Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и географии ( 6 класс)»
Интегрированный урок по русскому языку и географии ( 6 класс).
Тема Имя прилагательное. Оболочки Земли.
Цельурока: обобщение знаний учащихся об имениприлагательном; раскрыть взаимосвязи между оболочками Земли, обобщить и систематизировать знания по теме.
Задачи урока:
1.обучающие:
-научить применять знания о прилагательном как части речи,
-выявлять орфограммы в прилагательных;
-продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом.
2. развивающие:
-навыки использования прилагательных в речи,
- мыслительные способности учащихся, развитие речи,
-способности логически мыслить и обобщать,
-познавательный интерес к предметам,
- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи.
3.воспитательные:
- поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи,
- воспитывать максимальную работоспособность на уроке,
-развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку,
-совершенствовать навыки общения.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, учебники, тетради,раздаточный материал: карточки, плакат с изображением горы, разноуровневые задания, видеоролик «Загадки о воде», карточки с символами для деления на группы, пазлы природных зон, кроссворд, карточки с текстами, тесты, физическая карта, веточки, цветные бумажные геометрические фигуры.
Тип урока - урок-игра.
Лучше гор могут быть только горы,
на которых еще не бывал.
В.В. Высоцкий.
Ход урока
1 Организационный момент.
2 Сообщение цели и темы урока.
Учитель русского языка.
Определите тему нашего урока по стихотворению.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
- Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
- Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой части речи.
Сегодня мы обобщим ранее изученный материал по русскому языку и географии, проведем игру «Пойдем в горы», будем штурмовать высоту за высотой, пока не покорим «вершину». Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Нам тоже нужно подготовиться к предстоящему штурму.
Учитель географии. Для этого необходимо, прежде всего, произвести разведку, цель которой узнать названия горных вершин в мире и Казахстане и выяснить, какие из них находятся на высоте 4500 метров, на какой высоте в горах летом лежит снег, усвоить какими качествами должен обладать человек, чтобы быть альпинистом.
В нашем маршруте будут старт, преодоления высоты, остановки. Мы преодолеем горные перевалы: Литосфера, Гидросфера, Биосфера, Атмосфера.
Учитель русского языка.Горы не штурмуют большими коллективами и поодиночке. Нам нужно разделиться на группы по 4 – 5 человек, выбрать командира. Командир заполняет главврачу «Заявку на участие в штурме вершины».
Ребята делятся на группы, выбрав определенный символ: глобус – литосфера, капелька – гидросфера, след – биосфера, облако – атмосфера.
Работа со словарем
Альпини́зм — вид спорта и активного отдыха,целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине.
Кодекс альпинистов (правила работы в группе).
Учитель географии.
- Ребята, как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине? Конечно, с медосмотра: горы слабых не любят. Так что предлагаю перед штурмом первой высоты пройти «медкомиссию» и проверить, здорова ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт. Наша своеобразная разминка будет не простая. Вы должны будете, отвечая на географические шуточные вопросы, используя имена прилагательные.
- Какая земля не старится? / Новая /
- Какой болезнью никто не болеет на земле? / Морской /
- Какой год продолжается всего один день? / Новый /
- В каких лесах не водится дичь? / Строительных /
- Наша медкомиссия, посовещавшись, выставляет оценку за здоровье памяти и дает допуск на восхождение.
А сейчас проведем мини – тренировку, которая будет состоять из двух частей. Первая: подобрать соответствия – найти горную вершину к горному комплексу.
Кордильеры Мак
Тянь – Шань Хан-тенгри
Алтай Белуха
Анды Акон
Гималаи Эверест
Сары – арка Аксорси
2 часть: показать вершину на карте.
Учитель русского языка.
Задание: подобрать прилагательные для характеристики гор, распределив по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
К старту допущены все. / Ставится флажок на старте /
- Итак, каждая команда выбирает свой маршрут – это разноуровневые задания. У нас четыре маршрута. В зависимости от цвета конверта Вы вправе определить свой путь.
Зеленый цвет – легкий путь,
желтый конверт – на пути Вас ждут препятствия (2 конверта) ,
розовый цвет показывает, что для прохождения пути Вы должны быть предельно внимательны, собраны и быстро выполнять задания.
1-я ступень Литосфера.
Учитель географии.
Наша тема «Литосфера» Завершилась, как не жаль. И сегодня на уроке «Игровое повторенье». Все готовы отвечать? Ну, с чего бы нам начать? Объясните для примера, Что такое литосфера?
(Ответ учащихся)
Мозговой штурм (ученики выбирают карточки с вопросами по русскому языку и геогррафии)
1.Подберите прилагательные – синонимы.
Умная (сова) – мудрая
Чистая (рубашка) – свежая
Мокрая (тряпка) – влажная
Твёрдая (булка) – чёрствая
Грустная (весть) – печальная
- Что такое горные породы? (Природные тела,слагающие земную кору, такие как гранит,песок,известняк,соль,уголь,нефть, называют горными породами).
2. Подберите прилагательные – антонимы.
Умная (сова) – глупая
Чистая (рубашка) – грязная
Мокрая (тряпка) – сухая
Твёрдая (булка) – мягкая
Грустная (весть) – радостна.
-Какая земная кора является более молодой: океаническая или материковая?(океаническая)
3.Определите по признаку, о каком предмете говорится.
Круглый, алый, сахарный (арбуз)
Сочное, наливное, спелое (яблоко)
Кислый, жёлтый, ароматный (лимон)
Зелёный, хрустящий, малосольный (огурец)
Душистая, сладкая, красная (земляника)
- Чему равен радиус ядра Земли? (3500 км)
4. Назовите признаки предмета.
Ветер (какой?) холодный, северный, тёплый
Гроза (какая?) летняя, сильная,
Зима (какая?) морозная, снежная, холодная
Небо (какое?) синее, хмурое,
- Что такое землетрясение? (Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре или в верхней части мантии, называются землетрясениями)
5.Нахождение имён прилагательных в тексте.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали ветки хвойные
В покрывала златотканые.
- Назовите материк, на котором не бывает землетрясений? (Антарктида) 6.Нахождение имён прилагательных в тексте.
А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
- Назовите оболочки Земли. (Литосфера,Атмосфера, Гидросфера,Биосфера)
2 – й подъем. Гидросфера.
Словарная работа
Гидросфе́ра(отдр.-греч.Yδωρ — вода иσφαῖρα — шар) —это водная оболочка Земли.
Просмотр видеоролика «Загадки о воде».
С ответами загадок составить:
1 уровень: словосочетания сущ. + прилаг.
2 уровень:предложения, используя прилагательные.
3уровень: текст, включив слова – ответы и прилагательные.
3 – я ступень Биосфера.
Словарная работа
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.
География.
1 уровень.
Команда должна собрать из них карту природных зон мира.
- Что за карту вы собрали?
- Что такое природная зона, природный комплекс?
2 уровень.
Команды записывают номера ответов на листочках, потом сдают учителю. На доске – перечень природных зон.
1. Эта природная зона характеризуется жарким сухим климатом в течение всего года, здесь велики суточные колебания температур, атмосферные осадки очень редки, растительность крайне разреженная, представители животного мира ведут в основном ночной образ жизни.
2. …в сухой сезон земля превращается в камень, трава - в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили ` морозы`. Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают голову платками,….Животный мир этой природной зоны – самый богатый и разнообразный.
3. Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами. На территории зоны формируются самые плодородные почвы — черноземы.
4. Увлажнение избыточное, в растительном покрове преобладают хвойные породы, черника, брусника. Хозяин этой природной зоны – медведь.
5. В этой зоне каменистые россыпи летом имеют ярко-желтую, оранжевую окраску из-за лишайников. Там постоянно дуют сильные ветры. На скалах расположены многочисленные птичьи базары. Полярная ночь длится до 150 суток.
6. В растительном покрове преобладают дубы, липы, вязы с густым травянистым покровом на серых лесных почвах.
7. В переводе на русский язык название зоны означает «плоский безлесный холм». В этой зоне грибы выше деревьев.
8. Растительный мир этой зоны - многоярусный, вечнозеленый, чрезвычайно богатый по количеству видов. Очень бедная почва. Именно здесь живет больше всего обезьян, в том числе и человекообразных.
3 уровень.
“Самый, самая, самое…”
Группа разгадывает кроссворд.
Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское море)
Самая полноводная река в мире? (Амазонка)
Самая длинная река в мире? (Нил)
Самая длинная река в России? (Обь с Иртышем)
Самая многоводная река России? (Енисей)
Самый большой остров в мире? (Гренландия)
Самый большой полуостров в мире? (Аравийский)
Самый большой остров в России? (Сахалин)
Самый маленький материк? (Австралия)
Самый большой материк? (Евразия)
Самые высокие горы? (Гималаи)
Самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб)
Русский язык.
Работа с текстом. (Тексты у каждого ученика)
Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.
(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк).
1 уровень выполняет 1 задание;
2 уровень выполняет 2 задания;
3 уровень выполняет 3 задания.
Задания
Найдите и выпишите прилагательные с не и объясните их правописание.
Подберите синоним и антоним к слову некрупными.
3. Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.
4–й подъем. Атмосфера.
-Что это?! Дайте определение.
По данным определениям (прилагательным) отгадайте термин.
Работа с текстом. “В разных м..стах над г..ризонтом, точно нарисованные огне..ой кистью, по..вились пол..сы рубинов… и изумрудн… цвета, словно великан ра..бросал по небу павлиньи перья. Мгновение – и они и..чезли, ра.творившись в воздухе. Теперь через весь небосвод кто(то) перекинул яркий хрустальный мост а затем ярко( зеленый) луч рассек темный бархат неба. По небу поп..лзли ф..нтастические огне..ые змеи, ежесекундно меняя форму и окраску. Вихри зелено(синего) пламени охв..тили все небо сошлись в зените и из них выплыла гигант..ая красная птица. Она парила в вышине, ра..кинув широк… крылья из т..нчайших прозрачных лучей.”
1 уровень.
Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте там, где надо, знаки препинания. Назовите орфограммы, на которые были пропущены буквы. Приведите 1–2 примера.
– В каких предложениях вы поставили знаки препинания? Почему?
2уровень.
Задание: укажите разряды прилагательных.
– К какому типу речи относится текст. Докажите.
– Описание. В тексте говорится о признаках предмета, используются прилагательные, помогающие нарисовать предмет.
– А о чем идет речь, что является темой текста?
– Северное сияние
– Как вы это определили, ведь автор прямо не называет это явление природы?
– По описанию, по средствам художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты – привести примеры).
3 уровень.
Контрольный тест(выполняют на листочках, взаимопроверка)
Рефлексия.
- Посмотрите, у меня на столе 3 веточки. Если вам урок понравился, то на одну из веточек повесьте зеленые листочки, если бы вы хотели еще что- то узнать о литосфере, повесьте желтые листочки, а если вам было скучно, на эту веточку прикрепите –красные листочки. - Ребята, обратите внимание, что у нас получилось зеленое, пышное дерево. Самооценивание. У вас на столах лежат синие квадратики, красные кружочки,зеленые треугольники. Сейчас каждый из вас должен оценить, как он работал на сегодняшнем уроке. Красный кружочек- «5». Синий квадратик- «4». Зеленый треугольник-«3». Поднимите фигурки и оцените себя! Оценка должна быть объективной и честной.
Домашнее задание:
География: параграф №46, вопросы по обобщению материала;
Русский язык: подобрать 10 -12 прилагательных на различные орфограммы правописания.
Приложения к уроку
Приложение № 1.
Кодекс альпинистов (правила работы в группе).
Группа не имеет права идти вперед, если товарищ «болен», вся команда помогает ему.
Группа не может оставить товарища в пути.
В горах бегать, прыгать опасно.
Чем выше горы, тем опаснее любой шум могут случиться снежные обвалы. Поэтому в группе все говорят между собой только шепотом.
Приложение № 2.
Контрольный тест.
1. Укажи имя прилагательное.
A) морозить;
Б) морозный;
В) мороз.
2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Ранн... утро.
А) - ое;
Б) - ее;
В) - ие.
3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4. Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;
6. В этом прилагательном пишется одна Н: а) багря…ый рассвет б) стекля…ый завод в) безветре…ая погода г) исти…ая правда 7. Это слово не является исключением: а) деревя…ый б) серебря…ый в) оловя…ый г) стекля…ый 8. В этом прилагательном не пишется Н: а) кожа…ый мяч б) гости…ый двор в) лимо…ый сок г) румя…ая девочка 9. В этом прилагательном пишется НН: а) карти…ая галерея б) ути…ая охота в) гуси…ые перья г) лебеди…ая песня 10. В этом прилагательном нет суффикса: а) серебря…ый б) ю…ый в) це…ый г) багря…ый