Просмотр содержимого документа
«Имена прилагательные на -ий, -ья, - ье, - ьи.»
Тема: Имена прилагательные на -ий, -ья, - ье, - ьи.
Цель: познакомить учащихся с правописанием имен прилагательных, обозначающих признак по принадлежности.
Задачи:
формировать у учащихся представления об особенностях прилагательных, обозначающих признак по принадлежности;
развивать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, обобщений, анализа; развитие зрительной памяти и речи учащихся, мелкой моторики;
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Ход урока
Орг. Момент
- Здравствуй ребята, садитесь.
- Какое у нас сегодня число? Какой месяц? Какой сейчас урок по счету?
Актуализация опорных знаний
- С какой частью речи мы работаем?
- Правильно, давайте вспомним, что такое имя прилагательное? Для этого я предлагаю вам посмотреть на слайд и постараться восстановить текст. (Слайд) - Кто готов поднимайте руку. (несколько человек отвечают по очереди)
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное? (полным ответом: Имя прилагательное согласуется с именем существительным.)
- Сколько родов у имени прилагательного? Назовите их.
- Сколько чисел у имени прилагательного? Назовите их.
- Сколько падежей у имени прилагательного? Назовите их.
- Описать предмет можно по различным признакам: по каким? (форме, цвету, запаху, вкусу, характеру, величине)
Изучение нового материала
1. Введение в тему
- Ребята, закройте глаза. Представьте, что мы вдруг оказались на волшебной поляне. 1, 2, 3 – откройте глаза. А вот и поляна. Я знаю, что на этой поляне любят играть наши друзья – животные. Но где, же они? Они нас испугались и спрятались. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался на поляне?
Игра «Кто спрятался?»
Кто спрятался? Как догадались? (по хвосту)
Это хвост петуха – чей он? Петушиный.
Это хвост павлина – чей он? Павлиний.
Это хвост льва – чей он? Львиный.
Это хвост волка – чей он? Волчий.
Это хвост лисы – чей он? Лисий
Это хвост белки – чей он? Беличий.
Это хвост кошки – чей он? Кошачий.
2. Формулирование темы и цели урока.
- Мы с вами знаем, что описать предмет можно по различным признакам: ПО КАКИМ? (по форме, по цвету, по запаху, по вкусу, по характеру и т.д.)
- Сегодня мы познакомимся с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, и, к которым можно поставить вопросы: ЧЕЙ? (какой?), ЧЬЯ? (какая?), ЧЬЁ? (какое?), ЧЬИ? (какие).
3. Знакомство с темой урока. Запись в тетрадях.
- И тема нашего урока «Имена прилагательные на -ий, -ья, - ье, - ьи».
- Открываем тетради, записываем число (Тринадцатое декабря), классная работа и тему урока. (Слайд)
2. Чтение правила (Слайд) ученикамраздаются карточки
3. Проверь себя (Слайд)
Учащиеся из набора прилагательных убирают прилагательное, не относящееся к прилагательным по принадлежности (устно).
- Что принадлежит лисе? (Хвост, чутьё, уши, глаза, лапы, нос, мордочка)
- С помощью вопросов ЧЕЙ?, ЧЬЁ?, ЧЬЯ?, ЧЬИ? давайте назовем прилагательные, которые обозначают принадлежность к лисе.
- Придумайте и запишите три словосочетания с этими прилагательными.
- Давайте проверим, у кого, что получилось.
- А теперь, давайте сделаем вывод: лисья, лисьи, лисье …. Обозначают признак по принадлежности и отвечают на вопросы: ЧЕЙ? (какой?), ЧЬЯ? (какая?), ЧЬЁ? (какое?), ЧЬИ? (какие).
Эти прилагательные тоже согласуются с существительными в роде, числе, падеже.
- Сейчас мы с вами это и проверим, но для начала прочитаем правило из учебника.
2. Работа с учебником
Чтение правила с.83
- Что сохраняется у прилагательных обозначающих признак по принадлежности перед падежными окончаниями при склонении? (разделительный ь). (Слайд)
И.п. (чей?) лисий хвост
Р.п. (чьего?) лисьего хвоста
Д.п. (чьему?) лисьему хвосту
В.п. (чей?) лисий хвост
Т.п. (чьим?) лисьим хвостом
П.п. (о чьём?) о лисьем хвосте
Физминутка
- А теперь давайте немножко отдохнем, встаем из-за парт.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
- Круговое вращение головы, по моей команде наклоняем голову вперед, вправо, назад, влево. (3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки).
Упражнение для снятия утомления с мышц плечевого пояса и рук.
- И. п. – о. с. На 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. 3 – поднять плечи. 4 – опустить плечи.
- Круговые вращения плечами на 1,2,3,4 вперед, на следующие 1,2,3,4 назад.
- А теперь руки поднимите вверх и потянитесь высоко-высоко. Садитесь.
Закрепление изученного материала
- Продолжаем работать над прилагательными. Ребята, посмотрите на слайд, вам даны словосочетания. Измените словосочетания по образцу и запишите их в тетрадь.
Гнездо вороны – воронье гнездо.
Шкура волка – …
Голоса птиц – …
Молоко козы – …
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- А теперь просклоняйте любое словосочетание (1 ученик у доски склоняет)
И.п. (чье?) козье молоко
Р.п. (чьего?) козьего молока
Д.п. (чьему?) козьему молоку
В.п. (чье?) козье молоко
Т.п. (чьим?) козьим молоком
П.п. (о чьём?) о козьем молоке
- Мы с вами помним, что прилагательное согласуется с существительным в чем? (роде, числе и падеже). Как мы определяем род, число и падеж у имени прилагательного? Правильно, по существительному, с которым это прилагательное согласуется.
Самостоятельная работа обучающихся с коррекционно-развивающим заданием на карточке.
Работа с карточками. (Слайд)
Ребята, нужно увидеть предмет на картинке, подобрать к нему прилагательное по принадлежности, выделить окончание имён прилагательных и определить число и род имён прилагательных.
- Молодцы, справились с заданием. А сейчас откройте учебник на стр.83, найдите упражнение 108.
Вам нужно списать текст, найти в нем прилагательные по принадлежности, выделить у них окончание, определить грамматические признаки (род, число, падеж), как мы делали на прошлых уроках.
Открываем дневники, записываем д/з.
Д/з с.83, упражнение 108.
Итог урока
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные, обозначающие признак по принадлежности? (ЧЕЙ? (какой?), ЧЬЯ? (какая?), ЧЬЁ? (какое?), ЧЬИ? (какие).
- Что сохраняется у этих прилагательных перед падежными окончаниями при склонении? (разделительный ь).
- Вы хорошо сегодня поработали, всем спасибо, урок окончен.