Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.»
Урок русского языка в 5 классе.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Цели урока:
- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Предметные: какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование:
Компьютер с колонками.
Мультимедийное оборудование.
Учебник.
Презентация к уроку в программе PowerPoint.
Ход урока:
Организационный этап.
Ребята. Здравствуйте! Посмотрите друг на друга, на меня. На гостей, улыбнитесь и пожелайте всем хорошего настроения.
Формула нашего сегодняшнего урока: улыбка – настроение - вера в себя – результат.
Ребята, давайте с вами посмотрим на формулу нашего урока. Слова
улыбка – настроение - вера – результат. К какой части речи они относятся?
Это первая ступенька нашего урока.
Что мы знаем об имени существительном?
( ответы детей).
Значит мы легко можем определить род имени существительного?
Посмотрите на пословицы, которые записаны.
Дело мастера боится.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Где щи да каша, там и место наше.
Образуйте от каждого имени существительного форму единственного и множественного числа. Что вы заметили?
Ученики: Имена существительные дело, каша, мастер, место имеют форму единственного и множественного числа, а существительное щи - только форму множественного числа.
Учитель: Обобщите свои знания о существительном, включая новый материал. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: В русском языке есть имена существительные, которые имеют форму единственного и множественного числа. Это мы знали раньше.
Сегодня мы узнали, что есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Значит, тема сегодняшнего урока – «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
Тема урока высвечивается на слайде.
Учитель: А теперь переходим ко второму этапу нашего урока.
Что я хочу узнать?
(ответы детей)
Учитель: Сформулируйте цель урока. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.
Построение проекта исходной задачи..
На доске написаны слова:
ДЕРЕВО, ОЧКИ, БУМАГА, НОЖНИЦЫ, ГОРЫ, ЗАМОРОЗКИ.
Учитель: Мы с вами уже знаем, что в русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Скажите, как отличить такие существительные от тех, которые имеют две формы числа.
Ученики: Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа.
Учитель: Прочитайте имена существительные, назовите и выпишите те, которые имеют форму только множественного числа. Сделайте вывод из наших рассуждений. Приведите свои примеры.
Первичное закрепление с комментированием.
Упражнение 1. Прочитай слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе.
Школьники особенно радуются летнему перерыву в занятиях.
Весь день прошел в многочисленных заботах.
В жизни человека больше непраздничных дней, чем праздничных.
Учитель: Прочитайте предложения. Сформулируйте задание, учитывая тему урока.
Ученики: Надо составить предложения, заменив в исходных предложениях указанные словосочетания на существительные, которые употребляются в форме только множественного числа.
Школьники особенно радуются летним каникулам.
Весь день прошел в хлопотах.
В жизни человека больше будней, чем праздников.
6.Включение в систему знаний и повторение.
Прочитай слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе.
Упражнение 3. Подчеркните из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны.
Слова для справок
Бигуди Будни Бриджи Брюки Бусы Брызги Весы Ворота Вилы Грабли
Дрожжи Джинсы Джунгли Дрова Духи Деньги Жалюзи Жмурки Заморозки Именины
Работа по рядам по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим рядам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда Сириус которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе –око.)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях словоочи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка),павлиньи очи (едкая трава).
- КАНИКУЛЫ… Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. Чем вы занимаетесь на каникулах?
- Послушайте синквейн о слове каникулы. А какие вы составили синквейны? (слайд 14)