеток и тканей

Человек потребляет в течение жизни:  белка – 2,5 т,  жиров – 1,3 т,  углеводов – 17,5 т,  воды – 75 т. Расходует в сутки:  белка – 80 г,
  • Человек потребляет в течение жизни: белка – 2,5 т,

жиров – 1,3 т,

углеводов – 17,5 т,

воды – 75 т.

  • Расходует в сутки: белка – 80 г,

жиров – 100 г,

углеводов – 400 г,

воды – 2 л.

В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:  эритроцитов – 450 млрд,  лейкоцитов – 30 млрд,  тромбоцитов – 350 млрд,  клеток эпителия и пищеварительной  системы – 50%,  костных клеток – 1,3%,  клеток кожи – 5%. Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови, дыхательных движений совершается 23040 раз, мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.
  • В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается: эритроцитов – 450 млрд,

лейкоцитов – 30 млрд,

тромбоцитов – 350 млрд, клеток эпителия и пищеварительной

системы – 50%,

костных клеток – 1,3%, клеток кожи – 5%.

  • Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,
  • дыхательных движений совершается 23040 раз,
  • мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.
Спартанская теория

Спартанская теория

Калорийная теория

Калорийная теория

Знаменитые вегетарианцы

Знаменитые вегетарианцы

Естественная теория питания

Естественная теория питания

Теория раздельного питания

Теория раздельного питания

  • свежеедение
  • сыроедение
  • сбалансированность и рациональное питание
  • сезонность питания
  • умеренность в еде
  • получение удовольствия от еды
  • использование только совместимых продуктов
Крошка сын к отцу пришел  И спросила кроха:  «Как питаться хорошо,  чтоб не стало плохо?»

Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: «Как питаться хорошо, чтоб не стало плохо?»

Определение совместимости продуктов питания. Опыт № 1 Опыт № 2 К молоку добавьте лимонный сок. Опыт № 3 К яичному белку добавьте яблочный сок. К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.

Определение совместимости продуктов питания.

Опыт № 1

Опыт № 2

К молоку добавьте лимонный сок.

Опыт № 3

К яичному белку добавьте яблочный сок.

К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.

Кислая Слабощелочная Мясо, рыба (зашлаковывают организм) Фрукты, овощи (очищают от ядов) Нейт-ральная Концентрирован-ная   масло   Творог, яйца, хлеб, картофель

Кислая

Слабощелочная

Мясо, рыба

(зашлаковывают организм)

Фрукты, овощи (очищают от ядов)

Нейт-ральная

Концентрирован-ная

 

масло

 

Творог, яйца, хлеб, картофель

Общие правила теории раздельного питания Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод и концентрированный белок

Общие правила теории раздельного питания

Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод и концентрированный белок

Общие правила теории раздельного питания

Общие правила теории раздельного питания

  • Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка
Общие правила теории раздельного питания

Общие правила теории раздельного питания

  • Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами
Общие правила теории раздельного питания

Общие правила теории раздельного питания

  • Белок нельзя употреблять вместе с жирами
Общие правила теории раздельного питания

Общие правила теории раздельного питания

  • В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала
Общие правила теории раздельного питания

Общие правила теории раздельного питания

  • Фрукты едят отдельно от основной пищи, Кислые фрукты едят отдельно от сладких
Дома есть:

Дома есть:

  • Булочки
  • Компот из сухофруктов
  • Котлеты
  • Кофе
  • Макароны
  • Молоко
  • Огурец соленый
  • Подсолнечное масло
  • Рис
  • Рыба
  • Сахар
  • Соль
  • Хлеб
  • Хлопья
  • Чай
  • Шоколад
  • Яйцо
Завтрак: Хлопья – 100 г Молоко – 150 г Сахар – 10 г Обед: Макароны – 200 г Котлета – 80 г Булочка – 100 г Компот из сухофруктов (30г) + сахар (10г) – без учета воды

Завтрак:

Хлопья – 100 г

Молоко – 150 г

Сахар – 10 г

Обед:

Макароны – 200 г

Котлета – 80 г

Булочка – 100 г

Компот из сухофруктов (30г) + сахар (10г) – без учета воды

Полдник: Яйцо – 40 г хлеб – 30 г Кофе –10 г+10 г сахара(без учета воды) Шоколад – 25 г Ужин: Рис – 200 г Рыба – 100 г Хлеб – 30 г Огурец соленый – 50 г Чай – 5 г + сахар 10 г (без учета воды) Жир – 10 г, соль – 10 г (за весь день)

Полдник:

Яйцо – 40 г

хлеб – 30 г

Кофе –10 г+10 г сахара(без учета воды)

Шоколад – 25 г

Ужин:

Рис – 200 г

Рыба – 100 г

Хлеб – 30 г

Огурец соленый – 50 г

Чай – 5 г + сахар 10 г (без учета воды)

Жир – 10 г, соль – 10 г (за весь день)

Спасибо за внимание. Берегите ЗДОРОВЬЕ. Питайтесь правильно!

Спасибо за внимание.

Берегите ЗДОРОВЬЕ. Питайтесь правильно!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок " Мы то, что мы едим" (химия, биология) для 10 класса

Автор: Палкина Дарья Анатольевна (учитель биологии), Харина Светлана Борисовна (учитель химии)

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123433

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства