kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:знакомство с существительными, имеющими форму только единственного числа.

Задачи:научить детей

1) находить существительные, имеющие форму только ед. числа;

2)употреблять указанные существительные с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3)включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные, имеющие форму только единственного числа»

Разработка урока на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа.

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа.

  1. Какая водица только для грамотного годится? (чернила)

  2. Ходит весь век, а не человек. (часы)

  3. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

  4. Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)

- Что вы заметили в отгадке 4-ой загадки? (существительное в единственном числе)

- Попробуйте вставить это слово во множественном числе. (-)

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Как же мы можем сформулировать тему урока? (Имена существительные, имеющие только единственное число)

- Чему мы сегодня должны научиться? (находить эти существительные)

IV. Реализация построения проекта.

В эту группу входят существительные, обозначающие явления и понятия, которым противоречит «считаемость». К таким словам относятся:

1. вещественные:

А) металлы: железо, сталь, цинк, алюминий

Б) вещества и продукты: воск, сахар, молоко, сметана

В) злаки и другие культурные растения: рожь, сирень, ячмень

В) овощи и ягоды: горох, лук, клубника, чеснок

2. собирательные: студенчество, листва, молодежь

3. отвлеченные, называющие качества и свойства, процессы и действия или общие понятия: мудрость, родина, упорство, чтение, теплота, щедрость

4. собственные имена: Максим Горький, Москва, Севостополь, Крым

V. Закрепление материала.

Упражнение 515

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяют

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок.

2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель.

3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...


VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна. (Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость, старость - молодость, белизна- чернота.)

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство (Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, детство - старость (взрослость)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.( Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - 

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис - ..)

Работа со слабоуспевающими: работа по перфокартам (на повторение).


VIII.Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа)

- Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч.

- Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

- Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

IХ. Дом. задание:

1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных)

2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа)




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Автор: Гривенная Галина Андреевна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа."
    ["seo_title"] => string(80) "imiena_sushchiestvitiel_nyie_imieiushchiie_formu_tol_ko_iedinstviennogho_ili_tol"
    ["file_id"] => string(6) "440050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511288075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа). "
    ["seo_title"] => string(116) "zaghadka-mnozhiestviennogho-chisla-imiena-sushchiestvitiel-nyie-imieiushchiie-formu-tol-ko-mnozhiestviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "227089"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440598382"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Имена существительные, имеющие только форму множественного числа."
    ["seo_title"] => string(73) "imienasushchiestvitielnyieimieiushchiietolkoformumnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "310784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459095627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа "
    ["seo_title"] => string(84) "imiena-sushchiestvitiel-nyie-kotoryie-imieiut-tol-ko-formu-mnozhiestviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "118030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413014155"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_ighra_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "358584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479061731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства