kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с фактами биографии и лирикой

С.А. Есенина.

2. Расширить социокультурный опыт учащихся.

 

Оборудование: портрет С.А. Есенина; выставочные материалы, посвященные

юбилею поэта; аудиозаписи праздничного колокольного

звона и звуков природы (лето на лугу).

 

Ход занятия.

1. Присоединение к теме.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

 

Многим из вас, наверное, знакомы эти строчки. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Поэт считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь», поэтому специально «детских» стихов у него очень мало. Сегодня мы увидим мир глазами поэта, услышим звуки, наполняющие его, почувствуем радость от общения с прекрасным.

 

2. Основной этап.

Родился будущий поэт в селе Константиново Рязанской губернии (ныне – село Есенино). Село это расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.

 

«Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна многоводная причудливо извилистая красавица Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте, в синей дымке, темнеют знаменитые Мещерские леса. По другую сторону села лежат бескрайние просторы полей с небольшими перелесками и деревушками…»

(Читается на фоне звуков природы)

 

Так описывает родные места сестра Сергея Есенина Александра.

Здесь, на этих просторах, и прошло детство Есенина. Посреди села проходила широкая, утопающая в зелени улица; на ней – главное украшение села – церковь. Её белоснежный купол виден был издалека. С этой церковью и с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села.

(Звучит праздничный перезвон).

 

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

 

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко пробежала

Резвая волна.

 

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает он.

(«Пасхальный благовест»)

Ласковый колокольный звон созывал в воскресные и праздничные дни народ к обедне и всенощной. Нередко колокол сообщал о пожаре, а в метель звук колокола помогал путникам не сбиться с пути, найти дорогу к жилью. И когда у Александра Никитича Есенина и его жены Татьяны Фёдоровны (в девичестве Титовой) 21 сентября 1895 года родился сын Сергей, дьячок этой церкви сделал соответствующую запись в церковной книге.

Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда (Фёдора Титова, отца матери). К своим детям и к внуку дед относился с большой добротой и нежностью.

Часто ездил Серёжа с дядей в ночное: поить лошадей на Оку. Ночью при тихой погоде луна отражалась в воде.

 

«Когда лошади пили, мне казалось, - вспоминал потом Есенин, - что они вот-вот выпью луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

 

…Погасло солнце. Тихо на лужке.

Пастух играет песню на рожке.

 

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поёт вихрастый гамаюн.

 

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

 

Любя твой день и ночи темноту,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивный урок»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ВАБКЕНТСКИЙ СТРОИТЕЛЬНО- ТРАСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ






АЛИЕВА ЗАРИНА




ВАБКЕНТ-2018

«Люблю тебя, родина кроткая…»


Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с фактами биографии и лирикой

С.А. Есенина.

2. Расширить социокультурный опыт учащихся.


Оборудование: портрет С.А. Есенина; выставочные материалы, посвященные

юбилею поэта; аудиозаписи праздничного колокольного

звона и звуков природы (лето на лугу).


Ход занятия.

1. Присоединение к теме.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…


Многим из вас, наверное, знакомы эти строчки. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Поэт считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь», поэтому специально «детских» стихов у него очень мало. Сегодня мы увидим мир глазами поэта, услышим звуки, наполняющие его, почувствуем радость от общения с прекрасным.


2. Основной этап.

Родился будущий поэт в селе Константиново Рязанской губернии (ныне – село Есенино). Село это расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.


«Живописны окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна многоводная причудливо извилистая красавица Ока. За ней на многие километры привольно раскинулись покрытые буйными травами заливные луга с многочисленными озерками, со старицей, заросшей тростником и лилиями. За лугами на горизонте, в синей дымке, темнеют знаменитые Мещерские леса. По другую сторону села лежат бескрайние просторы полей с небольшими перелесками и деревушками…»

(Читается на фоне звуков природы)


Так описывает родные места сестра Сергея Есенина Александра.

Здесь, на этих просторах, и прошло детство Есенина. Посреди села проходила широкая, утопающая в зелени улица; на ней – главное украшение села – церковь. Её белоснежный купол виден был издалека. С этой церковью и с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села.

(Звучит праздничный перезвон).


Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.


Скрылась за рекою белая луна,

Звонко пробежала

Резвая волна.


Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает он.

(«Пасхальный благовест»)

Ласковый колокольный звон созывал в воскресные и праздничные дни народ к обедне и всенощной. Нередко колокол сообщал о пожаре, а в метель звук колокола помогал путникам не сбиться с пути, найти дорогу к жилью. И когда у Александра Никитича Есенина и его жены Татьяны Фёдоровны (в девичестве Титовой) 21 сентября 1895 года родился сын Сергей, дьячок этой церкви сделал соответствующую запись в церковной книге.

Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. А маленький Серёжа воспитывался в семье деда (Фёдора Титова, отца матери). К своим детям и к внуку дед относился с большой добротой и нежностью.

Часто ездил Серёжа с дядей в ночное: поить лошадей на Оку. Ночью при тихой погоде луна отражалась в воде.


«Когда лошади пили, мне казалось, - вспоминал потом Есенин, - что они вот-вот выпью луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».


…Погасло солнце. Тихо на лужке.

Пастух играет песню на рожке.


Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поёт вихрастый гамаюн.


А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.


Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту.

(«Табун»)

В 1904 году, когда Сергею исполнилось девять лет, он начал ходить в школу. Школа была небольшая, деревянная, стояла посреди села, недалеко от дома Есениных. Она была разделена на две половины. В одной жили учителя Иван Матвеевич и Лидия Ивановна Власовы, муж и жена, а во второй размещались две классные комнаты. Классов было всего четыре. В большой комнате обычно занимались вместе второй и третий классы, а в меньшей – первый класс. Для четвёртого же обычно снимали какой-либо дом.

Серёжа Есенин на уроках всегда отвечал хорошо, особенно, когда читал наизусть стихи. Но в третьем классе за баловство был оставлен на второй год. Школу он окончил в 1909 году с похвальным листом и одним из первых крестьянских детей села Константинова был отправлен в церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. Здесь Сергей учился с 1909 по 1912 год. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи сочинять он начал очень рано.


«Стихи писать начал лет с девяти», - вспоминал он позже.


Решив стать поэтом и связать свою жизнь с литературой, Сергей уехал в Москву. Здесь он нашел место корректора в типографии. Он много читает, знакомится с произведениями русских и зарубежных поэтов. Чтобы продолжить образование, он в 1913 году поступает в народный университет Шанявского.

Немного позднее, в начале 1914 года, в детских журналах «Мирок» и «Проталинка» впервые появились стихи Есенина. А затем в 1918 году в Петербурге вышла первая книга Сергея Есенина. Называлась она «Радуница». («Радуница» - это праздник весеннего обновления природы).

Появление этой книги упрочило известность Есенина. Любовь к родной природе, поэзия крестьянского быта – основные темы этой книги. О книге «Радуница» писали так:


«Нежно любит Есенин свою родную сторону и находит для неё хорошие, ласковые слова… Он превращает в золото поэзии всё – и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты…»

(П. Сакулин)

Критик имел в виду стихотворение «В хате». Послушайте его:


Пахнет рыхлыми дачёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.


Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.


Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.


А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Наверное, не всё в этом стихотворении вам было понятно. Действительно, прошло уже немало лет с тех пор, как оно написано, многие слова устарели, другие же и вовсе являются диалектными, т.е. употребляются только в какой-либо отдельной части России (в данном случае в Рязанской области). Чтобы разобраться в значении этих слов, выполним такое задание.


3. Работа в парах.

Задание. Соедините слова из первого пакета со значениями из второго пакета.

Заслонка Печная дверца в виде железного листа с ручкой.

Оглобли Круглые жерди для запряжки лошадей в телегу.

Печурка Углубление в боковой части русской печи.

Соха Орудие для вспахивания земли.

Ухват Надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания

горшков, которые ставят в печь.

Внимательно выслушайте друг друга и придите к единому решению.


4. Работа в четвёрках.

5. Экспертная оценка учителя.

6. Подведение итогов.

Сергей Есенин всегда писал о том, что видел, пережил, почувствовал. Самой сильной чертой его поэтического дарования было умение словом рисовать картины русской природы. Он находил удивительные сравнения для деревьев и животных, для небесных светил и природных явлений.


Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котёнка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц – в жеребёнка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

Николай Кутов.

7. Рефлексия.

Поделитесь теплом: расскажите, что нового вы узнали о замечательном русском поэте Сергее Александровиче Есенине.

(Ответы детей).

Дорогие друзья, я прошу вас поблагодарить наших чтецов.

Спасибо за внимание!













(1895-1925)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Интерактивный урок

Автор: Алиева Зарина Ревшановна

Дата: 23.06.2018

Номер свидетельства: 474138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Интерактивный урок В мире сказок"
    ["seo_title"] => string(34) "intieraktivnyi-urok-v-mirie-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "262207"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449295029"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Интерактивный урок физики в 7 классе по теме: «Инерция» "
    ["seo_title"] => string(59) "intieraktivnyi-urok-fiziki-v-7-klassie-po-tiemie-iniertsiia"
    ["file_id"] => string(6) "122326"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414200342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработки интерактивных уроков русского языка  в 5 и 7 классах. "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotki-intieraktivnykh-urokov-russkogho-iazyka-v-5-i-7-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "196509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428062013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "интерактивный урок по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(38) "intieraktivnyi-urok-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "174873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424187444"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методическая разработка интерактивного урока в рамках Областного Проекта "150 культур Дона""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_intieraktivnogho_uroka_v_ramkakh_oblastnogho_proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "368126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481395321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства