Урок, который поможет сформировать учебную компетенцию и систематизировать знания учащихся об имени существительном, развить умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное как часть речи"»
(Обобщающий урок.)
Разработала: Митенко Е.А.,
учитель русского языка и литература
2015 год
Приложение 1. Урок русского языка в 5 классе.
1 слайд.
Тема: «Имя существительное как часть речи». Обобщающий урок. 5 класс.
Цель: образовательная
формирование учебной компетенции систематизации знаний учащихся об имени существительном; умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки;
обучающая
развить познавательные интересы учащихся, наблюдательность, память, речь учащихся;
воспитательная
воспитывать самостоятельность суждений, умение работать в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Применение педагогических технологий: личностно- ориентированный подход, РКМЧП, ИКТ.
Ход урока.
2 слайд. Актуализация знаний.
Коллективная работа. Задание: 1. Что вы знаете об имени существительном? 2. По каким признакам мы различаем части речи? Составим кластер «Имя существительное».
Ответ учащихся.
Имя существительное
Часть речи
Постоянные признаки
Непостоянные признаки
Падеж
Синтаксическая роль в предложении
Одушевлённое - неодушевлённое
Собственное - нарицательное
Число: единственное, множественное
Род: мужской, женский, средний
Склонение: 1, 2, 3
3 слайд
Работа в паре.
Задание 2. «Населите зоопарк». Кто будет в нём жить? Продолжите данный список. Там, где можете, называйте кличку животного.
Хомячок, попугай, бурундучок, белая крыса Матильда с маленьким крысёнком…
Докажите, что все записанные вами существительные одушевлённые.
Какие из одушевлённых существительных являются собственными?
Приведите примеры собственных неодушевленных существительных.
4 слайд.
Индивидуальная работа, групповая. (Задание на выбор)
Задание 3. Работа с текстом.
Подарки весны. Г. Сапгир.
-Что, Весна, ты принесла?
И ответила Весна:
-Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники, жёлтые скворечники.
Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов.
И несёт любой ручей
Целый флот корабликов.
И ещё я принесла много света и тепла,
Прыгалки и салки, новые считалки.
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Маши на носу
Первые веснушки.
Сгруппируйте имена существительные:
А) по родам;
Б) по типам склонения;
В) найдите существительные только множественного числа;
Г) найдите существительные только единственного числа.
Слайд 5.
Групповая работа, индивидуальная у доски (составление предложений по схемам).
Задание 4. Образуйте форму от существительных родительного падежа множественного числа.
Рельс –
Сапоги –
Место –
Кружево –
Километр –
Санаторий –
Дело –
Грузины -
С
,И
, (что )
оставьте предложения по схемам, используя в них слова из задания.
Используя схему построения текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод, докажите, что данные слова являются существительными. (сильные учащиеся выполняют задание).
Слайд 7-8. Групповая работа.
Задание 6. Выпишите словосочетания, в которых существительные оканчиваются на – И.
Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодёж…, строить на побережь…, жить в селени….
Выпишите словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –Е.
Собраться на площад….
Писать о геро…. Расположиться в рощ….
Росли в тепл….
Прогуляться по алле…
В это время дифференцированная работа по карточкам.
Карточка 1.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выполните синтаксический разбор одного предложения.
Лё…кий ветерок гонит обл…чка по небу. В тих… дни над землёй л…тает липкая п…утина. Осень – пора сбора птиц к отлёту. В д…лёкий путь отправляются дикие гуси. Ост…вляют свои болота журавли.
(И.С. Соколов-Микитов).
Сформулируйте, какова же синтаксическая роль существительных в этих предложениях?
Карточка 2.
Прочитайте текст. Письменно ответьте, почему мама отдала вишни дочке?
Найдите в тексте по 1 существительному каждого склонения, запишите их в тетрадь и письменно произведите морфологический разбор одного слова.
Стакан вишни.
Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.
«Я тоже хочу вишен», - сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной»,- ответила мама и достала из шкатулки вишнёвую ветвь с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были цветы…».
Со словом вишня составьте предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом предложения. Запишите эти предложения в тетрадь.
Карточка 3.
Прочитайте имена персонажей русских сказок, продолжите этот ряд. Обратите внимание на их написание. Составьте и запишите 3 предложения с этими именами.