Просмотр содержимого документа
««Имя прилагательное»»
Урок русского языка в 5 классе на тему : «Имя прилагательное»
Цели урока:
-обучающая: дать понятие об имени прилагательном как части речи; сформировать представление о грамматических категориях имени прилагательного;
-развивающая: развитие умений речетворчества, развить орфографические умения и навыки, логическое мышление, пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных;
-воспитательная: сформировать умение сотрудничества при выполнении упражнений, воспитать интерес к изучению русского языка.
Тип урока - урок новых знаний.
Методы: работа в группах, анализ поэтического текста, работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология, игровые элементы.
Оборудование: презентация, слайды, опорная схема, тексты стихотворений, учебники,шары.
I. Организационный момент.
Приветствие класса, положительный настрой на урок, деление на 2 группы при помощи воздушных шаров (желтые и зеленые)
-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения себе и друг другу.
-Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».
(слайд №1 с текстом стихотворения. Учитель читает вслух, затем учащиеся)
Постановка цели урока
-Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова - имена прилагательные. Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Ученики: открытия делают ученые, исследователи
-Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытия? (Да)
-Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже известна из начальной школы - это имя прилагательное.
Запись даты, темы урока (слайд№2)
II. Проверка домашнего задания.
-опережающее задание (повторение сведений об имени прилагательном): по 1 ученику от каждой группы дают связный рассказ о грамматических признаках и синтаксической роли имен прилагательных.
-2 ученика выписывают из 3,4 предложений домашнего упражнения №89 прилагательные и доказывают его причастность к этой части речи.
III. Изучение новой темы.
Беседа
-Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке мы шаг за шагом сделаем с вами открытие. А поможет нам в этом схема-таблица, которую мы будем открывать постепенно. Вы знаете, ребята, что по количеству употребления прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов.
Давайте сравним 2 картинки, одну серую, бесцветную, другую - с яркими красками (слайд №3)
Вывод: всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.
Работа в группах. Запишите предложения и распространите их следующими прилагательными:
Берегите нашу землю, её леса и реки, её поля и озёра, её небо (зеленые, синие ,широкие, глубокие ,голубое). Наступила зима, выпал снег(холодная, белый).
- Что изменилось в предложении? Почему?
- Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся, мы начинаем понимать, что все предметы как бы состоят из свойств и качеств. Именно их и обозначают, передают в речи имена прилагательные. По признакам, которые обозначает имя прилагательное, легко восстановить сам предмет. Давайте попробуем сделать это.
Игра «Опознай незнакомца».(Слайд№4)
Высокое, зеленое...
Яркое, ослепительное, лучезарное...
Разноцветная, дугообразная...
Большой, кирпичный, многоэтажный...
(Дерево, солнце, радуга, дом.)
- Как видите, перечисления постоянных признаков предмета оказалось достаточно, чтобы узнать «предмет» или «существо».
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Правильно, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? - в зависимости от того, какие слова-существительные стоят рядом с ними.
-Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имен существительных. Существительное снег – мужского рода, значит, прилагательное белый – мужского рода.
- Род прилагательного определяется по роду существительного. Число тоже определяется по имени существительному. Множественному числу соответствует вопрос какие? Например: цветущие сады, белые снега.
- Имена прилагательные могут изменять ещё и род. Это необходимо для того, чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к существительным любого рода. Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных.
- Так что же такое имя прилагательное? Об этом оно вам расскажет само. Послушайте стихотворение (Слайд№5)
- Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
-Чтобы определить морфологические признаки прилагательных, просклоняем словосочетания по падежам:
1 группа- красивое платье, 2 группа – теплая зима (по 1 представителю от группы работают у доски)
- А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте определение имени прилагательного на стр. 149.и сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные.
IV.Физкультминутка. Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так-
Не обидятся никак.
V.Закрепление изученного. Работа в группах
-А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам-признакам отгадайте предмет (сущ.)
2) Работа в группах А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак». За 2 минуты записать как можно больше прилагательных к предложенным словам
1 группа- трава, горы
2 группа- море, весна
-работа с учебником (упр.№91)
VI.Синтаксическая пятиминутка (разбор предложения на доске)
-В комнату вошла большая рыжая собака.
VII. Выводы.
-Наш урок закончен. Что вам больше всего запомнилось на уроке?
-Запишите 4 любые прилагательные. Добавим их в текст: (Слайд№7)