Тема:«Именительный падеж имён существительных».
(учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цель: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.
Задачи:формировать умение находить имёна существительные в именительном падеже в тексте;развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать;
воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3 класс, карточки, схема – опора, презентация.
Планируемые результаты:
предметные:распознавание именительного падежа по вопросам;
метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации;
личностные: привитие интереса к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой на работу.
Прозвенел звонок – дети сели на урок.
Все тихонечко сидят, четко внятно говорят.
Урок наш удастся, если будет царить атмосфера добра, понимания друг друга, взаимоуважения. Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова замечательного русского писателя В. Белинского.
« Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.» - В. Белинский.
Садитесь.
Настроимся на работу. Вспомним правила работа на уроке.
Запишем число, классная работа.
2. Чистописание.
Соберите рассыпанные гласные, чтобы получились пары. Какая гласная осталась без пары? Почему? Есть ли у неё пара?
Какую же букву будем писать? (Ии)
Дайте характеристику звуку, который обозначает эту букву.
Запишите эти буквы в тетради.
3.Актуализация знаний.
Прочтите запись на доске.
1. Зимой город стал белым.
2. Окраины города замело снегом.
3. В зимнее время городу не хватает освещения.
4. Не каждый видел такой красивый город.
5. Жители гордятся своим городом.
6. Многие поэты пишут стихи и песни о нашем городе.
Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно относится? Что вы знаете о склонении имен существительных. Вспомните всё изученное по этому разделу. Определите падеж в первом предложении. Какой падеж называют первым.
4. Мотивация познавательной деятельности.
Послушайте загадку.
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
Сделайте вывод. О чем пойдет речь на уроке. Проверьте свои предположения на стр.42.
Прочтите название темы. Поставьте учебные задачи.
Составим план работы по теме.
1.Изучить правило.
2.Отработать на примерах.
3.Проверить уровень знаний.
4.Оценить свою работу.
5. Организация познавательной деятельности.
Для того, чтобы получить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит поработать с текстом.(стр 42,упр 74)
Читаем задание, планируем работу. Выполняем. Делаем вывод о роли в предложении существительных в именительном падеже.
На какие вопросы отвечают выделенные вами существительные? (кто?, что?)
Определите падеж этих слов. (именительный) Подпишите.
Подчеркните грамматические основы предложений. Какими членами предложения являются имена существительные в именительном падеже?
Сделайте вывод. (имена существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими)
Сверяем свой вывод с выводом в учебнике стр. 42
Минутка отдыха. Запись голоса рябчика (фото на слайде). Звуки зимнего леса.
6. Отработка на примерах. Первичное закрепление.
Вы отдохнули и можете продолжить свою работу. Поиграем в игру «Редакторы». Перед вами текст упр. 75, в котором рассыпались предложения. Наша задача – собрать эти предложения, вернуть слова на свои места. Прочитайте слова под цифрой 1 и составьте из них предложение, и т.д.
Прочитайте предложения и назовите грамматические основы.
Чем выражены подлежащие в этих предложениях? Почему вы так решили? Сделайте вывод. Встретились ли предлоги перед существительными в именительном падеже? (нет)
Какой вывод мы можем сделать? (Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами).Учебники на странице 42 прочитайте внимательно правило.
Что вы можете сказать о наших выводах?