kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: развивать умение распознавать именительный и винительный  падежи  множественного числа имен прилагательных;формировать умение склонять и употреблять имена   прилагательные во множественном числе;   воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней,  воспитывать самостоятельность в работе над заданием;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

– Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина.

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.

– Найдите  прилагательные множественного числа.

– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)

– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)

– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?

(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

3. Проверка д/з.

4.Минутка чистописания

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем стихотворении окончаниями прилагательных во множественном числе. Какие это буквы? (-ые, -ие)

5.(белые тонкие берёзы). Просклоняйте их по падежам (по вариантам)
И.п . белые тонкие берёзы

Р.п. белых  тонких берёз
Д.п. белым тонким берёзам
В.п. белые тонкие берёзы
Т.п. белыми тонкими берёзами
П.п. о белых тонких берёзах
— Какие же окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
И.п., В.п. – ые–ие
Р.п, П.п. – ых – их
Д.п. – ым – им
Т.п. – ыми – ими

На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных?

– И.п. – какие?

Какие имеет окончания?

           -ые, -ие.

На какие вопросы отвечает В. п. множественного числа имен прилагательных?

- В.п.   Какие?

Какие имеет окончания?

           -ые, -ие.

Что заметили?

– И.п.В.п.

            Какие?

           -ые, -ие.

- Просклоняйте ещё одно славосочетание по падежам: РУССКИЕ ЛЮДИ

И.п.  русские люди

Р.п.  русских людей

Д.п. русским людям

В.п. русских людей

Т.п. русскими людьми

П.п. о русских людях

- На какие вопросы отвечает В. п.?Какие имеет окончания? Почему разные окончания?

-Какие дополнения внесем в схему?

- И.п.                  В.п.              

  Какие?           Какие?       Каких?

 -ые, -иеые, -ие  -ых, -их

- Как вы думаете, какова тема урока?

– Именительный и винительный падежи множественного числа 

имен прилагательных.

6.Упражнение «Именительный и винительный падежи»(Каждое словосочетание нужно записать в винительном падеже множественного числа)

Острые карандаши, дружные ребята, высокие дома, старшие сестры, пушистые одуванчики, мудрые старики, яркие цветы.

7.Работа по учебнику.
Часть 2, упр. 347, стр.37
(учащиеся работают в тетрадях)

-Прочитайте главные члены предложения.

- Укажите падеж прилагательных.

-Как отличить прилагательные в винительном падеже от прилагательного в именительном, ведь вопрос и окончание одинаковое?

8. Самостоятельная работа.
—На  ваших партах отдельные слова. Составьте предложения и определите падеж имён прилагательных.
1 группа. Лёгкие облака плывут по небу. Ветер гонит лёгкие облака.
2 группа. Белые снега укрыли землю. Солнце осветило белые снега.
3 группа. Широко раскинули свои веточки зелёные ёлочки. Солнце осветило зелёные ёлочки.
4 группа. Яркие звёзды загорелись в небе. На небе я вижу яркие звёзды.
5 группа. Скоро зацветут весенние цветы. На поляне мы заметили первые весенние цветы.
6 группа. Высокие сосны любят свет. Белки любят прыгать на высокие сосны.
9. Физкультминутка.

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

10. Закрепление изученного. Самостоятельная работа:

В зимн… сумерки с…вавыл…тает на охоту.                        На землю спустились зимн… сумерки. Ле…к… сн..ж…нкимедл…нно опускались на крыши домов. На  ле…к…  сн…ж…нки упал луч  со…нца.

Определить падеж прилагательных, вставить и выделить окончания.

11. Рисунок снегиря. Кормушка

-Как вы помогаете птицам зимой?

Птицы сильно страдают зимой от голода и холода. Гуляет по улицам ледяной ветер, носится между домами  и деревьями. Пробирается мороз под тугие перышки. Не усидеть птицам  ни на земле, ни на ветке.

-Чтение стихотворения « Покормите птиц зимой» уч-ся

                      Покормите птиц зимой ,

                      Пусть со всех концов

                      К вам слетятся , как домой,

                      Стайки на крыльцо

                     Приучите птиц в мороз

                      К своему окну

                      Чтоб без песен не пришлось

                      Нам встречать весну.

12.ТЕСТ.

Предложение

Имя прилага­тельное стоит в

 

Им. п.

 

 

 

В. п.

1. Медведица учит медвежат выкапы­вать съедобные клубни растений.

 

 

2. Весной родились маленькие зайча­та.

 

 

3. Ежик ухитрился надеть газету на острые колючки.

 

 

4. Добрые вести прибавят чести.

 

 

5. Синие ели тонули в тумане.

 

 

6. Листва лип украшает шумные ули­цы.

 

 

7. Маленькие ёлочки спрятались в снег.

 

 

8. На снегу охотники увидели птичьи следы.

 

 

9. Солнце осветило снежные верши­ны деревьев.

 

 

10. Медвежата сгребают сухие ягоды.

 

 

11. Маленькие зверьки крепко прижа­лись друг к другу в норке.

 

 

12. Мозолистые руки не знают скуки.

 

 

13. Солнце блестело сквозь редкие ли­пы.

 

 

14. Петухи начинают свои утренние песни.

 

 

15. С детства Никита полюбил зелё­ные липы.

 

 

16. Стоят суровые морозы.

 

 

13.  Игра

– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову прилагательное в единственном числе, вы делаете наклон вперед, если прилагательное во множественном числе, вы делаете наклон назад. Сосчитайте сколько прилагательных во множественном числе.

Зимние дни, осенняя погода, зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, серебряные искры, глубокие корни, родной человек.

14. Включение в систему знаний.
— Работаем на карточке. Задание: в тексте определите падежи имён прилагательных.
Великолепен был вид природы зимой. Мороз вытянул влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящими снежными звёздочками. Вдруг на небе появились пухлые белые облака. Небо стало сыпать лёгкие снежинки. Они плавно кружились в морозных воздушных просторах. Я подходил к деревенским окрестностям.

15. Диктант.

(Выделить окончания имен прилагательных, указать падеж. С 1–2 словосочетаниями составить и записать предложения)

За воздушными шарами, о летних каникулах, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, к соседским мальчикам, до ранних заморозков, по речным волнам, под молодыми дубками.

16. Итог урока.

На какие вопросы отвечает И. п. множественного числа имен прилагательных?

Какие имеет окончания?

На какие вопросы отвечает В п. множественного числа имен прилагательных?

Какие имеет окончания?

1.         Выставление оценок

2.         Задание на дом

Стр. 37 упр. 349 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа »

Бәдертдинова Зөһрә Баязит кызы Чат авылы

Чат башлангыч гомуми белем бирү мәктәбе

I квалификацион категория 7 саны, 7 цифры.

Максат: 7 санын һәм цифрасын танырга, укырга, язарга өйрәтү; телдән мәсьәләләр чишү күнекмәсен, исәпләү күнекмәләрен, логик фикерләү сәләтен үстерү; үзбәя куярга һәм парларда эшләүне тәрбияләү.

Җиһазлау: Компьютер. Дәреслек һәм ярдәлекләр: Математика дәреслеге 1 класс, 1 кисәк «Математика» Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова; Эш дәфтәре. Таратма материал.

Дәрес барышы:

I.Оештыру моменты. Уку эшчәнлеген мотивлаштыру.

Исәнмесез, хәерле иртә,

Хәерле иртә, гөлләр,

Хәерле иртә, кошлар,

Хәерле иртә, классташлар,

Хәерле иртә, безгә килгән кунаклар!

-Әйдәгез елмаешыйк. Һәм мин ышанып калам , үзебезнең эшчәнлегебездән дәрес буена яхшы кәефләр сакланыр. Бер-берегезгә уңышлар телик тә, шушы күтәренке кәефтә дәресебезне башлыйк.

II.Актуальләштерү.

-Әйдәгез,  укучылар санау күнекмәләрен ныгытып алыйк.

1дән 10 га кадәр санап карыйбыз.

10 нан 1 гә кадәр санап карыйбыз

1) “Саннарның күршеләрен әйт!” уены.

2) Телдән исәпләү.

Слайдта бирелгән мисалларны исәплибез һәм чыгып дөрес җавапка басабыз.

2+2= ; 3+2= ; 4-1= ; 7-0= ;

3) Ә хәзер “Күңелле мәсьәләр” чишәбез. Сезнең алда санлы карточкалар ята. Җавапларны шул карточкалар ярдәмендә күрсәтергә кирәк.

- Кош оясыннан 1 томшык күренеп тора. Ояда ничә кош? (1)

- Тавыкның ничә аягы бар? (2)

-  Минем 1 сары карандашым бар иде, миңа тагын 1 яшел һәм 1 кызыл карандаш алдылар. Минем ничә карандашым булды? (3)

- Ике тычканның ничә колагы бар? (4)

- 6 аю баласы  җиләк җыярга ашыга икән. Берсе арып  артта калган. Ничә аю баласы алга чапкан?(5)

- Ботакта 3 кызылтүш бар иде. Тагын 3 кызылтүш очып килде. Агачта барлыгы ничә кош булды? (6)

- Кыр буйлап каз, әтәч, песи чабып үткән. Кырда ничә тәпи чапты икән? (8)

III. Уку мәсьәләсен кую

-Ә, хәзер шул карточкаларны алдыгызга үсә бару тәртибендә куегыз.(1,2,3,4, 5,6,8)

- Нәрсә күрәсез? Нинди сан җитми? 7 санының күршеләрен әйтегез. 7 алдында, 7 артында кайсы сан килә?

- Димәк, нинди сан белән танышабыз инде?

- Дөрес  7 саны, 7 цифры белән танышабыз.

IV. Уку мәсьәләсен чишү

- Тормышта 7 саны кайда очрый соң?

Бу, укучылар,  бик тылсымлы сан. 7 саны әкиятләрдә бик күп очрый. “Бүре һәм җиде кәҗә бәтие”, Пушкин әкияте “Сказка о мёртовой царевне и семи богатырях”, дигән әкиятләрне сезнең ишеткәнегез бардыр инде.

-Кояшлы, җылы яңгыр яугач күктә нәрсә барлыкка килә? (Салават күпере)

Укучылар, салават күпере 7 төрле төстә икән. (Кызыл, кызгылт сары, сары, яшел, зәңгәрсу, зәңгәр, шәмәхә)

-7 саны белән бәйле татар халык мәкальләре дә бар: Җиде кат үлчә, бер кат кис.

Укучылар һәр эшне башлаганда, уйлап эш итәргә кирәк.

1)Матур язу күнегүе. 7 цифрын язу. (7цифрының язылышын аңлату) Игътибар белән карагыз әле, ничә элементтан тора ул?(3) Һавада язып карау.

2) 7 саны составын тикшерү

Яхшы, ручкаларны куйдык. Хәзер без сезнең белән түтәлләргә орлыклар утыртабыз. Менә сезгә җиде орлык. Шушы орлыкларны ике түтәлгә утыртыгыз. Менә матур итеп чәчәкләр үстердек. Түтәлләргә ничек бүлдегез? Римаз, син ничек утырттың? Айбулат, син ничек утырттың? Кем тагын башка төрле утыртты?

7 7 7 7

6 1 5 2 4 3 0 7

Барысы ничә орлык чәчтегез? Ничек чәчтегез?

4+3=7 5+2=7 6+1=7 0+7=7

Бу биремне дә үтәдек.Әйдәгез, алга таба дәресебезне дәвам итик.

3)Ял итү.

V. Дәрес материалы өстендә эш.

Дәреслек белән эш.

1) № 2 - 7 сум акча җыю (телдән)

2) №4 – җиде шакмактан төрле фигуралар уйлап тап.

3) №5 - Уен: ”Кайсы артык?”

КЫШ, ЯЗ, ҖӘЙ , КӨЗ, ЯКШӘМБЕ

-Ни өчен бу сүз артык?

-Якшәмбе нәрсә соң ул?

-Атнадагы көннәрне тәртип буенча санагыз.

-Якшәмбе тәртип буенча ничәнче тора?
-Атнада ничә көн бар?

-Нинди көннәрдә син укыйсың?

-Нинди көннәрдә ял итәсең?

4) №7 – фишкалар белән эш.

VI. Ныгыту.

1) “Җиләк җый – аюны сыйла” уены. 7 нең составын ныгытуга мисаллар.

2) Рәсем буенча мәсьәлә төзеп чишү.

3) Мәсьәлә чишү. Тактада эш.

4) Мөстәкыйль эш дәфтәрләрендә биремнәр үтәү.

№1 - 7 цифрасын уклар буенча йөртеп чыгарга.

№2 – күплеккә җитәрлек фигуралар ясарга.

№ 3 – төшеп калган саннарны язарга.

№ 5 – күплектәге элементларның санын чагыштырырга.

5) Геометрик фигуралар белән эш.

6) Бертөрле ике зонтикны тап.

VII. Рефлексия.

-Әйдәгез, хәзер дәрескә нәтиҗә ясыйк.

-Нәрсә белдек? 7 саны турында нәрсәләр белдегез?

Димәк 7 -  ул: 6да 1; 5тә 2; 4 тә 3; 3 тә 4; 2дә 5; 1дә 6

-Сез нинди сорауларга төгәл һәм тулы җавап бирдегез? Ә кайсы сораулар авырлык тудырды?

Хәзер алдыгызда яткан конверттан түгәрәкләр алыгыз һәм бүгенге дәрестәге үзегезнең эшегезне бәяләгез.

Яшел түгәрәк – дәрес охшады, мин барысын да аңладым.

Сары – дәрес ошады, ләкин бераз аңлап бетермәдем.

Кызыл – мин дәрестә бернәрсә дә аңламадым.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

Автор: Бадертдинова Зугра Баязитовна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Склонение имен прилагательных во множественном  числе. "
    ["seo_title"] => string(63) "sklonieniie-imien-prilaghatiel-nykh-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "140085"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417873577"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Склонение имён прилагательных во множественном числе"
    ["seo_title"] => string(65) "sklonieniie_imion_prilaghatiel_nykh_vo_mnozhiestviennom_chislie_1"
    ["file_id"] => string(6) "467934"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1524875660"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Технологическая карта урока по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(49) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "491100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544984479"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тесты по русскому языку 3 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "tiesty-po-russkomu-iazyku-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "254809"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447828011"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "село Сарыкемер "
    ["seo_title"] => string(17) "sielo-sarykiemier"
    ["file_id"] => string(6) "142797"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418368212"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства