kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок истории, русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Оценка исторического события через художественное произведение», подготовка к написанию части С ЕГЭ, выявление авторской позиции.

Цели: интерпретация исторического события через изучение литературного произведения посредством выявления позиции автора в заданном фрагменте художественного текста; развитие  логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной  компетентности; воспитание  уважительного отношения к чужому мнению, формирование  умения  корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Задачи:

  1. организация работы с текстом для определения стиля, типа речи, сущности исторического события, характеристики героев данных фрагментов, позиции автора;
  2. организация работы по выявлению личного отношения учащихся к изучаемой теме и созданию сочинения-размышления.

Оборудование:

рабочие листы  с фрагментами текста из романа М.Шолохова «Поднятая целина» (приложение №1); карточки с заданиями для выявления сущности исторического события, характеристики героев, выявления точки зрения автора на данное историческое событие (приложение №2);  лист обратной связи для выявления личного отношения учащихся к изучаемой теме и позиции автора (приложение №3); презентация (приложение №4). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории, русского языка и литературы »



Интегрированный урок истории, русского языка и литературы



Авторы: Елена Николаевна Алесина,

учитель русского языка и литературы;

Юлия Александровна Сиводед, учитель

Истории.





















г. Хабаровск

2014г





Тема: «Оценка исторического события через художественное произведение»

Цели: интерпретация исторического события через изучение литературного произведения посредством выявления позиции автора в заданном фрагменте художественного текста; развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Задачи:

  1. организация работы с текстом для определения стиля, типа речи, сущности исторического события, характеристики героев данных фрагментов, позиции автора;

  2. организация работы по выявлению личного отношения учащихся к изучаемой теме и созданию сочинения-размышления.

Оборудование:

рабочие листы с фрагментами текста из романа М.Шолохова «Поднятая целина» (приложение №1); карточки с заданиями для выявления сущности исторического события, характеристики героев, выявления точки зрения автора на данное историческое событие (приложение №2); лист обратной связи для выявления личного отношения учащихся к изучаемой теме и позиции автора (приложение №3); презентация (приложение №4).

Ход урока

  1. Вступительное слово.

Учитель истории:

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. Необычность его в том, что интегрируем мы три предмета: истории, русского языка и литературы. По истории мы продолжаем говорить о процессе коллективизации. На столе у вас лежат тексты из глав романа М. Шолохова «Поднятая целина», который вы читали летом, к сегодняшнему уроку перечитывали главы вновь.

Так о чём, по-вашему, этот роман. Сформулируйте тему и нашего урока. (приложение №1)

( произведение о том, как проходила коллективизация в 30-е годы, об её итогах и последствиях)

Так зачем же мы второй раз будем рассматривать этот процесс?

(рассматривать сущность процесса коллективизации через художественное произведение

Учитель литературы:

А цель какую мы сформулируем? (исходя из темы)

(научиться оценивать историческое событие)

А зачем? И произведение у вас на столах

(добавляем, выявить позицию автора, его отношение к данному историческому событию)

А зачем?

(Сформировать личное мнение по данному вопросу)

А для того, чтобы достичь нашей цели, обратимся к тексту.

  1. Работа с текстами.

Учитель истории:

Определите и назовите приметы времени и самого события. Докажите, что это процесс коллективизации.

(текстом подтверждают, что это 30-е годы)

Учитель литературы:

Но нельзя забывать, что перед нами не документ, а художественное произведение. Чем отличается исторический документ от художественного произведения? (сюжет не является фотографическим отпечатком реальных событий, воздействие на мысли и чувства читателя, вызвать отклик)

Через что мы сможем проследить точку зрения писателя?

(проследить её можно посредством оценочных слов, художественной детали, портретной характеристики, диалогов и т.д.)

Давайте и попробуем сейчас дать характеристику героям?

Работа в группах - характеристика героев

Учащиеся групп получают раздаточный материал (приложение № 3), ватман, фломастеры. Коллективно заполняют таблицу, один даёт монологический ответ.

1группа- характеристика Фрола Дамаскова (глава 7)

2 группа – характеристика Андрея Размётнова (глава 9)

3 группа – характеристика Семёна Давыдова. (глава 4,9)

герой

Психологическое состояние до…

Психологическое состояние после…

Худ. деталь

Моё отнош-е

вывод

Фрол Дамасков

(гл. 7)

кулак

«кинув ложку, встал»

«синевой налился рваный нос, затряслась голова. Он как стоял, так и опустился на пол, с трудом шевеля распухшим , почернелым языком»

До – «поскрипывал добротными, подшитыми кожей валенками»; после – «Фрол, по-покойницки, скрестив на груди пальцы, лежал на лавке уже в одних чулках… новые, подшитые кожей Фроловы валенки …на ногах Молчуна»


Раскулачивание похоже на грабёж.

А сами герои похожи на мелочных жадных грабителей.

Семья же Дамасковых кажется несчастной.

Андрей Размётнов (гл. 9)

Председатель сельсовета


«задрожав губами», «сказал глухо», «заикаясь, в волнении закричал»,

«вошёл, широко откинув дверь»

Драматич-сть, конфликтность эпизодов раскулачивания несомненна: столкнулись два подхода - классовый и человеческий.

Человек более мягкий склонен многие проблемы разрешать при участии сердца, многое умеет прощать людям.

Семён Давыдов (гл. 9, 4)

Рабочий Ленинградского завода

Гл. 9 «На стук поднял голову, улыбнулся», «посмотрел с тревогой»,














Гл. 4(собрание бедноты)

«недоумевая», «нетерпеливо», «пристально всматривался в лицо Нагульнова», «сжал губы», «потемнел»

Тяжело, всхлипами дыша, Д. с минуту ходил по комнате, потом обнял Андрея за плечи, вместе с ним сел на лавку, надтреснутым голосом сказал", «долго дрожащими пальцами никак не мог ухватить папиросу»

«для того и выселяем, чтобы не мешали нам строить жизнь…»














«Чего ты нам тут жалостные рассказы преподносишь? Был партизан – честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался – раздавить!


Умеет побороть свои чувства ради идеи. Категоричен, безжалостен ко всем, кто может помешать победе социализма, глагол «раздавить» в его речи подчёрк-ет насильственный характер кол-ции (уничтожить кулака морально и физически)



Какова же точка зрения автора на то событие, которое изображается в романе ? Как сам Шолохов относится к тому, что описывает? На чьей он стороне? Напомнить, что Шолохова часто обвиняют в намеренном искажении исторической правды, в стремлении скрыть от потомков или, в лучшем случае, приукрасить преступления Сталина и других организаторов коллективизации.

Позиция Шолохова неоднозначна, он постарался написать правду, воссоздавая обстоятельства, в которых действуют персонажи, Шолохов стремится быть предельно достоверным и исторически правдивым, показывая все противоречия коллективизации)

  1. Итог урока.

Что импонирует вам в позиции автора?

Как выявить авторскую позицию в художественном тексте?

Учитель истории: лист обратной связи

  1. Домашнее задание

По лит-ре: в предложенном тексте определить точку зрения автора, сформулировав в небольшое высказывание (5-10 предложений).

По истории:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок истории, русского языка и литературы

Автор: Алесина Елена Николаевна, Сиводед Юлия Александровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139261

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Доклад на тему межпредметные связи на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(76) "doklad_na_temu_mezhpredmetnye_sviazi_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215165"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» "
    ["seo_title"] => string(75) "intieghrirovannyi-urok-iz-tsikla-vospitaniie-ghrazhdanina-i-patriota-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "142764"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418362597"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Великий, могучий русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "vielikiimoghuchiirusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "310049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458913606"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства