Индивидуальный подход в организации уроков в сельской школе
Индивидуальный подход в организации уроков в сельской школе
Предоставить ученику возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной сельской школы – научить самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. Названные задачи обусловлены все более увеличивающимся потоком информации, который ежеминутно обрушивается на современного человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный подход в организации уроков в сельской школе»
Индивидуальный подход в организации уроков в сельской школе
Кильдиярова Клара Музафаровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Бурангулово
Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является сельская школа, которая сочетает в себе множество разных основополагающих аспектов.
Предоставить ученику возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной сельской школы – научить самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. Названные задачи обусловлены все более увеличивающимся потоком информации, который ежеминутно обрушивается на современного человека. Использование традиционной системы обучения, когда учитель дает знания, а ученик их получает и закрепляет на практических занятиях под контролем педагога, эти задачи решить не может. Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он будет вынужден искать информацию, способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою поисковую деятельность. Эта методика делает образовательную деятельность более эффективной, так как учащийся лучше усваивает полученные знания и может выбрать информацию, необходимую ему в жизни. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором учащийся является главным участником образовательной деятельности. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие ученика на основе выявления и учета его индивидуальных особенностей.
В профессиональной деятельности мною используются различные методы и приёмы формирования познавательной мотивации учащихся.
Это создание на уроке ситуаций занимательности — введение занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
Можно использовать для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся учёных и общественных деятелей. Успешно применяю на уроках русского языка рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ опытов, занимательные аналогии.
Одним из действенных приёмов стимулирования познавательной мотивации является создание ситуации успеха для учащихся, испытывающих определенные затруднения в обучении. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему так важно дифференцировать учебный материал по сложности, чтобы каждый учащийся работал в своей «зоне ближнего развития» и имел возможность двигаться вперед. С этой целью мною используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим учащимся могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха учитель организует, поощряя промежуточные действия учащихся. Немаловажную роль играет морально-психологическая атмосфера. Благоприятный микроклимат в учебной деятельности снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебной деятельности игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике своей работы также использую настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры-путешествия, игры-викторины.
В качестве приёма, стимулирующего интерес, выступает также приём удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр, свидетельствующих о небывалом научно-техническом прогрессе, достигнутом в нашей стране, - всё это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остаётся информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом ещё раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов её стимулирования.
Приведённые выше примеры показывают, как входящие в методы формирования интереса приёмы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают положительное отношение к учебной деятельности и служат первым шагом на пути к формированию познавательной мотивации.
Сказка как одна из форм популярного изложения сведений о языке способствует развитию широких познавательных мотивов в подростковом возрасте, так как именно этот возраст, по мнению психологов, является благоприятным для развития познавательных мотивов.
Сказки помогают формировать эмоциональную выразительность, развивать интеллект и художественно-эстетические чувства обучающихся, приобщать к духовному богатству.
Сказка - это способ подачи научной информации, закрепленной в сказочном повествовании. Мотивы в сказке строго соотнесены, образуя последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия к кульминации, ведущей к развязке.
Сюжетное действие сказки развивается по законам сказочного пространства и времени.
Таким образом, в сказке можно найти богатый материал для проведения уроков, который дает учителю возможность при объяснении нового материала вводить постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе.
Именно познавательная мотивация является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
С приходом в школу ИКТ появилась возможность использовать на уроках ксерокопии текстов, выполнять работу на компьютере. Так, например, новый метод – клиширование – может применяться не только на итоговых уроках, но и в начале изучения темы, на определенном этапе работы с произведением. Клише – текст с пропуском слов. На уроке проговаривается материал, а итогом станет исправленный отрывок, высказывание. Некоторые клише объёмны, другие – нет. Одни – целое сочинение, другие – резюме урока или его части. Клише рассчитано не только на слабоуспевающих, но и на успешных учащихся. Прочитывая предложенный текст, учащиеся воспринимают информацию, находят недостающие слова для наиболее точного отражения своих мыслей. Удобный формат позволяет хранить клише в тетради, использовать при написании сочинений и изложений.
Таким образом, в современных условиях при сочетании данных форм образовательная деятельность будет наиболее эффективной, так как на традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а на нетрадиционных происходит развитие личности учащихся, их творческий потенциал, универсальные учебные действия.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Таким образом, индивидуальный подход к обучению позволяет так организовать образовательную деятельность, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.