1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей.(5 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений - Мы вместе проведём урок! Скажите, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете? А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»? Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. Кто помог ей? 12 месяцев. Назовите их. Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) А как вы думаете, какова цель нашего урока? Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных (запись числа и темы) и будем собирать в корзину не только подснежники, но и признаки имени существительного.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2. |
3.Пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Задание №1. Прочитайте слова: М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова. Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы? Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные? Распределите слова в зависимости от значении? Задание выполняется по группам. У каждого ученика на столе карточка с номером 1,2,3,4,5,6. 1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист) 2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _) 3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева) 4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег) 5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова) 6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо) Учащиеся меняются листками, исправляют ошибки в работах других групп. Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение | Выполняют распределительный диктант в группах (3 группы) | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Задание №2. Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием. - А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? (запись в тетрадях) - Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно. Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла. Кто? – одушевленные. Что? - неодушевленные Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными) Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину – вопросы | Записывают в тетради вопросы. Записывают слова в 2 столбика Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: выполнения заданий | - Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе. Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода) Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.) Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: 1) Зимой и летом Одним цветом. (Ель, ёлка) 2) Серовато, Зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) 3) Без рук, Без ног, По полю скачет, Под окном стучится, В избу просится. (Ветер) 4) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) 6) Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо) 7) Без огня горит, Без крыл летит, Без ног бежит. (Солнце) Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – род Задание №4. Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению). Сколько склонений у существительных? Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием. Игра с мячом. Учитель загадывает склонение имени существительного и кидает мяч игроку, игрок приводит свой пример.(5-7 существительных) Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – склонение Задание №5 Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка. На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются). Распределительный диктант по вариантам. Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки 1 вариант – единственное число 2 вариант – множественное число Самопроверка Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – число Задание №6. Добрались мы и до поляны Падежей Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж | Определяют род имен существительных Называют отгадки и записывают в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам Определяют склонение имен существительных Игра с мячом Определяют число существительных. Выполняют распределительный диктант по вариантам. Выполняют самопроверку Повторение падежей. Игра «Кто быстрее» Изменяют по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: | Корзина наша наполнена. Но корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”. Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? (по итоговому слайду). Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока. Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжать и 5, и в 6 классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.) Стих на слайде 40. Знаем мы теперь отныне- Есть одно такое имя - Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначает все на свете, Без нее никак нельзя. Существительным ура! Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам всё понятно по теме - покажите солнышко, если что-то для вас осталось непонятным – тучку. | Формулируют общий вывод к уроку. Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам. | Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |