Интегрированный урок истории, русского языка и литературы
Интегрированный урок истории, русского языка и литературы
Тема урока: «Оценка исторического события через художественное произведение», подготовка к написанию части С ЕГЭ, выявление авторской позиции.
Цели: интерпретация исторического события через изучение литературного произведения посредством выявления позиции автора в заданном фрагменте художественного текста; развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Задачи:
организация работы с текстом для определения стиля, типа речи, сущности исторического события, характеристики героев данных фрагментов, позиции автора;
организация работы по выявлению личного отношения учащихся к изучаемой теме и созданию сочинения-размышления.
Оборудование:
рабочие листы с фрагментами текста из романа М.Шолохова «Поднятая целина» (приложение №1); карточки с заданиями для выявления сущности исторического события, характеристики героев, выявления точки зрения автора на данное историческое событие (приложение №2); лист обратной связи для выявления личного отношения учащихся к изучаемой теме и позиции автора (приложение №3); презентация (приложение №4).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории, русского языка и литературы »
Интегрированный урок истории, русского языка и литературы
Авторы: Елена Николаевна Алесина,
учитель русского языка и литературы;
Юлия Александровна Сиводед, учитель
Истории.
г. Хабаровск
2014г
Тема: «Оценка исторического события через художественное произведение»
Цели: интерпретация исторического события через изучение литературного произведения посредством выявления позиции автора в заданном фрагменте художественного текста;развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Задачи:
организация работы с текстом для определения стиля, типа речи, сущности исторического события, характеристики героев данных фрагментов, позиции автора;
организация работы по выявлению личного отношения учащихся к изучаемой теме и созданию сочинения-размышления.
Оборудование:
рабочие листы с фрагментами текста из романа М.Шолохова «Поднятая целина» (приложение №1); карточки с заданиями для выявления сущности исторического события, характеристики героев, выявления точки зрения автора на данное историческое событие (приложение №2); лист обратной связи для выявления личного отношения учащихся к изучаемой теме и позиции автора (приложение №3); презентация (приложение №4).
Ход урока
Вступительное слово.
Учитель истории:
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. Необычность его в том, что интегрируем мы три предмета: истории, русского языка и литературы. По истории мы продолжаем говорить о процессе коллективизации. На столе у вас лежат тексты из глав романа М. Шолохова «Поднятая целина», который вы читали летом, к сегодняшнему уроку перечитывали главы вновь.
Так о чём, по-вашему, этот роман. Сформулируйте тему и нашего урока. (приложение №1)
( произведение о том, как проходила коллективизация в 30-е годы, об её итогах и последствиях)
Так зачем же мы второй раз будем рассматривать этот процесс?
(рассматривать сущность процесса коллективизации через художественное произведение
Учитель литературы:
А цель какую мы сформулируем? (исходя из темы)
(научиться оценивать историческое событие)
А зачем? И произведение у вас на столах
(добавляем, выявить позицию автора, его отношение к данному историческому событию)
А зачем?
(Сформировать личное мнение по данному вопросу)
А для того, чтобы достичь нашей цели, обратимся к тексту.
Работа с текстами.
Учитель истории:
Определите и назовите приметы времени и самого события. Докажите, что это процесс коллективизации.
(текстом подтверждают, что это 30-е годы)
Учитель литературы:
Но нельзя забывать, что перед нами не документ, а художественное произведение. Чем отличается исторический документ от художественного произведения? (сюжет не является фотографическим отпечатком реальных событий, воздействие на мысли и чувства читателя, вызвать отклик)
Через что мы сможем проследить точку зрения писателя?
(проследить её можно посредством оценочных слов, художественной детали, портретной характеристики, диалогов и т.д.)
Давайте и попробуем сейчас дать характеристику героям?
Работа в группах - характеристика героев
Учащиеся групп получают раздаточный материал (приложение № 3), ватман, фломастеры. Коллективно заполняют таблицу, один даёт монологический ответ.
1группа- характеристика Фрола Дамаскова (глава 7)
2 группа – характеристика Андрея Размётнова (глава 9)
3 группа – характеристика Семёна Давыдова. (глава 4,9)
герой
Психологическое состояние до…
Психологическое состояние после…
Худ. деталь
Моё отнош-е
вывод
Фрол Дамасков
(гл. 7)
кулак
«кинув ложку, встал»
«синевой налился рваный нос, затряслась голова. Он как стоял, так и опустился на пол, с трудом шевеля распухшим , почернелым языком»
До – «поскрипывал добротными, подшитыми кожей валенками»; после – «Фрол, по-покойницки, скрестив на груди пальцы, лежал на лавке уже в одних чулках… новые, подшитые кожей Фроловы валенки …на ногах Молчуна»
Раскулачивание похоже на грабёж.
А сами герои похожи на мелочных жадных грабителей.
Семья же Дамасковых кажется несчастной.
Андрей Размётнов (гл. 9)
Председатель сельсовета
«задрожав губами», «сказал глухо», «заикаясь, в волнении закричал»,
«вошёл, широко откинув дверь»
Драматич-сть, конфликтность эпизодов раскулачивания несомненна: столкнулись два подхода - классовый и человеческий.
Человек более мягкий склонен многие проблемы разрешать при участии сердца, многое умеет прощать людям.
Семён Давыдов (гл. 9, 4)
Рабочий Ленинградского завода
Гл. 9 «На стук поднял голову, улыбнулся», «посмотрел с тревогой»,
Гл. 4(собрание бедноты)
«недоумевая», «нетерпеливо», «пристально всматривался в лицо Нагульнова», «сжал губы», «потемнел»
Тяжело, всхлипами дыша, Д. с минуту ходил по комнате, потом обнял Андрея за плечи, вместе с ним сел на лавку, надтреснутым голосом сказал", «долго дрожащими пальцами никак не мог ухватить папиросу»
«для того и выселяем, чтобы не мешали нам строить жизнь…»
«Чего ты нам тут жалостные рассказы преподносишь? Был партизан – честь ему за это, кулаком стал, врагом сделался – раздавить!
Умеет побороть свои чувства ради идеи. Категоричен, безжалостен ко всем, кто может помешать победе социализма, глагол «раздавить» в его речи подчёрк-ет насильственный характер кол-ции (уничтожить кулака морально и физически)
Какова же точка зрения автора на то событие, которое изображается в романе ? Как сам Шолохов относится к тому, что описывает? На чьей он стороне? Напомнить, что Шолохова часто обвиняют в намеренном искажении исторической правды, в стремлении скрыть от потомков или, в лучшем случае, приукрасить преступления Сталина и других организаторов коллективизации.
Позиция Шолохова неоднозначна, он постарался написать правду, воссоздавая обстоятельства, в которых действуют персонажи, Шолохов стремится быть предельно достоверным и исторически правдивым, показывая все противоречия коллективизации)
Итог урока.
Что импонирует вам в позиции автора?
Как выявить авторскую позицию в художественном тексте?
Учитель истории: лист обратной связи
Домашнее задание
По лит-ре: в предложенном тексте определить точку зрения автора, сформулировав в небольшое высказывание (5-10 предложений).
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}