kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цель урока: научить  различать одушевленные и неодушевленные существительные.

Задачи урока:

образовательная: знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными

развивающие: развивать умение слушания и говорения; умение группировать существительные по признаку одушевленности-неодушевленности

воспитательные: прививать интерес к изучению русского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»»
















Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цель урока: научить различать одушевленные и неодушевленные существительные.


Задачи урока:

образовательная: знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными

развивающие: развивать умение слушания и говорения; умение группировать существительные по признаку одушевленности-неодушевленности

воспитательные: прививать интерес к изучению русского.


Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Говорят, что каждый свой день лучше начинать с улыбки, тогда всё чудесным образом будет складываться благополучно.

Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа по парте и подарите ему искреннюю улыбку. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Этап актуализации

Наш урок я бы хотела начать со стихотворения замечательного поэта Афанасия Фета.


ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ+ Аудиозапись

Шёпот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица...

-Слова каких частей речи преобладают в этом тексте?

-Что такое имя существительное?

-Какие признаки сущ-го мы можем определить, глядя на текст стихотворения? (род, число, падеж, склонение, нариц- собст, одуш-неодуш)


Шёпот- м.р, ед.ч, И.п, 2 скл, неодуш, нариц

Лица-ср.р, ед.ч, Р.п, 2 скл, неодуш, нариц

Ручья –м.р, ед.ч, Р.п, 2 скл, неодуш, нариц


- Как вы понимаете словосочетание Сонного ручья? (только пробудился после сна, начинает колыхаться, двигаться)

-Какое это средство выразительности? (эпитет)

-То есть о ручье говорится как о живом.

-Какой морфологический признак соответствует пониманию живой- неживой? (одуш или неодуш)

-СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА

Существительные одушевленные и неодушевленные

-СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА.

уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.


-Запишите число, кл работа

Проблемная ситуация












































Ребята, как же вас учили в начальной школе различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? По вопросу.

-Какой вопрос мы задаем к одушевленным? К неодушевленным?

-А как мы узнаём, когда вопрос кто? А когда что?

Обратимся к учебнику. Рассмотрите рисунок на стр. 11.

-Рассмотрим картинку. Кто изображен и что изображено на ней?

-Давайте запишем имена существительные в два столбика, зададим к ним вопросы и определите – одушевленные или неодушевленные эти существительные


Мальчики

Ребята

Собака

Девочка

Молоток

Гвоздь

Дрова

Палатка

Котелок

Корзина

Грибы

-Проверим.

-Кто желает дополнить?


Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлѐнное или неодушевлѐнное имя существительное. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлѐнными, мы же считаем сейчас одушевлѐнными людей, зверей, насекомых.

-А что значит одушевлѐнный? (Живущий, дышащий)

-Что означают неодушевлѐнные существительные? (Неживую материю)


НА ЭКРАНЕ

береза

ель

кукла

снеговик

- БЕРЕЗА, ЕЛЬ. Какой вопрос мы задаем к этим существительным? Значит, мы делаем вывод, что с лингвистической точки зрения эти существительные неодушевленные.

- Все ли согласны с этим утверждением? Может, кто-то хочет возразить?


-А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент.

ВИДЕО

Сценка (разыгрывается учащимися)


Ученик 1:

- Я считаю, что Ель- это одушевлённое существительное. Ель растет, ее корни питаются влагой земли, а березка каждую осень сбрасывает пожухлую листву, а весной радует глаз новыми, свежими листочками.

Ученик 2:

- Я тоже так считаю. Ель и березу учат на биологии, они относятся к живой природе

Учитель:

- А вот лингвисты утверждают, что это неодушевленные существительные.

Но самое удивительное, слова КУКЛА, СНЕГОВИК по мнению лингвистов, одушевленные!

Ученики 1:

- Как же так?

Ученик 2:

Ведь сам корень слова «одушевленный» означает, что есть душа, что предмет, названный существительным, живой!

Учитель:

- Ответ на этот вопрос кроется в грамматике.


Построение проекта выхода из затруднения




























Первичное закрепление с проговариваем вслух















ФИЗМИНУТКА

-Так как всё-таки?

Предлагаем вам провести эксперимент!


-Возьмем пару слов, которые не вызывают сомнений в определении одушевленности и неодушевленности. Например: мальчик и костер


1 шаг: образуем форму множественного числа

2 шаг: ставим в формы Им., Р., В. Падежей


Учитель у доски

И.

мальчики

костры

Р.

мальчиков

костров

В.

мальчиков

костры

ВЫВОД

Р=В - одушевленное

И=В - неодушевленное

-Какой вывод мы сделаем? (Грамматический способ разделения существительных на одушевлѐнные и неодушевлѐнные – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлѐнных, а именительного и винительного падежей – у неодушевлѐнных)

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.

Существует специальная формула определения одушевленности-неодушевленности имен существительных.


Распечатать. На доску!



Одушевлённые

Неодушевлённые

Р.п=В.п

(во МН.Ч)

И.п=В.п

(во МН.Ч)


На экране Устно + у каждого распечатки (если не видно с экрана)

-Предлагаю устно определить, одушевлёнными или неодушевлёнными являются записанные ниже существительные:

Прошу вас достать из конвертов карточку СИНЕГО цвета


Слово

И.п (мн.ч)

Р.п (мн.ч)

В.п (мн.ч)

Вывод

Муха





Мертвец





Народ





Робот





Мумия







- Проверим, как работает это правило со словами, которые вызвали у нас затруднение


Прошу вас достать из конвертов карточку ЖЁЛТОГО цвета


ПО РЯДАМ

1 ряд – береза

2 ряд – кукла

3 ряд – снеговик

На работу полминуты


Слово

И.п (мн.ч)

Р.п (мн.ч)

В.п (мн.ч)

Вывод

Берёза






Слово

И.п (мн.ч)

Р.п (мн.ч)

В.п (мн.ч)

Вывод

Кукла






Слово

И.п (мн.ч)

Р.п (мн.ч)

В.п (мн.ч)

Вывод

Снеговик






Для учителя!

1 ряд

2 ряд

3 ряд

И. березы

Р. берез

В. березы

Куклы

Кукол

кукол

Снеговики

Снеговиков

снеговиков

И=В - неодушевленное

Р=В - одушевленное

Р=В - одушевленное


ВЫВОД: ОДУШЕВЛЕННЫЕ- Р=В во множественном числе

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ- И=В во множественном числе

Вот такой ответ нам дают лингвисты!


РАССКАЖИТЕ Друг другу.

Закрепление (самостоятельная работа) (карточки зелёного цвета)


Слова

И.п.

Р.п.

В.п.

Вывод

Чудовище





Коллектив





герой





толпа





микроб






Для учителя!!!

Чудовища –чудовищ- чудовищ (одуш)

Коллективы- коллективов- коллективы (неодуш)

герои- героев- героев (одуш)

толпы-толп- толпы (неодуш)

Микробы- микробов-микробов (одуш)


Проверка по эталону


НА ЭКРАНЕ!

Слова

Вывод

Чудовище

Одуш.

Коллектив

Неодуш.

Герой

Одуш.

Толпа

Неодуш.

Микроб

Одуш.


Рефлексия

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-У нас получилось достичь эту цель?

- Ребята, как же мы различаем существительные одушевленные и неодушевленные?

(Проверяем по совпадению грамматических форм)



НА Экране

-Выберете условные знаки, соответствующие вашим результатам

!- Мне всё понятно, я всё усвоил(а)

?-У меня есть вопросы

--- Мне надо ещё раз всё повторить


- А оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы.


Домашнее задание.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Автор: Волынец Светлана Викторовна

Дата: 17.02.2025

Номер свидетельства: 665296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "269407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450808979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые""
    ["seo_title"] => string(67) "imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "269408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450809063"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117619"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412856800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Открытый урок на тему:"Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные""
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "309701"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458840404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokanatiemuimienasushchiestvitielnyieodushievlionnyieinieodushievlionnyie3klass"
    ["file_id"] => string(6) "332157"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464850458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства