Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя существительное как часть речи
Тип урока: повторение и совершенствование знаний, полученных в начальных классах
Цели урока:
закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
совершенствование умения создавать самостоятельные связные высказывания;
формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
активизирование познавательной деятельности учащихся;
Ход урока
І. Организационный момент.
Создание у детей рабочей настроенности.
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по дорогам морфологии. Как поется в песне: «мы прошли дорог немало, но огромен белый свет». Целью нашего похода будет проверка знаний, умений и навыков, полученных в прежние годы обучения.
ІІ. Мотивация.
Работа каждого из вас сегодня будет оценена при помощи известного вам листка самооценки.
ІІІ. Сообщение темы и цели.
Запишите тему урока в тетрадь – Имя существительное как часть речи
ІV. Актуализация знаний.
Прежде чем перейти непосредственно к теме урока, ответьте на вопросы:
- Что такое «морфология»?
- На какие две группы делятся части речи в русском языке?
- Почему одна из них называется самостоятельные?
- По какому принципу слова делятся на разные части речи? Что их объединяет в одну группу?
- Какая часть речи стоит на первом месте в группе самостоятельных частей речи?
Взаимопроверка. Проверь соседа по парте. (Дети сравнивают написанное с образцом и исправляют допущенные ошибки).
Какие орфограммы встречаются в записанных словах?
( безударная гласная в корне слова, озвончение, удвоенные согласные)
Докажите, что вами записаны имена существительные!
2. О частоте употребления имен существительных.
Человека окружают …. . Их очень много, и они разные. Для названия …. в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте вывод о частоте употребления существительных в нашей речи, если известно, что на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов 26).
3. Игра «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?»
НА ДОСКЕ
Перифра́з (перифра́за; от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля».
Вещи собраны, уложены в рюкзаки. Мы занимаем места в автобусе. Путь долог. Чтобы его сократить, поиграем. Игра называется «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?»
Туристы целых шестьдесят минут шли по густому частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко-красными ягодами и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили сосуд для кипячения воды и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали хищную рыбу с острыми зубами, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили полезный напиток из лесных трав и отправились дальше.
Что у вас получилось? Прочитайте. Слова, которыми вы заменили – подчеркните.
Туристы целых час шли по чащобе. Они пробирались сквозь заросли шиповника и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили чайник и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали щуку, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили чай и отправились дальше.
4. Займемся исследованием.
Посчитайте, сколько слов в тексте. 46
Сколько из них существительных? 16
Глаголов – 12.
Прилагательное 1.
Местоимение – 2.
Итог исследования – существительные в группе самостоятельных частей речи занимают главенствующее место по частоте употребления.
6. Морфологические признаки имени существительного.
- Что в грамматике называется предметом?
Одушевлённые – обозначают лиц и животных, отвечают на вопросы КТО?
Неодушевлённые – предметы, растения, явления неживой природы, отвечают на вопрос ЧТО?
Дополните устно каждую группу. Докажите, что сказанное вами слово – одушевлённое или неодушевлённое.
Запишите примеры.
Собственные – имена, фамилии, отчества, клички животных, названия стран, городов, улиц, морей, океанов. Пишутся с заглавной (большой) буквы.
Нарицательные – обобщённые названия однородных предметов, живых существ. Пишутся с маленькой буквы.
Дополните устно каждую группу. Докажите, что сказанное вами слово – собственное или нарицательное.
Запишите примеры.
Какими ещё морфологическими признаками обладают имена существительные?
Изменяются ли существительные по родам?
Определить у существительного род можно: женский, мужской, средний.
А вот изменяться по родам существительные никак не могут. Ну как существительное мужского рода мальчик может превратиться в существительное женского рода девочка? Никак! Род - это постоянный признак существительного.
Род - грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие. Это постоянный грамматический признак.
Назовите примеры. Докажите, что сказанное вами слово относится к определённому роду. Запишите примеры.
Что называется склонением имён существительных?
Имена существительные могут изменяться по падежам. Падежи указывают на отношение существительного к другим словам в предложении. Изменение существительного по падежам - это и есть склонение.
Сколько склонений? Приведите примеры. Докажите, что сказанное вами слово относится к определённому склонению.
Запишите примеры.
ФИЗМИНУТКА
Лингвистическая сказка.
Сказка о падежах.
Помогите мне вспомнить падежи.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ……………….
Родился – и стал ……………
Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё. что имел, и его называли…………….
Но он был большим озорником, за проделки его винили, и он стал ……………
Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться……………..
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь…………
Названия и вопросы падежей.
Последний непостоянный морфологический признак имени существительного: число.
Числовыражает количественные отношения предметов.
Приведите примеры. Докажите, что сказанное вами слово относится к определённому числу.
Запишите примеры.
Игра «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.
Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
Через несколько минут опустился... парашют.
Елка слишком высока, достает до... потолка.
Взял художник краски, рисует на... терраске.
Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш".
Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку.
Зонтик
парашют
до потолка
на терраске
мышь
из-за туч
малыш
за вход
сквозь щелку
доброй ночи
в ладошку
Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение.
VІ. Итог урока
Вот и закончилось на сегодня наше путешествие по дорогам морфологии. Мы с пользой провели время.
Что вы вспомнили об имени существительном?
А что узнали нового?
Приём «Комплимент»
Выберите только одного из учащихся ,кому хочется сказать спасибо за работу и поясните, в чём именно эта работа проявилась.
VІІ. Оценивание
VІІІ. Домашнее задание.
Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить.
Задание №1.
Расставить знаки препинания.
Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере.