kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал по Челябинской области. Цель урока - познакомить учащихся с происхождением и лексическим значением некоторых существительных - названий городов, поселков, озер, и гор Челябинской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс »

Тема: Имя существительное на карте Челябинской области

Интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс

(учитель русского языка – Францева Л.Ю.,

учитель географии – Горяйнова Я.О.)

Цели:

  1. познакомить с происхождением и лексическим значением некоторых существительных – названий городов, поселков, гор и озер Челябинской области, Урала;

  2. закрепление умения определять грамматические признаки имен и существительных, их синтаксическую роль в предложении;

  3. закрепление навыка пользоваться словарями;

  4. воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока: (эпиграф на доске) «Имя существительное – хлеб языка»

( Л. Успенский)

«Урал! Опорный край державы,

его добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

и славы нынешней творец»

( А. Твардовский)

I.Учитель русск. яз. сообщает учащимся тему урока: «Имя существительное на карте Челябинской области». Цель урока – доказать, что существительное – хлеб языка, и постараться найти как можно больше имен существительных на карте нашей области.

- Сегодня на уроке мы закрепим умение определять грамматические признаки существительных и найдем их роль в предложениях, а также узнаем происхождение некоторых существительных – названий городов, поселков, гор и озер нашей области.

II. Учитель русск. яз.:

– К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словам: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Паустовского, прежде всего, относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорил: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

  • Какие же названия предметам дает имя существительное?

На доске заранее записано: предметы: стол, … явления природы: гроза, … живые существа: девочка, … признак как предмет: синь, … действие как предмет: бег, … явление общественной жизни: митинг, … Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение Р.Фархади «Земные слова». Ученики читают стихотворение: На партах лежат листы с текстом этого стихотворения. I учащийся: На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные.… И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

II учащийся: Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной –

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной.

Задание: дополнить ряды существительных словами стихотворения (запись в тетради).

Учитель географии: III. Беседа с учащимися:

  • Ребята, а на какой планете мы живем?

  • А на каком материке?

  • Как называется страна?

  • А регион?

Учитель рус. яз.: (работа со словарями)

  • Ребята, а что такое регион? (ответы детей)

  • Давайте обратимся к нашим помощникам. Кто они? (словари)

Учащиеся зачитывают статью словаря.

Запись лексического значения слова в тетрадь.

Запись заранее на доске цветным мелом (открыть):

Регион – большая область, группа соседствующих стран или областей, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.

Географический регион.

Учитель географии:

  • Так вот, регион, в котором мы живем, называется Урал. Во все времена был применен и славен наш регион. Чем же славен Урал? (ответы детей)

  • Чистота озер, разнообразие лесов, животного мира, красота гор, пещерные города, подземные реки, но самое главное богатство Урала – его недра.

Учитель рус. яз.: (работа со словарем )

  • А что такое недра? (ответы детей)

  • Кто даст определение?

  • А точное определение? (только словарь)

  • Заглянем на его страницы:

Запись на доске (открыть): Недра – это то, что находится под земной поверхностью. В недрах Земли.

  • Как еще можно сказать? (горные породы)

Синтаксический разбор предложения:

Доска: В нашем регионе недра богаты горными породами и минералами.

Учитель географии:

– Ребята, ископаемые Урала – это металлические руды, слюда, мрамор, тальк, золото, малахит, камни-самоцветы, которые встречаются в каждой сказке П.П.Бажова. (Показ коллекции)

Учитель рус. яз.:

  • Обратите внимание на цифру в конце предложения.

  • Что это значит?

  • Давайте разберем это предложение по членам предложения и определим роль существительных.

Разбор с помощью класса.

  • Посчитайте, сколько имен существительных? (4)

  • А чем они являются в предложении? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство)

  • Теперь определите их грамматические признаки: род, падеж, число.

  • Итак, сделаем вывод о наших существительных.

Зачитываем п.№31, с.68.

  • Давайте вспомним, а что такое имена существительные нарицательные и собственные?

Доска: Нарицательные: город, озеро, горы.

Собственные: Озерск, Иртяш, Егоза.

(Нарицательные – называют ряд однородных предметов, собственные – называют индивидуальные (единичные) предметы)

  • А теперь внимательно посмотрите на карту (она у вас на партах). Назовите все имена существительные, которые вы там видите. (Ответы детей)

  • А какие это существительные: нарицательные или собственные? (В основном собственные)

  • А теперь на карте найдите город Челябинск.

  • Это центр нашей области. А обозначает слово Челябинск – «господин», «хозяин».

  • А теперь найдите город Кыштым, который находится юго-западнее нашего города Озерска, с башкирского переводится КЫШ и ТЫМ - «тихая зима».

  • А севернее Озерска расположен город Касли, название свое получил от названия озера Касли – «гусиное».

  • Ребята, а на какую гору вы любите ездить, чтобы покататься и насладиться свежим воздухом? (Егоза)

  • Так вот, это название возникло в русском языке от башкирского топонима: ек – расселина и ауза – вход, горло, рот, т.е. «вход в межгорье» и созвучно нашему русскому егоза (проказница).

  • Обратите внимание, сколько озер на карте нашей области. Поистине, озерный край! Назовите озера, окружающие наш город. (Иртяш, Большая и Малая Нанога, Кызылташ)

  • А в переводе это:

Иртяш – «каменное место»,

Кызылташ – «красный камень»

Большая и Малая Нанога – «нога большого Бога, нога малого Бога»

  • А посреди этих озер расположен город. Какой это город? (Озерск)

  • Это лучший город на земле? (Конечно)

  • Давайте так и запишем

Доска: Озерск – лучший город на земле.

Разбор предложения.

  • Разберем это предложение по членам.

  • Найдите все существительные в этом предложении. (Озерск, город, на земле)

  • Охарактеризуйте их: собственные или нарицательные?

  • Чем являются здесь существительные? (подлежащее, сказуемое, обстоятельство)

  • Из ваших сочинений я узнала, что вы очень любите свою родину, свой родной город. И вам наверняка будет интересно узнать, как и где зародился наш любимый город.

Учитель географии:

- Сороковка, Челябинск-65, Озерск… Все это названия одного города.

В 1943 году выдающиеся ученые России во главе с академиком И.В. Курчатовым приступили к созданию атомного оружия и в 1946 году на севере Челябинской области, близ города Касли, в краю озер и сосновых лесов, начал строится наш город.

Выбрано это место было не случайно. Его не было видно с высоты, ведь этот город должен был быть секретным.

В недрах территории Озерска находится большое разнообразие горных пород и минералов. В черте города протекает речка Угрюмка. К западу от Озерска располагаются Вишневые и Потанинские горы (г. Сугомак и г. Егоза).

В районе города преобладают сосновые и березовые леса, кустарники (малина, смородина, шиповник и др.). Животные: лисица, заяц-беляк, русак, белки, лоси (типичные представители), водяная крыса, разнообразие грызунов и птиц.

Учитель рус. яз.:

-А теперь возвратимся к цели нашего урока: Мы должны были доказать, что существительное – это самая многочисленная армия языка, хлеб языка, наиболее часто встречающаяся часть речи; а еще мы должны были найти имена существительные на карте нашей области. Выполнили мы эту задачу? (Да)

-В заключении нашего урока прозвучат стихи Л.К. Татьяничевой:

(читает учащийся)

Среди имен любимых и родных

Храним мы рек прозрачные названья.

Мы помним шелест ковылей седых

И синих гор лепные очертанья.

А если на чужбине, среди сна,

Согреет нас дыханием сосна,

То, как рисунок на булатной стали,

Возникнет в сердце песня об Урале.

Подведение итогов за урок (работа учащихся на уроке)

Домашнее задание


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Францева Лариса Юрьевна, Горяйнова Яна Олеговна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства