Интегрированный урок для 10 классов (химия, биология): «Мы то, что мы едим»
Уважаемые коллеги. Интегрированные уроки - очень сложная и серьезная проблема для многих из нас. Мы предлагаем вам урок, который можно проводить совместно с родителями на тему питания при взаимной работе учителей химии и биологии. Учащихся желательно разбить на 3 команды. В каждую команду можно включить родителей. Это позволяет сделать работу увлекательной и полезной. Урок рассчитан на 40 минут. Презентация к уроку прилагается. Вы можете использовать ее полностью или сократить по своему усмотрению. Очень надеемся, что данный урок займет достойное место в вашей методической копилке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися.
Ожидаемые результаты:
- Применение полученных знаний в реальной жизни.
- Отказ от вредных и неполезных продуктов.
- Применение продуктов питания, которые приносят пользу.
- Укрепление здоровья детей.
Критерии эффективности:
- Повышение уровня грамотности в области питания.
- Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.
- Умение сотрудничать в процессе работы.
- Выполнение режима питания в семьях.
Благодарность хотелось бы выразить коллегам, материалы которых были использованы при подготовке урока: Милютиной С.И. Методическая разработка родительского собрания в 5 классе «Здоровое питание», Ярощук Е.И. «Пирамида здорового питания», Дураченко О.П. Урок-игра «Правильное питание – залог здоровья», Митрофановой Л.П. Классный час «Рациональное и сбалансированное питание».
Ход урока.
Учитель химии: Всем известно, всем понятно,
что здоровым быть приятно.
– Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.
Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
– Какие факторы могут повлиять на наше здоровье?
- Наследственность – 15-20%
- Здравоохранение – 8 -10%
- Окружающая среда – 20-25%
- Образ жизни – 50-55%
– А что может включить в себя термин «образ жизни»?
- Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.).
- Правильный режим труда и отдыха.
- Закаливание и занятия спортом.
- Рациональное питание.
Учитель биологии: Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.
– А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на 12 вопросов.
(Анкету заполнили и дети, и гости до урока)
Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0.
- КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
а) три раза;
б) два раза;
в) один раз.
- ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
а) каждое утро;
б) один-два раза в неделю;
в) очень редко, почти никогда.
- ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
б) из жареной пищи;
в) из одного только напитка.
- ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
а) никогда;
б) один-два раза;
в) три раза и больше.
- КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
а) три раза в день;
б) три-четыре раза в неделю;
в) один раз.
- КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
а) раз в неделю;
б) от 1 до 4-х раз в неделю;
в) почти каждый день.
- ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
- СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
а) два-три раза и больше;
б) один раз;
в) один раз и реже.
- КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
а) раз в день;
б) два раза в день;
в) три раза и более.
- ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:
а) убираете весь жир;
б) убираете часть жира;
в) оставляете весь жир.
- СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
а) одну-две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
- ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО?
а) бокал красного вина;
б) одна-две рюмки крепких напитков;
в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.
Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8
- 21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
- 16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
- 12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
- 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Учитель биологии: Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.
Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.
Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.
Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы
Учитель биологии: Для чего же в организм человека вместе с пищей должны поступать разнообразные вещества?
Учащиеся: В организме постоянно происходит обмен веществ и энергии, часть веществ разрушается, необходимо их восполнение, необходима также и энергия для жизнедеятельности.
Учитель биологии: для подтверждения давайте обратимся к цифрам
- Человек потребляет в течение жизни:
белка – 2,5 т, жиров – 1,3 т, углеводов – 17,5 т, воды – 75 т.
- Расходует в сутки:
белка – 80 г, жиров – 100 г, углеводов – 400 г, воды – 2 л.
- В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:
эритроцитов – 450 млрд, лейкоцитов – 30 млрд, тромбоцитов – 350 млрд,
клеток эпителия и пищеварительной системы – 50%, костных клеток – 1,3%,
клеток кожи – 5%.
- Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,
- дыхательных движений совершается 23040 раз,
- мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.
Каковы же функции различных органических веществ в организме?
Сообщения учащихся (трехминутные выступления):
- “Биологическая роль белков,
- жиров,
- углеводов,
Учитель биологии: Ваши ответы еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания.
Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.
Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.
Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.
По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.
Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.
Задание № 2. Определение совместимости продуктов питания.
Группа № 1
К молоку добавьте лимонный сок.
Группа № 2
К яичному белку добавьте яблочный сок.
Группа № 3
К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.
Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания.
Учитель биологии: Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность. Т.о.
Учитель химии: По теории раздельного питания пищевые продукты можно разделить на 4 группы:
Кислая
Слабощелочная
Нейтральная
Концентрированная
Учитель биологии: Обобщим все сказанное об общих правилах теории раздельного питания:
- Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод (хлеб, картофель, сладкие фрукты, пирожные и др.) и концентрированный белок – орехи, мясо, яйца, творог и др. Углеводы расщепляются под действием ферментов слюны в щелочной среде, а белок – под действием желудочного сока в кислой среде, при смешивании такой пищи пищеварительные соки нейтрализуют друг друга и процесс переваривания пищи замедляется.
- Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка (например, творог и яйцо), т.к. пищеварительные соки для каждого из них не выделяются в желудке одновременно.
- Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами, т.к. добавочные кислоты тормозят изменяют состав желудочного сока и тормозят усвоение белка.
- Белок нельзя употреблять вместе с жирами, т.к. жиры подавляют действие желудочных желез и тормозят выделение желудочного сока.
- В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала. Если картофель есть вместе с хлебом, то один их крахмалов идет на усвоение, а другой не расщепляется, вызывает брожение, повышение кислотности желудочного сока.
- Фрукты едят отдельно от основной пищи, через несколько часов после ее приема. Кислые фрукты едят отдельно от сладких.
Закрепление материала: Составление меню на день из предложенных продуктов
Учитель биологии: Подведем итоги урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: “Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине”
Просмотр содержимого документа
«урок»
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург
Учителя: Харина Светлана Борисовна (учитель химии), Палкина Дарья Анатольевна (учитель биологии)
Интегрированный урок для 10 классов (химия, биология): «Мы то, что мы едим»
Уважаемые коллеги. Интегрированные уроки - очень сложная и серьезная проблема для многих из нас. Мы предлагаем вам урок, который можно проводить совместно с родителями на тему питания при взаимной работе учителей химии и биологии. Учащихся желательно разбить на 3 команды. В каждую команду можно включить родителей. Это позволяет сделать работу увлекательной и полезной. Урок рассчитан на 40 минут. Презентация к уроку прилагается. Вы можете использовать ее полностью или сократить по своему усмотрению. Очень надеемся, что данный урок займет достойное место в вашей методической копилке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, набор реактивов для выполнения лабораторных опытов учащимися.
Ожидаемые результаты:
Применение полученных знаний в реальной жизни.
Отказ от вредных и неполезных продуктов.
Применение продуктов питания, которые приносят пользу.
Укрепление здоровья детей.
Критерии эффективности:
Повышение уровня грамотности в области питания.
Сохранение и укрепление здоровья за счет правильного питания.
Умение сотрудничать в процессе работы.
Выполнение режима питания в семьях.
Благодарность хотелось бы выразить коллегам, материалы которых были использованы при подготовке урока: Милютиной С.И. Методическая разработка родительского собрания в 5 классе «Здоровое питание», Ярощук Е.И. «Пирамида здорового питания», Дураченко О.П. Урок-игра «Правильное питание – залог здоровья», Митрофановой Л.П. Классный час «Рациональное и сбалансированное питание».
Ход урока.
Учитель химии: Всем известно, всем понятно,
что здоровым быть приятно.
– Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. И урок сегодня мы посвятим здоровью.
Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней– такое определение дала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
– Какие факторы могут повлиять на наше здоровье?
– А что может включить в себя термин «образ жизни»?
Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, т. д.).
Правильный режим труда и отдыха.
Закаливание и занятия спортом.
Рациональное питание.
Учитель биологии: Питание – один из элементов здорового образа жизни, физиологическая потребность организма, а пища – единственный источник необходимых организму питательных веществ и главный источник его энергии. Она необходима для согревания и поддержания постоянной температуры тела, работы мышц, сердца и всех других органов. Правильное питание – основа трудоспособности человека, его силы, бодрости и долголетия. Всякое отступление от принципов рационального питания неизбежно влечет за собой нарушение обменных процессов, расстройство деятельности различных органов и систем, преждевременное старение организма. Вот почему каждому необходимо знать и применять правила рационального питания.
– А правильно ли питаетесь вы? Ответьте максимально откровенно на 12 вопросов.
(Анкету заполнили и дети, и гости до урока)
Ответ а – 2 очка, б – 1, в – 0.
КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
а) три раза;
б) два раза;
в) один раз.
ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
а) каждое утро;
б) один-два раза в неделю;
в) очень редко, почти никогда.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
б) из жареной пищи;
в) из одного только напитка.
ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
а) никогда;
б) один-два раза;
в) три раза и больше.
КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
а) три раза в день;
б) три-четыре раза в неделю;
в) один раз.
КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
а) раз в неделю;
б) от 1 до 4-х раз в неделю;
в) почти каждый день.
ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ? Слайд 7
а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
а) два-три раза и больше;
б) один раз;
в) один раз и реже.
КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
а) раз в день;
б) два раза в день;
в) три раза и более.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:
а) убираете весь жир;
б) убираете часть жира;
в) оставляете весь жир.
СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
а) одну-две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО?
а) бокал красного вина;
б) одна-две рюмки крепких напитков;
в) более 4-х рюмок крепкого спиртного.
Подведем итоги. Подсчитайте количество баллов. Слайд 8
21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Учитель биологии: Мы знаем, что химический состав организма человека очень сложен; в организм постоянно должна поступать пища, содержащая белки, жиры, углеводы, Докажем, что в составе пищи действительно содержатся важнейшие химические органические соединения.
Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задания № 1, исследовательской программы урока.
Задание № 1. Качественное определение питательных веществ в продуктах.
Учащиеся делают вывод, что в составе пищи имеются белки, жиры, углеводы
Учитель биологии: Для чего же в организм человека вместе с пищей должны поступать разнообразные вещества?
Учащиеся: В организме постоянно происходит обмен веществ и энергии, часть веществ разрушается, необходимо их восполнение, необходима также и энергия для жизнедеятельности.
Учитель биологии: для подтверждения давайте обратимся к цифрам
Человек потребляет в течение жизни:
белка – 2,5 т, жиров – 1,3 т, углеводов – 17,5 т, воды – 75 т.
В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается:
эритроцитов – 450 млрд, лейкоцитов – 30 млрд, тромбоцитов – 350 млрд,
клеток эпителия и пищеварительной системы – 50%, костных клеток – 1,3%,
клеток кожи – 5%.
Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,
дыхательных движений совершается 23040 раз,
мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.
Каковы же функции различных органических веществ в организме?
Сообщения учащихся (трехминутные выступления):
“Биологическая роль белков,
жиров,
углеводов,
Учитель биологии: Ваши ответы еще раз подтвердили, что без поступления пищи организм существовать не может, человеку требуется полноценное питание. Существует несколько теорий питания.
Первая теория питания появилась у древних греков во времена Аристотеля. Ее суть: в организме пища подвергается брожению и в переработанном виде используется в процессе жизнедеятельности. В своем питании человек руководствуется практическим опытом, исходя из конкретных условий. Спартанские воины питались один раз в день – на вечерней зорьке получали горсть зерен, и этого им хватало, чтобы иметь могучие мускулы и совершать тяжелый ратный труд.
Вторая теория питания – “калорийная”, появилась в 18 веке. По этой теории, пища – материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ и энергии должен восстановить их потери. Чем калорийнее пища, тем лучше. Для повышения калорийности мясо стали перерабатывать в буженину, жир в колбасу, из молока получать сметану, сливочное масло, из свеклы выделять чистый рафинадный сахар, живые ягоды превращать в варенье. Чаще стали использовать засолку, копчение, тушение, консервирование. Это сразу сказалось на здоровье человека – на него сразу обрушилась лавина хронических гастритов, язв, колитов, диабета, атеросклероза, стенокардии, раковых опухолей. В чем же главная ошибка калорийной теории? В организм проникает много неестественной для человека пищи: жареной, копченой, при этом образуются ядовитые вещества, в том числе канцерогены.
Постепенно выяснилось, что есть некоторые народности, никогда не употребляющие мяса и рыбы, питающиеся только овощами, фруктами, злаками. Знаменитые вегетарианцы Пифагор, Ньютон, Л.Толстой, И.Репин всегда вели активный образ жизни и сохранили бодрость, здоровье до старости. На этой основе возникла новая теория – теория естественного питания.
По происхождению человек никогда не был плотоядным, прежде он питался корнями, зернами, орехами, и по возможности он должен вернуться к исходной растительной пище. Но сразу преодолеть психологический барьер – отказаться от мясной пищи – трудно. Поэтому появилась и другая родственная теория – теория раздельного питания, которая имеет свои “Золотые правила питания”: свежеедение, сыроеедение, сбалансированность и рациональное питание, сезонность питания, умеренность в еде, получение удовольствия от еды, использование только совместимых продуктов.
Под руководством учителя химии Учащиеся выполняют задание № 2 исследовательской программы урока.
Задание № 2. Определение совместимости продуктов питания.
Группа № 1 | Группа № 2 | Группа № 3 |
К молоку добавьте лимонный сок. | К яичному белку добавьте яблочный сок. | К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок. |
Учащиеся делают выводы о несовместимости некоторых продуктов питания.
Учитель биологии: Продукты разных групп нежелательно соединять друг с другом, т.к. они несовместимы, мешают перевариванию друг друга или нарушают взаимную пищевую ценность. Т.о.
Учитель химии: По теории раздельного питания пищевые продукты можно разделить на 4 группы:
Кислая | Слабощелочная | Нейтральная | Концентрированная |
Мясо, рыба (зашлаковывают организм) | Фрукты, овощи (очищают от ядов) | масло | Творог, яйца, хлеб, картофель |
Учитель биологии: Обобщим все сказанное об общих правилах теории раздельного питания:
Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод (хлеб, картофель, сладкие фрукты, пирожные и др.) и концентрированный белок – орехи, мясо, яйца, творог и др. Углеводы расщепляются под действием ферментов слюны в щелочной среде, а белок – под действием желудочного сока в кислой среде, при смешивании такой пищи пищеварительные соки нейтрализуют друг друга и процесс переваривания пищи замедляется.
Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка (например, творог и яйцо), т.к. пищеварительные соки для каждого из них не выделяются в желудке одновременно.
Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами, т.к. добавочные кислоты тормозят изменяют состав желудочного сока и тормозят усвоение белка.
Белок нельзя употреблять вместе с жирами, т.к. жиры подавляют действие желудочных желез и тормозят выделение желудочного сока.
В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала. Если картофель есть вместе с хлебом, то один их крахмалов идет на усвоение, а другой не расщепляется, вызывает брожение, повышение кислотности желудочного сока.
Фрукты едят отдельно от основной пищи, через несколько часов после ее приема. Кислые фрукты едят отдельно от сладких.
Закрепление материала: Составление меню на день из предложенных продуктов
Учитель биологии: Подведем итоги классного урока. С питанием человек обычно соприкасается 3-5 раз в день. От него зависит работоспособность, настроение, состояние здоровья, продолжительность жизни и многое другое. Жизнь человека – непрерывный расход энергии; затраты ее восполняются единственным способом – питанием. Организм человека можно рассматривать как универсальный реактор, в котором происходит огромное количество разнообразных химических реакций. Все компоненты пищи – белки, жиры, углеводы– незаменимы, т.к. каждые выполняют свои особые функции. Поэтому мы в полной мере должны согласиться со словами физиолога И.П. Павлова: “Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит посередине”
Просмотр содержимого презентации
«интегрированный урок Мы то, что мы едим»
Реализация программы «Здоровое питание»
Секция: программа взаимодействия классных руководителей и родителей
С чем мы можем познакомить родителей
ПИРАМИДА ПИТАНИЯ
Интегрированный урок: «Мы то, что мы едим»
Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно!!!
Что такое здоровье
- Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не отсутствие болезней. (ВОЗ)
Факторы, влияющие на здоровье
- Наследственность – 15-20%
- Здравоохранение – 8 -10%
- Окружающая среда – 20-25%
- Образ жизни – 50-55%
Рациональное или адекватное питани е (лат. r ationalis - разумный, осмысленный)
физиологически полноценное питание здоровых людей
соответствует энергетическим, пластическим, биохимическим потребностям организма
Анкета для учащихся «Как ты питаешься?»
- Сколько раз в день ты питаешься?
- Завтракаешь ли ты утром?
- Из чего состоит твой завтрак?
- Питаешься ли ты в школе? (нужное обвести кружком)
- Да Нет, почему?
- Организованно Самостоятельно
- (с классом)
-
- Горячая пища Булочки, пирожки, чай, сок
- Есть ли в твоём режиме дня полдник, если ДА, то из чего он состоит?
- Из каких блюд чаще всего состоит твой ужин?
- Какая еда тебе нравится больше всего?
Подсчитаем результат
- Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.
- 21 - 24 очка , у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
- 16-20 очков . Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
- 12-15 очков . Пересмотрите свое отношение к питанию.
- 0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Что мы едим
Сбалансированное питание
Питательные вещества
Меню, подходящее по возрасту, состоянию здоровья и энергетическим потребностям
Режим питания
жиры и углеводы
белки, минеральные вещ-ва и вода
витамины и микроэлементы
необходимы для сбалансированного обмена веществ в организме
необходимы в качестве
источники энергии для обеспечения процессов, происходящих в организме
строительного материала клеток и тканей
- Человек потребляет в течение жизни: белка – 2,5 т,
жиров – 1,3 т,
углеводов – 17,5 т,
воды – 75 т.
- Расходует в сутки: белка – 80 г,
жиров – 100 г,
углеводов – 400 г,
воды – 2 л.
- В течение суток в организме человека гибнет и восстанавливается: эритроцитов – 450 млрд,
лейкоцитов – 30 млрд,
тромбоцитов – 350 млрд, клеток эпителия и пищеварительной
системы – 50%,
костных клеток – 1,3%, клеток кожи – 5%.
- Сердце сокращается 86400 раз и проталкивает 50000 л крови,
- дыхательных движений совершается 23040 раз,
- мочи образуется 1,5 л, кожного сала – 20 г, воды испарятся с потом – 0,5 л.
Спартанская теория
Калорийная теория
Знаменитые вегетарианцы
Естественная теория питания
Теория раздельного питания
- свежеедение
- сыроедение
- сбалансированность и рациональное питание
- сезонность питания
- умеренность в еде
- получение удовольствия от еды
- использование только совместимых продуктов
Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: «Как питаться хорошо, чтоб не стало плохо?»
Определение совместимости продуктов питания.
Опыт № 1
Опыт № 2
К молоку добавьте лимонный сок.
Опыт № 3
К яичному белку добавьте яблочный сок.
К подсолнечному маслу добавьте апельсиновый сок.
Кислая
Слабощелочная
Мясо, рыба
(зашлаковывают организм)
Фрукты, овощи (очищают от ядов)
Нейт-ральная
Концентрирован-ная
масло
Творог, яйца, хлеб, картофель
Общие правила теории раздельного питания
Не следует употреблять в пищу за один прием концентрированный углевод и концентрированный белок
Общие правила теории раздельного питания
- Нельзя в один прием употреблять два концентрированных белка
Общие правила теории раздельного питания
- Белок нельзя употреблять вместе с кислыми фруктами
Общие правила теории раздельного питания
- Белок нельзя употреблять вместе с жирами
Общие правила теории раздельного питания
- В один прием можно съесть только один вид концентрированного крахмала
Общие правила теории раздельного питания
- Фрукты едят отдельно от основной пищи, Кислые фрукты едят отдельно от сладких
Дома есть:
- Булочки
- Компот из сухофруктов
- Котлеты
- Кофе
- Макароны
- Молоко
- Огурец соленый
- Подсолнечное масло
- Рис
- Рыба
- Сахар
- Соль
- Хлеб
- Хлопья
- Чай
- Шоколад
- Яйцо
Завтрак:
Хлопья – 100 г
Молоко – 150 г
Сахар – 10 г
Обед:
Макароны – 200 г
Котлета – 80 г
Булочка – 100 г
Компот из сухофруктов (30г) + сахар (10г) – без учета воды
Полдник:
Яйцо – 40 г
хлеб – 30 г
Кофе –10 г+10 г сахара(без учета воды)
Шоколад – 25 г
Ужин:
Рис – 200 г
Рыба – 100 г
Хлеб – 30 г
Огурец соленый – 50 г
Чай – 5 г + сахар 10 г (без учета воды)
Жир – 10 г, соль – 10 г (за весь день)
Спасибо за внимание.
Берегите ЗДОРОВЬЕ. Питайтесь правильно!