kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное - как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – как часть речи

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов;

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитывать внимательность к русской речи, богатству русского языка.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока.Изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский

Формы: коллективная, парная, индивидуальная

Приемы: создание проблемы, нахождение «лишнего», учебное исследование, сравнение, рефлексия

Оборудование: слайды, карточки, рисунки для рефлек

Тип урока.Изучение нового материала.

Ходурока

Оргмомент. Психологический настрой

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Посмотрите на картинки. Сравните их. Какая картинка вам нравится больше и почему?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным,

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.

II.  Создание проблемной ситуации

Словарная работа. Работа по картинке.

- Что общего на картинках? Что различно?

Девочка, собака, цветы, трава, деревья, букет, цветная (черно-белая)

- Какое слово является «лишним»? Почему?      

II.  Наблюдение над ролью именприлагательных в речи.

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте текст.                                                                                          

Быстро бежал …. зверёк. У него передние ноги…, задние …, так и мелькали. Мы увидели ….уши, …. хвост. Тело покрыто ….  шерстью.

    Есть у зверя  …. зубы, но защищаться ими он не умеет.

-   Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

       (Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Я открою вам слова-помощники:

Маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серый, пушистой,  большие, крепкие.

-  Догадались о каком зверьке идет речь?

-  Вы должны, вставить пропущенные слова.

- Прочитайте, что же у вас получилось?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

-  А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

                Какой?                    маленький   

                Какие?                     короткие     

                Какие?                     длинные     

                Какие?                     большие

                Какой?                     серый

                Какая?                     пушистая

                Какие?                      крепкие

-  Что обозначают слова, которые помогли описать животное?  (Признак предмета)

-  Какой частью речи они являются?

-  Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

-  С чем связано прилагательное? (с существительным)

-  Что уточняют прилагательные? (существительные) 

– С помощью слов-названий признаков можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д.

– Всё это называется одним словом – «признаки».

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

III. Тема, цель урока

-  Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?  (Имя прилагательное)

-  Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

   Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

                 Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

IV. Исследование данной проблемы.

Работа по теме

-  Посмотрите на экран, перед вами текст.

  Прочитайте его.

Наступила  зима.                       Наступила холодная зима.

Падает   снег.                             Падает белый  снег.

Светит солнце.                          Светит тусклое солнце.

Быстро наступают сумерки.     Быстро наступают зимние сумерки.

-  О чем этот текст? (О зиме)

- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

-  А этот текст о чём?  (О зиме)

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

     (Наличие прилагательных)

-  А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

-  А теперь обратите внимание на прилагательные.

-   Я думаю, что не все  прилагательное такие уж и красивые. Давайте подберем другие прилагательные и запишем их.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная.

Снег (какой?) пушистый, серебристый, искристый.

Солнце (какое?) тусклое, неяркое, бледное.

Сумерки (какие?) длинные, зимние.

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? (для точности описания)

- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

V. Физкультминутка.

 Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый.                                         Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      Лиса

Серый, хищный, жадный.                                                 Волк

Белый, пушистый.                                                             Снег

Круглое, сладкое, сочное.                                                 Яблоко

VI. Закрепление

Работа в парах. Нахождение имена прилагательные в тексте.

Вернемся к стихотворению, которое я прочитала вначале урока. Подчеркните  в нем все имена прилагательные.

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным,

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.

VII. Итог урока.

-  Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

-  Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

-  А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?

-  А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.

-  Послушайте, и скажите о чём идёт речь?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

VIII. Рефлексия

-  Понравился ли вам наш урок? Чем?

Если у вам понравился урок нарисуйте улыбку у солнышка, уголками вверх, если нет – уголками вниз

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«имя прилагательное - как часть речи»

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – как часть речи

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи:

1. Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов;

2. Развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитывать внимательность к русской речи, богатству русского языка.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип урока.Изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский

Формы: коллективная, парная, индивидуальная

Приемы: создание проблемы, нахождение «лишнего», учебное исследование, сравнение, рефлексия

Оборудование: слайды, карточки, рисунки для рефлек

Тип урока.Изучение нового материала.

Ходурока

Оргмомент. Психологический настрой

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Посмотрите на картинки. Сравните их. Какая картинка вам нравится больше и почему?


Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным,

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.


II. Создание проблемной ситуации

Словарная работа. Работа по картинке.

- Что общего на картинках? Что различно?

Девочка, собака, цветы, трава, деревья, букет, цветная (черно-белая)

- Какое слово является «лишним»? Почему?

II. Наблюдение над ролью именприлагательных в речи.

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте текст.

Быстро бежал …. зверёк. У него передние ноги… , задние …, так и мелькали. Мы увидели ….уши, …. хвост. Тело покрыто …. шерстью.

Есть у зверя …. зубы, но защищаться ими он не умеет.


- Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

- А как вы думаете почему? (Нет признаков)

- Я открою вам слова-помощники:

Маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серый, пушистой, большие, крепкие.

- Догадались о каком зверьке идет речь?

- Вы должны, вставить пропущенные слова.

- Прочитайте, что же у вас получилось?

- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы


Какой? маленький

Какие? короткие

Какие? длинные

Какие? большие

Какой? серый

Какая? пушистая

Какие? крепкие


- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

- Какой частью речи они являются?

- Так какой же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

- С чем связано прилагательное? (с существительным)

- Что уточняют прилагательные? (существительные)

– С помощью слов-названий признаков можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д.

– Всё это называется одним словом – «признаки».

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.


III. Тема, цель урока

- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)

- Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Но нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

IV. Исследование данной проблемы.

Работа по теме

- Посмотрите на экран, перед вами текст.

Прочитайте его.

Наступила зима. Наступила холодная зима.

Падает снег. Падает белый снег.

Светит солнце. Светит тусклое солнце.

Быстро наступают сумерки. Быстро наступают зимние сумерки.

- О чем этот текст? (О зиме)

- А вот ребят посмотрите ещё один текст и его прочитайте.

- А этот текст о чём? (О зиме)

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

(Наличие прилагательных)

- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.


Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

- А теперь обратите внимание на прилагательные.

- Я думаю, что не все прилагательное такие уж и красивые. Давайте подберем другие прилагательные и запишем их.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная.

Снег (какой?) пушистый, серебристый, искристый.

Солнце (какое?) тусклое, неяркое, бледное.

Сумерки (какие?) длинные, зимние.

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи? (для точности описания)

- Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?


Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.


- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?


V. Физкультминутка.

Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко


VI. Закрепление

Работа в парах. Нахождение имена прилагательные в тексте.

Вернемся к стихотворению, которое я прочитала вначале урока. Подчеркните в нем все имена прилагательные.


Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным,

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным.


VII. Итог урока.

- Итак, ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами стояла?

- Так какую же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?

- А как вы думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?

- А теперь, я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.

- Послушайте, и скажите о чём идёт речь?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

VIII. Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок? Чем?

Если у вам понравился урок нарисуйте улыбку у солнышка, уголками вверх, если нет – уголками





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
имя прилагательное - как часть речи

Автор: Жаукенова Айгуль Сергеевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Имя прилагательное  как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "105857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402918623"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока на тему: "Имя прилагательное как часть речи". 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "189201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426838448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства