Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Обобщение материала»
УРОК
ТЕМА: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме "Существительное", коррекция знаний; развитие критического мышления методом прогнозирования, логического мышления, умения аргументировать свои мысли; воспитание сознательной потребности в знаниях, бережное отношение к природе и достижениям своего народа, жизненная компетентность.
Оборудование: таблицы "Существительное", "Схема морфологического анализа существительного", схема этапов урока, индивидуальные карты, иллюстрация к тексту о развитии критического мышления, элементы русской жизни, музыкальное устройство.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма: урок - ярмарка.
УЧЕБНЫЙ КУРС
I. Организация учебного класса
1. Приветствие гостей.
2. Проверьте готовность к уроку.
(звучит русская народная музыка.)
— Сегодня на уроке нам предстоит выполнить важную и интересную работу. Чтобы добиться успеха, мы все должны работать сообща, с большим желанием, используя знания из предыдущих уроков.
II. Обновление основных знаний
— С древних времен у многих народов происходит так, что, завершая какое-то серьезное и важное дело, люди устраивают выставку или ярмарку. Я предлагаю вам провести не просто урок русского языка, а урок "Русская ярмарка", потому что вы также завершили важный забег - изучение темы "Существительное."
- Что означает слово "справедливый»? Оно пришло из немецкого и означает ежегодный базар. Это торг, который происходит регулярно в определенном месте и в определенное время. Ярмарка всегда привлекала тем, что здесь можно было продавать, покупать, смотреть на людей и показывать себя. На ярмарке всегда ценили все лучшее, поэтому я хотела бы, чтобы девиз нашего урока был: "Не старайтесь быть первым, но старайтесь быть лучшим."
- Представьте, что мы идем на "Русскую ярмарку"
На ярмарке нашим веселым, богатым есть чем восхищаться и есть что купить.
- А купить на нашей русской ярмарке можно только товары для знаний. Вот мы подошли к первому прилавку.
1. Прилавок "Тема урока"
Посмотрим, что даст нам первый прилавок.
Ребус. Разгадать предложенные ребусы
- Молодцы! Мы купили все товары, которые были в первом магазине.
Сегодня мы обобщим знания о существительном, полученные на уроках поп-дня; улучшим навыки использования существительных в связной речи, научимся критически мыслить. (Запишите число и тему урока.)
2. Прилавок «Умники»
Здесь нам предлагают купить рассказ о существительном как части речи согласно опорному конспекту.
Давайте поговорим о существительном, используя конспект и мои вопросы.
Какая часть речи называется именем существительным?
Какие существительные называются собственными?
Какие существительные называются нарицательными?
Какие существительные относятся к одушевлённым?
Какие существительные относятся к неодушевлённым?
Назовите существительные мужского, женского, среднего рода.
Как узнать род имени существительного?
Как изменяются имена существительные? Объясните.
Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.
Хорошие товары купили в этом магазине и даже показали себя.
3. Прилавок «Символы России»
В народе говорят, что береза – символ России. Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. По – своему красива берёзка в разное время года. Есть у березки и свой праздник. Он так и называется –Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.
Просклоняем у доски слова: береза, символ.
4. Прилавок Здоровье
Предлагаем физминутку для глаз.
(Звучит спокойная музыка.)
Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе уголок волшебного снежного леса. Откройте глаза, идите вверх, вниз, налево, направо. Я снова закрою глаза, открою его. Мы работаем дальше.
5. Прилавок «Четвертый лишний»
Вам предлагают интересную работу. Выпишите лишнее слово в каждом столбике.
снежная
зима
рисовал
пушистая
укрывалась
пел
зеленая
метель
снег
ель
ветер
кружит
Составьте предложение из этих слов. Ель укрылась снегом.
Сделайте предложение распространенным, используя слова из первого столбика. Зеленая ель укрылась пушистым снегом.
Пользуясь схемой, выполним морфологический разбор слова снегом.
Прилавок «Критическое мышление»
- Теперь мы поработаем над повествованием, используя метод опережения
- Ты доволен тем, как закончилась эта история?
Система вопросов на толкования
Опережающее чтение
Вопросы для толкования
І
1. Наступил последний день прошлого года.
2. Выпало много снега, и маленькая рождественская елка заснула до тонкого верха.
З. "Лишь бы пережить этот день, чтобы не срубить", дерево подумало и увидело человека.
4. Он шёл прямо к ней.
— Почему рождественская елка так волновалась в последние дни старого года?
Почему человек пошел к этому дереву?
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
II
1. Мужчина сильно потряс ель.
2. Тяжелые слои снега с ветвей упали.
З. Рождественская елка беззащитно выпрямилась перед человеком своими пушистыми зелеными лапами и потеряла сознание.
— Почему человек сильно потряс ель?
— Что человек будет делать с маленькой елкой?
- Почему елка потеряла сознание?
III
1. Когда дерево пришло в сознание, оно было живое и стояло на том же месте.
2. На его ветвях свисали легкие кольцеобразные шары.
З. Все это было покрыто серебряными нитями
— Почему этот человек украсил елку Рождественскими игрушками в лесу, а не дома?
- Как ты думаешь, что елка думала об этом человеке, когда пришла в сознание?
Аналитические вопросы.
1. Как ты думаешь, это лучшая версия конца истории?
2. Когда человек чувствует полноту счастья, радости? (Когда это хорошо не только для него, но и для других.)
3. Может быть, у вас есть лучший вариант вы концовки? Чем может ещё закончится эта история?
Это последний вопрос и будет домашним заданием.
Написать сочинение-миниатюру о рождественской елке с собственным концом и подготовиться к контрольной работе по теме "Существительное."
Прилавок «Народная мудрость»
Здесь мы будем работать в паре с отдельными карточками, которые лежат на ваших столах, чтобы проверить написание НЕ с существительными. В карточке по парам постарайтесь выполнить все задания, а в тетрадь запишите только пословицу, которая подходит под рассказ о елке с предыдущего прилавка.
{Комментированная проверка)
1. Лучше быть свободным на ветке, чем в не (во-ле) в золотой клетке.
2. Не(правдой) свет пройдешь, да назад не(воротишься).
3. Во сне счастье, наяву не(насть)е.
Вы работали парами. Поэтому, оценка в этом виде работы - взаимная проверка.
Прилавок «Контрольное взвешивание»
На следующем уроке у вас запланирована тестовая работа по теме "Существительное." Итак, мы купим 5 вопросов, с которыми узнаем, с какими знаниями вы подошли к контрольной работе.
1) Сколько падежей у имени существительного?
а) 6;
б) 7.
Какой падеж устанавливает начальную форму слова?
а) именительный;
б) винительный.
Сколько склонений имени существительного в русском языке?
а) 2;
б) 3.
К какому склонению относится слово МАТЬ?
а) к 1-ому;
б) к 3-ему.
5) Укажите верное утверждение
а) Существительное обозначает предмет.
б) Существительное обозначает признак предмета.
— В этом виде работы методом оценки является самооценка. Правильные ответы находятся на доске (аабба). В поля поместите карандашом количество полученных баллов. За 5 правильных ответов - 10 баллов, за каждую ошибку удаляются 2 балла.
Прилавок «Загадка»
И в этом магазине интересные загадки. Купить их?
Угадай загадку и определи склонение в ответе.
1. Хотя он не бегает, но не позволяет другим стоять. (Мороз)
2. Что растет вверх ногами? (Сосулька)
З. Белая скатерть покрыла весь мир. (Снег)
4. И в огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
5. Неживой, но с человеком ходит. (Тень)
6. Летом серый, зимой белый. Его ребенок. (Крольчонок)
Вам понравились эти загадки?
Книжный прилавок
— Здесь предлагаем поработать с учебником.
(Русский язык. 5 класс. Часть 2 - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.) Стр. 50, упражнение 568. Правильно читать задачу. Это комментируемое письмо. Определить род выделенных слов.
III. Итог урока
— Вот и заканчивается наше путешествие на «Русскую ярмарку". Вы посетили много мест и купили все, что вам пожелалось. Вы-молодцы, купили нужные товары, показав замечательные знания. Но всю ярмарку нельзя посетить за один раз. Мы повторили все сведения об существительном, получили домашнее задание и оценки, а еще оценить ваши знания нам помогут тетради, потому что мы использовали многие виды оценивания. Это и взаимопроверка, и самооценка. Также мы развивали критическое мышление, используя метод предсказания.
Думаю, что все то, что происходило сегодня на уроке, поможет вам в создании сознательного отношения к знаниям, достояниям нашего народа, а также надеюсь, что сегодня мы вместе сделали шаг в формировании нашей жизненной компетенции, потому что именно сейчас формируется наше бережливое отношение к окружающему миру.
Все, что мы купили на ярмарке, — это знания. Это такой товар, который всегда пригодится в жизни, его за плечами не носить. И я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем обучении.