Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Нарицательные и собственные имена существительные.»
Учитель русского языка и литературы Темиргалиева Айгуль Бериковна
Тема: «Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные».
Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать собственные имена существительные .
Задачи:
Обучающие.
Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
Развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм.
Развивающие.
Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Развитие воображения в процессе учебной деятельности.
Воспитательные.
Воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу.
Воспитание бережного отношение к книге.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске написано высказывание Л. Успенского (эпиграф к уроку).
Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один – единственный…тут мы оставляем слово (…) в стороне и пускаем в ход (… ) Л. Успенский. Слово о словах.
Учитель. Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие словосочетания, данные в скобках (имянарицательное, имя собственное).
Учитель. Имена собственные и нарицательные – это и есть тема нашего урока. (Записываем число, тему урока.)
III . Проверка домашнего задания.
Упражнение
III. Этап всесторонней проверки знаний.
Учитель:
- Ребята, что такое имя существительное?( ответ учащихся)
- Какие бывают имена существительные? (ответ учащихся)
Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных?
Учитель:(Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания.)
Учитель: К именам существительным собственным относятся: (Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, исторические события.)
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Целеполагание.
1. Формулировка цели урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим изучение существительных собственных и нарицательных. Как вы думаете, с какой целью?
(Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)
2.Работа с текстом [1].
(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра.положено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает зн.чительную часть те(рр,р)итории в двух частях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.
(Р,р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.
Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – все это наша (Р,р)одина! (По М. Громову)
2) Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна.)
3) Спишите 1 абзац. Обратите внимание на то, что необходимо сделать при списывании: выполните пунктуационный разбор первого предложения; раскройте скобки, объясните выбор букв; выделите орфограммы.
4) Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина.)
Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма.)
V. Этап усвоения новых знаний.
1. Найти соответствия.
Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте задание. (Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и запишите их.)
Историческое событие Басня Стихотворение Журнал Картина Фабрика
Учитель. Давайте сделаем вывод о том, что нового мы узнали о написании имен собственных? (Заглавие басен, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)
V. Работа по учебнику
Упражнение 760.
Подбери к именам нарицательным имена собственные.
Космонавт – космонавт Тохтар Аубакиров, писатель – писатель А.С.Пушкин, художник – художник Леонардо да Винчи, река – река Урал, озеро – озеро Балхаш, город – город Алматы, село – село Сайхин, журнал - журнал Винни и его друзья, газета – газета Приуралье.
VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Задание 1.
Учитель. Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.
Профессия
Имя
Отчество
Фамилия
Поэт
Иван
Сергеевич
Толстой
Писатель
Александр
Андреевич
Крылов
Баснописец
Лев
Алексеевич
Гагарин
Космонавт
Юрий
Николаевич
Пушкин
Задание 2.
Учитель. Составьте и запишите словосочетания, в которых одно и то же слово употреблялось бы дважды, но в разных значениях и с разным написанием: (П,п)ушок, (О,о)гонек, (З,з)емля, (С,с)оня. (Кот Пушок – легкий пушок, яркий огонек – журнал “Огонек”, планета Земля – плодородная земля, девочка Соня – соня – засоня.)
Учитель. Как эти слова называются на языке лексики? (Омонимы.)
VII. Этап закрепления нового материала.
Учитель.
– О чем мы говорили сегодня на уроке? – Как пишутся имена существительные собственные? – Что относится к именам существительным собственным? – Каких же существительных больше, собственных или нарицательных?
VIII. Этап информации учащимся о домашнем задании.
Упражнение 764.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни написание слов с пропущенными буквами.
Курорт …оровое – самое красивое место в нашей стране.
Высокогорный каток …едеу знает весь мир: на нем не раз устанавливались рекорды. 3. Столица Казахстана называется …стана.