1.Организационный момент. Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке. 2.Мобилизация Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи 3.Целеполагание 4.Решение проблемы, открытие новых знаний. Цель: подвести обучающихся к определению синтаксической роли имени существительного Физкультминутка 5. Развиваем умения Цель: отработать навыки определения синтаксической роли имени существительного, развивать умение работать с текстом 6.Контролирующее задание. Цель: проверить степень освоения нового материала 6.Домашнее задание 7.Рефлексия Цель: результат и самооценка деятельности | Приветствие -Здравствуйте, ребята! Скажите письменно или устно вы хотите сегодня работать? Хотите быть участником или наблюдателем? Обратите внимание на слова Евтушенко, которые я выбрала в качестве эпиграфа к уроку. Наш урок – это тоже цепь. Чтобы все удалось, нам необходимо соединить все звенья. - Итак, первое звено (проблема урока). Учитель дал задание определить, каким членом предложения является существительное (в) лесу. Прогулка в лесу приятна и полезна. Один ученик сказал, что это дополнение, так как отвечает на косвенный падеж, другой – обстоятельство, так как к нему можно задать вопрос откуда?Третий- определение, так как к нему можно поставить вопрос какая? С кем из ребят вы согласны? Объясните свой выбор. Определите проблему урока. Тема урока зашифрована в ребусе: выпишите из каждого ряда лишние слова. Объясните свой выбор. 1ряд Синтаксическая, побудительное, повествовательное. 2 ряд Поле, пол, роль, письмо. 3 ряд Определение, дополнение, обстоятельство, существительное. Пора присоединить второе звено (цель). Определите для себя, что вы должны повторить, знать и уметь, чему научиться, чтобы решить проблему. Запишите в тетрадь. -Прочитайте. (2-3 человека) -Мы не сможем решить проблему, если не будем знать все о членах предложения. Итак, присоединяем третье звено. Работаем в группах. Вам необходимо собрать информацию. 1группа – подлежащее. 2 группа – сказуемое. 3 группа – дополнение. 4 группа – обстоятельство. 5 группа – определение. -Чтобы определить синтаксическую роль существительного, надо уметь задавать вопросы. Давайте проверим эти умения. Работаем в парах. Задайте вопросы к выделенным словам, определите их синтаксическую роль, расставьте знаки препинания, заполните таблицу. (4 звено) - К какому выводу вы пришли? -Проверим, как вы расставили знаки препинания. -Что еще вы заметили? (Обращение…) + Сидоркина Даша (стих.) -Оцените свою работу -Прочитайте информацию. -Что узнали нового, что не поняли? -Давайте проверим, верны ли наши выводы. (5 звено) Послушайте стихотворение Юрия Андрианова «Ели». У л...са есть три полочки: Ели, елки, елочки. Л..жат на елях н..беса, На елках – птичек г..лоса, Вн..зу, на елочках,- р..са. -Определите синтаксическую роль существительных. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите и разберите следующие словосочетания: лежат на елях, птичек голоса, у леса есть. -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, оцените. - Как вы поняли, о каких полочках идет речь в стихотворении? Я знаю текст – загадку, который называется «Волшебная полочка». В нем тоже речь идет о какой-то необычной полочке. Написал этот рассказ Николай Иванович Сладков. Даша Кривко приготовила о нем сообщение, запишите самое главное. -Давайте прочитаем текст. Лингвистический анализ текста (6 звено) Синтаксический анализ Сделать по группам из рабочего материала плакаты «Покормите птиц» Решение теста на персональных компьютерах.(7 звено) Проверяем. Анализ ошибок. Минимум: упр. Творческое: стихотворение с обращениями; Повышенный уровень: сочинение (тема – слова Е.Евтушенко) Сделать кормушку для птиц. -Что повторил?(8 звено) -Чему научился? -Как работал? -Достиг ли своей цели? -Чему мог бы еще научиться? -Как исправить недочеты? -Посчитайте свои смайлики и средний балл за урок по таблице | Приветствуют учителя и гостей. Отвечают на вопросы учителя. Выписывают следующие слова: синтаксическая, роль,существи- тельное. Объясняют свой выбор Обучающиеся определяют тему урока. Определяют и записывают цели. Вызванные ученики читают, остальные сравнивают и дополняют. Работают в группах. Собирают карточки, на которых написана необходимая их группе информация по какому-либо члену предложения, и располагают ее на доске с помощью магнитов. Задают вопросы, определяют синтаксическую роль существительных, Расставляют знаки препинания, заполняют таблицу. Приходят к выводу, что существительное может быть любым членом предложения. Объясняют постановку знаков препинания, приходят к выводу, что, будучи обращением, существительное не является членом предложения. Выставляют оценку. Маркировка текста !(знал) +(не знал) ?(не понял) Отвечают на вопросы учителя Выполняют физические упражнения Вставляют пропущенные буквы, объясняют постановку знаков препинания, разбирают словосочетания. Оценивают работу соседа. Оценивают работу соседа Объясняют смысл стихотворения Слушают и составляют план сообщения Определяют, донесла ли Даша нужную информацию, оценивают качество речи… Читают текст «Волшебная полочка» Анализируют текст. Синтаксический анализ Делают в группах плакаты, представляют Решают тест, анализируют ошибки, оценивают себя Выбирают задание по желанию и по способностям. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников | Коммуникативные: Общаются с учителем Регулятивные: учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, преобразованию практической задачи в познавательную Коммуникативные: учатся сравнивать разные точки зрения, делать свой выбор Познавательные: учатся объяснять языковые связи и отношения, проводить наблюдения Регулятивные: учатся планировать пути достижения цели Коммуникативные: формулировать собственное мнение Познавательные: учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классификацию Регулятивные: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, аргументировать, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, использовать речь для регуляции своей деятельности Познавательные: учатся исследовательской деятельности, проводить наблюдение под руководством учителя, создавать модели и схемы для решения учебных задач, давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию, учатся основам поискового чтения, организовывать исследование с целью проверки гипотез Регулятивные: учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение контролировать время и управлять им Коммуникативные: учатся учитывать разные мнения, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимопомощь Познавательные: осуществлять расширенные поиск информации, работать с текстом, понимать переносный смысл выражений Регулятивные: учатся осуществлять познавательную рефлексию, адекватно оценивать свои возможности Коммуникативные: учатся использовать речь для регуляции своей деятельности, осуществлять коррекцию, оценку действий партнера | Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значенья. Е. Евтушенко Работа с раздаточным материалом. Предлагается на отдельном индивидуальном листе «слепая» таблица. Работа с теоретическим материалом Презентация Схема для рефлексии |