«Имя существительное как часть речи»
Цель: Дать представление об имени существительном, как части речи.
Задачи: Учить находить существительные в тексте. Развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление. Воспитывать сдержанность, любовь к изучению предмета.
Методы: наглядный, словесный, практический, частично – поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, карточки – ребусы, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка темы.
- Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
- Минутка чистописания.
- Сегодня у нас гости. Встречайте. ( На флипчарте появляется портреты Знайки и Незнайки).
- Этого мальчика вы узнали; он частый гость на наших уроках. Кто это? (Незнайка)
- Он опять принес нам вопросы, задания, которые не смог решить сам. Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем.
- А кто этот мальчик? Вы с ним еще не знакомы, он пришел к нам впервые. Мальчик поднял руку, он знает ответы на все вопросы. Догадались, кто это? ( Знайка).
- Да, это он. Знайка принес с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам поможет.
III. Тема урока.
- Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?
- Да, это ребусы. Давайте поможем Незнайке разгадать их. Отгадки запишите в тетради.
(столица, столб, пенал, родина)
- Что вы можете сказать об этих словах?
- На 1-м слайде записаны слова: портфель, тетрадь, дневник, пенал, карандаш, класс, резинка, ученик, учитель. ( под руководством учителя к записанным словам поставить вопросы кто? что?). Сделать вывод, что каждое написанное слово обозначает предмет и является частью речи – именем существительным. Продолжим разгадывать ребусы.
(Рыбак, волк, заяц, учитель)
- Внимательно посмотрите вокруг себя. Всегда и везде окружают нас предметы.
На экране вывешиваем крышу дома с термином «Имя существительное»
- Что мы знаем о словах этой части речи?
- Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. В конверте совет: «Поставьте к словам вопрос».
- Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? Это и будет первый этаж нашего дома.
- А теперь допишите в тетради три существительных, назовите любые три предмета.(…)
- А теперь я попробую угадать слово, которое никто из вас не записал. Слово «воздух».
- Подходит оно? (это слово отвечает на вопрос что?)
- Незнайке мы помогли справиться с первым заданием. Но у него для вас есть еще один конверт. Вот, откройте второй конверт. ( в нем записаны слова холод, встреча, радость).
- Подумайте: а эти слова могут ли стать жильцами нашего дома? ( дети размышляют)
- А вот что думает об этих словах Знайка. Открываем конверт Знайки и читаем подсказку: «Существительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека».
- Что теперь вы скажете о словах Незнайки? (Это имена существительные)
- На этом флипчарте второе задание. Вы должны прочитать слова, и разделить их на три группы. Первая группа – явления природы, вторая группа – события, третья группа – состояние. Праздник, конкурс, радость, снег, перемена, грусть, счастье, гром, веселье, жара, дождь, урок, здоровье, град, болезнь.
-Это и будет второй этаж нашего дома.
Явления природы, события, состояние человека
IY. Физминутка.
Легкие прыжки,
Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка.
Тихая посадка.
Упр.466
Задать вопрос к подчеркнутым словам.
- У Знайки тоже есть интересное сообщение из справочника о существительном. «Имя существительное – самая большая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. И это понятно. Человек с рождения хочет знать и назвать все, что окружает».
Упр. 467.
Из данных слов выпишите имена существительные: Парта, зима, город, вокзал.
Упр. 469
Выполнить по образцу. Предметы – стол, стул, диван.
Явления природы - …, …, … Животные - …, …, …. Школьные принадлежности - …, …, ….
- А что же в третьем конверте в третьем конверте Незнайки? (В конверте находятся шифрограммы. Они
есть у каждого из вас на парте. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните.
І вариант. Аоаплдорлисатмоеважирафботрнаакрокодилраоавчкенгурутмимчс.
ІІ вариант. Раавапсорлосьмаротмпрслонмооопассобакаидлопкороватолопми.
- Прочитайте слова, которые вы нашли. (Это названия животных). Правильно.
- Здесь подсказка Знайки. На вопрос кто? отвечают живые предметы. А на вопрос что? Отвечают неживые предметы. Это и будет третий этаж нашего дома.
Одушевленные – кто? Неодушевленные – что?
Y. Итог урока.
- Молодцы, ребята. Вы все дружно ответили на вопросы Незнайки. Урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке? Что особенно вам понравилось? Незнайка обрадовался тому, что вы все построили дом для имени существительного.
Дома Упр. 470