Ребята, как же вас учили в начальной школе различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? По вопросу. -Какой вопрос мы задаем к одушевленным? К неодушевленным? -А как мы узнаём, когда вопрос кто? А когда что? Обратимся к учебнику. Рассмотрите рисунок на стр. 11. -Рассмотрим картинку. Кто изображен и что изображено на ней? -Давайте запишем имена существительные в два столбика, зададим к ним вопросы и определите – одушевленные или неодушевленные эти существительные Мальчики Ребята Собака Девочка | Молоток Гвоздь Дрова Палатка Котелок Корзина Грибы | -Проверим. -Кто желает дополнить? Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлѐнное или неодушевлѐнное имя существительное. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлѐнными, мы же считаем сейчас одушевлѐнными людей, зверей, насекомых. -А что значит одушевлѐнный? (Живущий, дышащий) -Что означают неодушевлѐнные существительные? (Неживую материю) НА ЭКРАНЕ береза ель кукла снеговик - БЕРЕЗА, ЕЛЬ. Какой вопрос мы задаем к этим существительным? Значит, мы делаем вывод, что с лингвистической точки зрения эти существительные неодушевленные. - Все ли согласны с этим утверждением? Может, кто-то хочет возразить? -А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент. ВИДЕО Сценка (разыгрывается учащимися) Ученик 1: - Я считаю, что Ель- это одушевлённое существительное. Ель растет, ее корни питаются влагой земли, а березка каждую осень сбрасывает пожухлую листву, а весной радует глаз новыми, свежими листочками. Ученик 2: - Я тоже так считаю. Ель и березу учат на биологии, они относятся к живой природе Учитель: - А вот лингвисты утверждают, что это неодушевленные существительные. Но самое удивительное, слова КУКЛА, СНЕГОВИК по мнению лингвистов, одушевленные! Ученики 1: - Как же так? Ученик 2: Ведь сам корень слова «одушевленный» означает, что есть душа, что предмет, названный существительным, живой! Учитель: - Ответ на этот вопрос кроется в грамматике. |