"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс
"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс
Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал по Челябинской области. Цель урока - познакомить учащихся с происхождением и лексическим значением некоторых существительных - названий городов, поселков, озер, и гор Челябинской области.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс »
Тема: Имя существительное на карте Челябинской области
Интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс
(учитель русского языка – Францева Л.Ю.,
учитель географии – Горяйнова Я.О.)
Цели:
познакомить с происхождением и лексическим значением некоторых существительных – названий городов, поселков, гор и озер Челябинской области, Урала;
закрепление умения определять грамматические признаки имен и существительных, их синтаксическую роль в предложении;
закрепление навыка пользоваться словарями;
воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока: (эпиграф на доске) «Имя существительное – хлеб языка»
( Л. Успенский)
«Урал! Опорный край державы,
его добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
и славы нынешней творец»
( А. Твардовский)
I.Учитель русск. яз. сообщает учащимся тему урока: «Имя существительное на карте Челябинской области». Цель урока – доказать, что существительное – хлеб языка, и постараться найти как можно больше имен существительных на карте нашей области.
- Сегодня на уроке мы закрепим умение определять грамматические признаки существительных и найдем их роль в предложениях, а также узнаем происхождение некоторых существительных – названий городов, поселков, гор и озер нашей области.
II.Учитель русск. яз.:
– К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словам: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского, прежде всего, относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорил: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
Какие же названия предметам дает имя существительное?
На доске заранее записано: предметы: стол, … явления природы: гроза, … живые существа: девочка, … признак как предмет: синь, … действие как предмет: бег, … явление общественной жизни: митинг, … Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Р.Фархади «Земные слова». Ученики читают стихотворение: На партах лежат листы с текстом этого стихотворения. I учащийся: На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.… И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.
II учащийся: Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.
Задание: дополнить ряды существительных словами стихотворения (запись в тетради).
Учитель географии: III. Беседа с учащимися:
Ребята, а на какой планете мы живем?
А на каком материке?
Как называется страна?
А регион?
Учитель рус. яз.: (работа со словарями)
Ребята, а что такое регион? (ответы детей)
Давайте обратимся к нашим помощникам. Кто они? (словари)
Учащиеся зачитывают статью словаря.
Запись лексического значения слова в тетрадь.
Запись заранее на доске цветным мелом (открыть):
Регион – большая область, группа соседствующих стран или областей, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.
Географический регион.
Учитель географии:
Так вот, регион, в котором мы живем, называется Урал. Во все времена был применен и славен наш регион. Чем же славен Урал? (ответы детей)
Чистота озер, разнообразие лесов, животного мира, красота гор, пещерные города, подземные реки, но самое главное богатство Урала – его недра.
Учитель рус. яз.: (работа со словарем )
А что такое недра? (ответы детей)
Кто даст определение?
А точное определение? (только словарь)
Заглянем на его страницы:
Запись на доске (открыть): Недра – это то, что находится под земной поверхностью. В недрах Земли.
Как еще можно сказать?(горные породы)
Синтаксический разбор предложения:
Доска: В нашем регионе недра богаты горными породами и минералами.
Учитель географии:
– Ребята, ископаемые Урала – это металлические руды, слюда, мрамор, тальк, золото, малахит, камни-самоцветы, которые встречаются в каждой сказке П.П.Бажова. (Показ коллекции)
Учитель рус. яз.:
Обратите внимание на цифру в конце предложения.
Что это значит?
Давайте разберем это предложение по членам предложения и определим роль существительных.
Разбор с помощью класса.
Посчитайте, сколько имен существительных? (4)
А чем они являются в предложении? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство)
Теперь определите их грамматические признаки: род, падеж, число.
Итак, сделаем вывод о наших существительных.
Зачитываем п.№31, с.68.
Давайте вспомним, а что такое имена существительные нарицательные и собственные?
Доска: Нарицательные: город, озеро, горы.
Собственные: Озерск, Иртяш, Егоза.
(Нарицательные – называют ряд однородных предметов, собственные – называют индивидуальные (единичные) предметы)
А теперь внимательно посмотрите на карту (она у вас на партах). Назовите все имена существительные, которые вы там видите. (Ответы детей)
А какие это существительные: нарицательные или собственные? (В основном собственные)
А теперь на карте найдите город Челябинск.
Это центр нашей области. А обозначает слово Челябинск – «господин», «хозяин».
А теперь найдите город Кыштым, который находится юго-западнее нашего города Озерска, с башкирского переводится КЫШ и ТЫМ - «тихая зима».
А севернее Озерска расположен город Касли, название свое получил от названия озера Касли – «гусиное».
Ребята, а на какую гору вы любите ездить, чтобы покататься и насладиться свежим воздухом? (Егоза)
Так вот, это название возникло в русском языке от башкирского топонима: ек – расселина и ауза – вход, горло, рот, т.е. «вход в межгорье» и созвучно нашему русскому егоза (проказница).
Обратите внимание, сколько озер на карте нашей области. Поистине, озерный край! Назовите озера, окружающие наш город. (Иртяш, Большая и Малая Нанога, Кызылташ)
А в переводе это:
Иртяш – «каменное место»,
Кызылташ – «красный камень»
Большая и Малая Нанога – «нога большого Бога, нога малого Бога»
А посреди этих озер расположен город. Какой это город? (Озерск)
Это лучший город на земле? (Конечно)
Давайте так и запишем
Доска:Озерск – лучший город на земле.
Разбор предложения.
Разберем это предложение по членам.
Найдите все существительные в этом предложении. (Озерск, город, на земле)
Охарактеризуйте их: собственные или нарицательные?
Чем являются здесь существительные? (подлежащее, сказуемое, обстоятельство)
Из ваших сочинений я узнала, что вы очень любите свою родину, свой родной город. И вам наверняка будет интересно узнать, как и где зародился наш любимый город.
Учитель географии:
- Сороковка, Челябинск-65, Озерск… Все это названия одного города.
В 1943 году выдающиеся ученые России во главе с академиком И.В. Курчатовым приступили к созданию атомного оружия и в 1946 году на севере Челябинской области, близ города Касли, в краю озер и сосновых лесов, начал строится наш город.
Выбрано это место было не случайно. Его не было видно с высоты, ведь этот город должен был быть секретным.
В недрах территории Озерска находится большое разнообразие горных пород и минералов. В черте города протекает речка Угрюмка. К западу от Озерска располагаются Вишневые и Потанинские горы (г. Сугомак и г. Егоза).
В районе города преобладают сосновые и березовые леса, кустарники (малина, смородина, шиповник и др.). Животные: лисица, заяц-беляк, русак, белки, лоси (типичные представители), водяная крыса, разнообразие грызунов и птиц.
Учитель рус. яз.:
-А теперь возвратимся к цели нашего урока: Мы должны были доказать, что существительное – это самая многочисленная армия языка, хлеб языка, наиболее часто встречающаяся часть речи; а еще мы должны были найти имена существительные на карте нашей области. Выполнили мы эту задачу? (Да)
-В заключении нашего урока прозвучат стихи Л.К. Татьяничевой:
(читает учащийся)
Среди имен любимых и родных
Храним мы рек прозрачные названья.
Мы помним шелест ковылей седых
И синих гор лепные очертанья.
А если на чужбине, среди сна,
Согреет нас дыханием сосна,
То, как рисунок на булатной стали,
Возникнет в сердце песня об Урале.
Подведение итогов за урок (работа учащихся на уроке)