-Добрый день, дорогие друзья! Начинаем наш очередной урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям и посмотрите на меня. Тихонечко садитесь на свои места. Сегодня на уроке нам потребуются ручка, простой карандаш и резинка. Проверьте, всё ли есть на ваших партах.
-Ребята, перед вами 2 ряда слов, в каждом слове пропущена буква. Вам нужно вставить эти буквы, объяснить ваш выбор, руководствуясь правилом. Итак, начнем.
- Хорошо, ребята, вы молодцы, справились с этой работой. Но, обратите внимание на название игры «Найди лишнее». Здесь ещё «лишние слова»? Отыщите их.
/по родам, числам, падежам, орфограмме; имя собственное/
- Ребята, к какой части относятся эти слова?
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
Итак, имена существительные изменяются по родам, числам, падежам. Бывают нарицательные (однородные) и собственные (единичные); одушевленные (В=Р - мн.ч); и неодушевленные (В=И - мн.ч.)
- Молодцы, вы продемонстрировали хорошее знание темы «Имя существительное». Посмотрим, умеете ли вы отгадывать загадки. Отгадки нужно записать в форме именительного падежа единственного числа.
К реке идут – поют,
Назад идут – плачут. (Вёдра)
Без головы, а в шляпе,
Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)
Что всегда ходит, а с места не сходит? (Часы)
Прочитайте, какие слова вы записали? Почему последнее слово записано во множественном числе? Давайте посмотрим ещё раз на ряды слов из игры «Найди лишнее». Что вам хочется ещё исключить?
III. Объяснение нового материала (5 мин.).
Оказывается, в русском языке есть группа слов, которые имеют форму только множественного числа.
– Может, кто-то уже догадался, о чем пойдет дальше речь?
- Вы можете сказать мне, как звучит тема нашего урока? Давайте запишем её в тетрадь.
/Дети записывают тему урока в тетрадь./ Тема урока - «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» /слайд 3/.
Сегодня на уроке мы должны научиться находить среди существительных те, которые имеют форму только множественного числа.
Кто может еще раз повторить для всего класса, как правильно определить имя существительное, которое имеют форму только множественного числа?/ответы детей/
IV. Закрепление материала (8 мин).
4.1. Работав парах по карточкам (приложение 1).
- Рассмотрите внимательно таблицу. Вы должны заполнить её, опираясь на подсказки.
1 ряд. Узнай слово по картинке и запиши его /слайд 4/.
2 ряд. Узнай слово, поменяв местами буквы, и запиши его /слайд 5/.
3 ряд. Узнай слово по толкованию его лексического значения и запиши его
4-5 ряды. Приведите примеры самостоятельно.
/Один предмет - один ученик/.
Приложение 1.
Названия парных предметов
Названия продуктов питания, вещества
Названия промежутков времени
Названия игр
Названия орудий труда
Собственные имена существительные
1.
2.ерипал-
япхоль -
дуниб –
огродик -
икист -
пьлыА -
3. Украшение в виде нанизанных на нитку шариков, зерен -
Густой жирный верхний отстой молока -
Перерыв в занятиях на праздничное или летнее время -
Детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других –
Инструмент для захвата, зажима -
Минеральная лечебная вода -
4.
5.
/2-3 ученика вслух зачитывают слова/
- Давайте сделаем вывод: какое значение чаще всего имеют имена существительные, имеющие форму только множественного числа?
4.2.Игра «Путешественник» (8 мин.) /Раздать детям «Географический атлас ЯНАО»/
-Ребята, мы подобрали много названий предметов - существительных, которые имеют форму только множественного числа. И даже вспомнили названия городов нашей страны. Но сегодня я бы хотела обратить ваше внимание на города и поселения нашего округа. Места, в котором мы с вами живем – Ямало – Ненецкого автономного округа. Оказывается, у нас на Ямале имеется много населенных пунктов, названия которых тоже имеют форму только множественного числа. Откройте, пожалуйста, географический атлас на странице 19, внимательно рассмотрите карту и найдите эти географические названия. /слайд 6/
/Дети все названия записывают на доске. Проговаривают, ставят ударение/
- Ребята, давайте попробуем составить с этими словами предложение по схеме (слайд 7).
Сущ. И.п. Сущ. И.п. Сущ. И.п. Сущ. И.п.
, , – .
/Дети составляют предложения. Один ученик записывает предложение на доске и выполняет синтаксический разбор./
- Объясните знак препинания между подлежащими и сказуемым.
- Чем ещё осложнено предложение?
- Объясните постановку запятых в предложении.
V. Гимнастика для глаз (1 мин.)
- Мы с вами писали, искали на карте объекты, подчеркивали и наши глаза устали. Давайте выполним гимнастику для глаз (слайд 8).
/Дети выполняют упражнения./
VI. Домашнее задание (2 мин.).
Приложение 2.
Выпишите из каждого ряда фразеологизм с существительным в форме только множественного числа.
Найдите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.
Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерёт; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в оборот.
II. (По желанию) Найти информацию о происхождении географических названий на территории ЯНАО, имеющих только форму множественного числа и записать в тетрадь. Например: Лабытнанги (город)– с хантыйского языка переводится как «семь лиственниц».
4.3. Диктант по карточкам (5 мин.).
/Индивидуальная работа по карточке./
-Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что в русском языке есть группа существительных, которые употребляются в форме только множественного числа.
Я приготовила для вас специальное задание, которое нужно расшифровать.
Ваша задача: выбрать из предложенных слов только имена существительные и распределить их в две колонки. (Обратить внимание: во втором столбике должны быть существительные, у которых действительно имеются ОБА ЧИСЛА!)
У вас на партах лежит листок с таблицей (слайд 9), которую нужно заполнить. Слова выписывать не нужно, записывайте в таблицу только ту букву, которой это словообозначено (порядок слов менять нельзя!).
Приложение 3.
Существительные, имеющие форму только мн. ч.
Существительные, имеющие форму
и ед. ч. и мн. ч.
В клещи
М роща
Е жмурки
О учитель
Р Лопхари
Л имя
Н сливки
О урок
О шахматы
Д язык
Е лимон
Ц перемена
Таблица с ответом /слайд 9/
М - роща
Б - перед
В - клещи
Г - бежать
Е - жмурки
О - учитель
Р - Лопхари
Н - сливки
Л - имя
О - урок
Ж - интересно
З - нефть
Д - язык
О - шахматы
Е - лимон
Ц - перемена
- А какое существительное вы не записали в таблицу? Почему? (у него нет множественного числа). Это – тема следующего урока.
VII. Итог урока (2 мин.).
- Что нового мы узнали на уроке? /Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/
- Какое значение могут иметь эти существительные?
- Что еще интересного узнали? /Среди географических названий Ямала много имеющих форму только множественного числа/
VIII. Рефлексия (3 мин.).
- Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете изображения трех предметов: чемодана, мясорубки и корзины для мусора. /Приложение 4/ Вы должны выбрать оставить его у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее (слайд 10): чемодан - на уроке чувствовал себя хорошо и полученные знания пригодятся в дальнейшем; мясорубка – не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина – ничего не понял, знания не пригодятся.
- Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даю комментарий/. Мне было очень приятно с вами работать, и я бы хотела, чтобы вы поблагодарили от моего имени своего учителя. У неё хорошие ученики. Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд 11). Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!