kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по русскому языку и географии ( 6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Имя прилагательное. Оболочки Земли.

Цель: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; раскрыть взаимосвязи между оболочками Земли, обощить и систематизировать знания по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и географии ( 6 класс)»

Интегрированный урок по русскому языку и географии ( 6 класс).

Тема Имя прилагательное. Оболочки Земли.

Цельурока: обобщение знаний учащихся об имениприлагательном; раскрыть взаимосвязи между оболочками Земли, обобщить и систематизировать знания по теме.

Задачи урока:

1.обучающие:

-научить применять знания о прилагательном как части речи,

-выявлять орфограммы в прилагательных;

-продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом.

2. развивающие:

-навыки использования прилагательных в речи,

- мыслительные способности учащихся, развитие речи,

-способности логически мыслить и обобщать,

-познавательный интерес к предметам,

- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи.

3.воспитательные:

- поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи,

- воспитывать максимальную работоспособность на уроке,

-развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку,

-совершенствовать навыки общения.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, учебники, тетради,раздаточный материал: карточки, плакат с изображением горы, разноуровневые задания, видеоролик «Загадки о воде», карточки с символами для деления на группы, пазлы природных зон, кроссворд, карточки с текстами, тесты, физическая карта, веточки, цветные бумажные геометрические фигуры.

Тип урока - урок-игра.


Лучше гор могут быть только горы,

на которых еще не бывал.

В.В. Высоцкий.

Ход урока

1 Организационный момент.

2 Сообщение цели и темы урока.

Учитель русского языка.

Определите тему нашего урока по стихотворению.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

- Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

- Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой части речи.

Сегодня мы обобщим ранее изученный материал по русскому языку и географии, проведем игру «Пойдем в горы», будем штурмовать высоту за высотой, пока не покорим «вершину». Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Нам тоже нужно подготовиться к предстоящему штурму.

Учитель географии. Для этого необходимо, прежде всего, произвести разведку, цель которой узнать названия горных вершин в мире и Казахстане и выяснить, какие из них находятся на высоте 4500 метров, на какой высоте в горах летом лежит снег, усвоить какими качествами должен обладать человек, чтобы быть альпинистом.

В нашем маршруте будут старт, преодоления высоты, остановки. Мы преодолеем горные перевалы: Литосфера, Гидросфера, Биосфера, Атмосфера.

Учитель русского языка.Горы не штурмуют большими коллективами и поодиночке. Нам нужно разделиться на группы по 4 – 5 человек, выбрать командира. Командир заполняет главврачу «Заявку на участие в штурме вершины».

Ребята делятся на группы, выбрав определенный символ: глобус – литосфера, капелька – гидросфера, след – биосфера, облако – атмосфера.

Работа со словарем

Альпини́зм — вид спорта и активного отдыха,целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине.

Кодекс альпинистов (правила работы в группе).

Учитель географии.

- Ребята, как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине? Конечно, с медосмотра: горы слабых не любят. Так что предлагаю перед штурмом первой высоты пройти «медкомиссию» и проверить, здорова ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт. Наша своеобразная разминка будет не простая. Вы должны будете, отвечая на географические шуточные вопросы, используя имена прилагательные.

- Какая земля не старится? / Новая /

- Какой болезнью никто не болеет на земле? / Морской /

- Какой год продолжается всего один день? / Новый /

- В каких лесах не водится дичь? / Строительных /

- Наша медкомиссия, посовещавшись, выставляет оценку за здоровье памяти и дает допуск на восхождение.

А сейчас проведем мини – тренировку, которая будет состоять из двух частей. Первая: подобрать соответствия – найти горную вершину к горному комплексу.

Кордильеры Мак

Тянь – Шань Хан-тенгри

Алтай Белуха

Анды Акон

Гималаи Эверест

Сары – арка Аксорси

2 часть: показать вершину на карте.

Учитель русского языка.

Задание: подобрать прилагательные для характеристики гор, распределив по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

К старту допущены все. / Ставится флажок на старте /

- Итак, каждая команда выбирает свой маршрут – это разноуровневые задания. У нас четыре маршрута. В зависимости от цвета конверта Вы вправе определить свой путь.

Зеленый цвет – легкий путь,

желтый конверт – на пути Вас ждут препятствия (2 конверта) ,

розовый цвет показывает, что для прохождения пути Вы должны быть предельно внимательны, собраны и быстро выполнять задания.

1-я ступень Литосфера.

Учитель географии.

Наша тема «Литосфера»
Завершилась, как не жаль.
И сегодня на уроке
«Игровое повторенье».
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера,
Что такое литосфера?

(Ответ учащихся)

Мозговой штурм (ученики выбирают карточки с вопросами по русскому языку и геогррафии)

1.Подберите прилагательные – синонимы.

Умная (сова) – мудрая

Чистая (рубашка) – свежая

Мокрая (тряпка) – влажная

Твёрдая (булка) – чёрствая

Грустная (весть) – печальная

- Что такое горные породы? (Природные тела,слагающие земную кору, такие как гранит,песок,известняк,соль,уголь,нефть, называют горными породами).

2. Подберите прилагательные – антонимы.

Умная (сова) – глупая

Чистая (рубашка) – грязная

Мокрая (тряпка) – сухая

Твёрдая (булка) – мягкая

Грустная (весть) – радостна.

 -Какая земная кора является более молодой: океаническая или материковая?(океаническая)

3.Определите по признаку, о каком предмете говорится.

Круглый, алый, сахарный (арбуз)

Сочное, наливное, спелое (яблоко)

Кислый, жёлтый, ароматный (лимон)

Зелёный, хрустящий, малосольный (огурец)

Душистая, сладкая, красная (земляника)

- Чему равен радиус ядра Земли? (3500 км)

4. Назовите признаки предмета.

Ветер (какой?)   холодный, северный, тёплый

Гроза (какая?) летняя, сильная,

Зима (какая?) морозная, снежная, холодная

Небо (какое?) синее, хмурое,

- Что такое землетрясение? (Подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре или в верхней части мантии, называются землетрясениями)

5.Нахождение имён прилагательных в тексте.

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие,

Наряжали ветки хвойные

В покрывала златотканые.

- Назовите материк, на котором не бывает землетрясений? (Антарктида)
6.Нахождение имён прилагательных в тексте.

А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

- Назовите оболочки Земли. (Литосфера,Атмосфера, Гидросфера,Биосфера)

2 – й подъем. Гидросфера.

Словарная работа

Гидросфе́ра (от др.-греч. Yδωρ — вода и σφαῖρα — шар) —это водная оболочка Земли.

Просмотр видеоролика «Загадки о воде».

С ответами загадок составить:

1 уровень: словосочетания сущ. + прилаг.

2 уровень:предложения, используя прилагательные.

3уровень: текст, включив слова – ответы и прилагательные.

3 – я ступень Биосфера.

Словарная работа

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

География.

1 уровень.

Команда должна собрать из них карту природных зон мира.

- Что за карту вы собрали?

- Что такое природная зона, природный комплекс?

2 уровень.

Команды  записывают номера ответов на листочках, потом сдают учителю. На доске – перечень природных зон.

1. Эта природная зона характеризуется жарким сухим климатом в течение всего года, здесь велики суточные колебания температур, атмосферные осадки очень редки, растительность крайне разреженная, представители животного мира ведут в основном ночной образ жизни.

2. …в сухой сезон земля превращается в камень, трава - в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили ` морозы`. Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают голову платками,….Животный мир этой природной зоны – самый богатый и разнообразный.

3. Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами. На территории зоны формируются самые плодородные почвы — черноземы.

4. Увлажнение избыточное, в растительном покрове преобладают хвойные породы, черника, брусника. Хозяин этой природной зоны – медведь.

5. В этой зоне каменистые россыпи летом имеют ярко-желтую, оранжевую окраску из-за лишайников. Там постоянно дуют сильные ветры. На скалах расположены многочисленные  птичьи базары. Полярная ночь длится до 150 суток.

6. В растительном покрове преобладают дубы, липы, вязы с густым травянистым покровом на серых лесных почвах.

7. В переводе на русский язык название зоны означает «плоский безлесный холм». В этой зоне грибы выше деревьев.

8. Растительный мир этой зоны - многоярусный, вечнозеленый, чрезвычайно богатый по количеству видов. Очень бедная почва. Именно здесь живет больше всего обезьян, в том числе и человекообразных.

3 уровень.

 “Самый, самая, самое…”

Группа разгадывает кроссворд.

  1. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)

  2. Самое большое по площади озеро в мире? (Каспийское море)

  3. Самая полноводная река в мире? (Амазонка)

  4. Самая длинная река в мире? (Нил)

  5. Самая длинная река в России? (Обь с Иртышем)

  6. Самая многоводная река России? (Енисей)

  7. Самый большой остров в мире? (Гренландия)

  8. Самый большой полуостров в мире? (Аравийский)

  9. Самый большой остров в России? (Сахалин)

  10. Самый маленький материк? (Австралия)

  11. Самый большой материк? (Евразия)

  12. Самые высокие горы? (Гималаи)

  13. Самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб)

Русский язык.

Работа с текстом. (Тексты у каждого ученика)

Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк).

1 уровень выполняет 1 задание;

2 уровень выполняет 2 задания;

3 уровень выполняет 3 задания.

Задания

  1. Найдите и выпишите прилагательные с не и объясните их правописание.

  2. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

3. Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

4–й подъем. Атмосфера.

-Что это?! Дайте определение.

По данным определениям (прилагательным) отгадайте термин.

Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной…………………………………………………………………………..

Звездный, веселый, холодный, теплый, ласковый, порывистый, сногсшибательный…………………………………………………………………

Пышные, кудрявые, ватные, свинцовые, бегущие……………………………….

Международный, политический, мягкий, суровый, холодный…………………………………………………………………………....

Теплая, дружеская, удушливая, земная, здоровая………………………………..

Работа с текстом.
“В разных м..стах над г..ризонтом, точно нарисованные огне..ой кистью, по..вились пол..сы рубинов… и изумрудн… цвета, словно великан ра..бросал по небу павлиньи перья. Мгновение – и они и..чезли, ра.творившись в воздухе. Теперь через весь небосвод кто(то) перекинул яркий хрустальный мост а затем ярко( зеленый) луч рассек темный бархат неба. По небу поп..лзли ф..нтастические огне..ые змеи, ежесекундно меняя форму и окраску. Вихри зелено(синего) пламени охв..тили все небо сошлись в зените и из них выплыла гигант..ая красная птица. Она парила в вышине, ра..кинув широк… крылья из т..нчайших прозрачных лучей.”

1 уровень.

Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте там, где надо, знаки препинания. Назовите орфограммы, на которые были пропущены буквы. Приведите 1–2 примера.

– В каких предложениях вы поставили знаки препинания? Почему?

2уровень.

Задание: укажите разряды прилагательных.

– К какому типу речи относится текст. Докажите.

– Описание. В тексте говорится о признаках предмета, используются прилагательные, помогающие нарисовать предмет.

– А о чем идет речь, что является темой текста?

– Северное сияние

– Как вы это определили, ведь автор прямо не называет это явление природы?

– По описанию, по средствам художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты – привести примеры).

3 уровень.

Контрольный тест(выполняют на листочках, взаимопроверка)

Рефлексия.

- Посмотрите, у меня на столе 3 веточки. Если вам урок понравился, то на одну из веточек повесьте зеленые листочки, если бы вы хотели еще что- то узнать о литосфере, повесьте желтые листочки, а если вам было скучно, на эту веточку прикрепите –красные листочки.
- Ребята, обратите внимание, что у нас получилось зеленое, пышное дерево.
Самооценивание.
У вас на столах лежат синие квадратики, красные кружочки,зеленые треугольники. Сейчас каждый из вас должен оценить, как он работал на сегодняшнем уроке.
Красный кружочек- «5».
Синий квадратик- «4».
Зеленый треугольник-«3».
Поднимите фигурки и оцените себя! Оценка должна быть объективной и честной.

Домашнее задание:

География: параграф №46, вопросы по обобщению материала;

Русский язык: подобрать 10 -12 прилагательных на различные орфограммы правописания.

Приложения к уроку

Приложение № 1.

Кодекс альпинистов (правила работы в группе).

  1. Группа не имеет права идти вперед, если товарищ «болен», вся команда помогает ему.

  2. Группа не может оставить товарища в пути.

  3. В горах бегать, прыгать опасно.

  4. Чем выше горы, тем опаснее любой шум могут случиться снежные обвалы. Поэтому в группе все говорят между собой только шепотом.


Приложение № 2.

Контрольный тест.

1. Укажи имя прилагательное.

A) морозить;

Б) морозный;

В) мороз.

2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

Ранн... утро.

А) - ое;

Б) - ее;

В) - ие.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

А) гладкая;

Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

6. В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда
7. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый
8. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка
9. В этом прилагательном пишется НН:
а) карти…ая галерея
б) ути…ая охота
в) гуси…ые перья
г) лебеди…ая песня
10. В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебря…ый
б) ю…ый
в) це…ый
г) багря…ый













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интегрированный урок по русскому языку и географии ( 6 класс)

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) ""Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс "
    ["seo_title"] => string(120) "imia-sushchiestvitiel-noie-na-kartie-chieliabinskoi-oblasti-intieghrirovannyi-urok-russkii-iazyk-i-ghieoghrafiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411305054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок по теме: У нас в гостях Великобритания"
    ["seo_title"] => string(49) "urok-po-tiemie-u-nas-v-ghostiakh-vielikobritaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250858"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447154591"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Интегрированный урок по истории и географии: «Шoкан  Уалиханoв - великий кaзахский прoсветитель»"
    ["seo_title"] => string(90) "intieghrirovannyiurokpoistoriiighieoghrafiishokanualikhanovvielikiikazakhskiiprosvietitiel"
    ["file_id"] => string(6) "280709"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453400454"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок по русскому языку и истории "Цифры и факты" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-russkomu-iazyku-i-istorii-tsifry-i-fakty-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417853406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства