kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку  в 6 классе на тему: "Имя существительное как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Цель урока:

1)повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:

•   общее значение;

•   морфологические признаки;

•   синтаксическая роль;

2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье

Эпиграф к уроку (на доске)

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословица.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

- Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату:

Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

  1. Сообщение учащимся темы, цели урока, мотивация учебной деятельности;

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:

Зачитываю слова

карьера

материальные блага

отдых

дети

семья

-Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)

По очереди называют слово. (3 человека) ( А почему вы считаете . что это слово семья?

Потому что   семья –это главное в жизни человека.

 Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?)

Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?



Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

- А какой частью речи является слово «семья?» (Имя существительное)

- В каком разделе языкознания изучается  имя существительное?

Дети называют: Морфология

-Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания –Морфологии.

 И открывает этот раздел часть речи-имя существительное.

Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах . И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:

повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном, а именно:

•   общее значение;

•   морфологические признаки;

•   синтаксическую роль.

- А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»

 На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем  говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и     правила поведения в семье.

Итак, приступаем к решению задач нашего урока.

  1. Объяснение нового материала.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? Изменяется по родам, числам и падежам. В предложении может быть любым членом предложения, но чаще всего подлежащим и дополнением.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Физкультминутка.

Выполняется стоя. Спина прямая, руки на поясе. Имитация движений.

Поднимают плечики,

Прыгают кузнечики!

Выше, выше, высоко,

Ниже, ниже, низко. (Приседают)

Сели, посидели,

Травушку покушали,

Тишину послушали.

  1. Работа с текстом на доске.

  2. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите отличительные признаки имени существительного?

  1. Рефлексия.

- Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

- Какие этапы урока вам наиболее понравились?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

9. Домашнее задание.




















































Тема: Имя прилагательное как часть речи

Цели:

1. Познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных, научить применять имена прилагательные в речи; закрепить орфографические знания. Продолжить обучение комплексному анализу текста, расширяя представление о богатстве русского языка.

2. Прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных, помочь учащимся осознать эстетическую привлекательность использования имен прилагательных в своей речи, воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

3. Развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, совершенствовать умение находить связи между единицами уровней языка, умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.

Оборудование: ноутбук, запись музыки П.И Чайковского «Времена года», толковый словарь, карточки с текстами.

Ход урока

  1. Организационный момент. Записываем число, классная работа.

  2. Мотивационный этап. Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года» Зима, а на экране появляется Слайд № 1 с изображением зимнего пейзажа.

Учитель: Какое настроение создает эта мелодия? (грустное, спокойное, умиротворенное). Созвучно ли настроение мелодии краскам пейзажа? (да)

В чем сходство? (печальное звучание мелодии, неяркие тона картины).

А как мы сможем описать зимний пейзаж? ( белый снег, неяркие тона).

Учитель: Вот так картину зимы музыкант передает мелодией, художник красками, а мы создаем ее словами. А слова какой части речи помогают нам в передаче красок, настроений и описаний? (прилагательное).

Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи».

Слайд №2 Записываем тему в тетради.

Цель: Сегодня мы с вами повторим, что обозначает имя прилагательное, как оно изменяется, какую синтаксическую функцию выполняет в предложении и для чего служит в нашей речи.

  1. Знакомство с новой темой. Слайд № 3.

Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета.

Отвечает на вопрос «какой? чей?».

Изменяется по родам, падежам, числам.

Имеют полную и краткую форму.

В предложении бывают определениями ( полная форма) и сказуемыми (полная и краткая форма).

  • Чтение теоретического материала в учебнике.

Давайте подтвердим эти утверждения примерами.

Перед вами Слайд № 4. со стихотворением. Давайте посмотрим, как изменяется прилагательное по падежам. Выпишите в тетрадь словосочетание «зеленый лист» и определите падеж.

Но давайте вспомним, с какой частью речи согласуется прилагательное?

(Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.).

Это и поможет вам в работе.

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И. п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа. (Р. п.)

Ветер нес и нес его,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг к зеленому листу.(Д. п.)

Лапой хвать зеленый лист (В. п.)

Дескать, поиграем.

« Не хочу» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым ( Т. п.)

Над землей взметнулся снова

Но шалун листок упал….

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (П. п.)

Слайд № 5 с правильным ответом.

  1. Закрепление учебно-языковых умений и навыков.

А теперь вам задание сложнее.

Перед вами карточки. № 1. У каждого разный вариант. Определите род, число, падеж прилагательных.

Карточка № 1

№1

В древнем городе (м.р., ед.ч., П.п.)

Чайной розой (ж.р., ед.ч., Т.п.)

Белая ромашка (ж.р., ед.ч., И.п.)

По широкому полю ( ср.р., ед.ч., Д.п.)

На царском троне (м.р., ед.ч., П.п.)

Карточка № 1

№2

В хрустальной вазе (ж.р., ед.ч., П.п.)

Ароматным пирогом (м.р., ед.ч., Т.п.)

Грамотная речь (ж.р., ед.ч., И.п.)

Солнечным зайчиком (м.р., ед.ч., Т.п.)

У синего моря (ср.р., ед.ч., Р.п.)


  1. Физкультминутка.

  2. Работа с текстом.

Давайте теперь посмотрим, для чего служат прилагательные в речи.

Слайд № 6

«Поздняя осень»

…Над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела…

В.Г. Короленко

Какое настроение создает у вас текст?

Найдите слова, которые помогают «почувствовать» ПОЗДНЮЮ осень?

(Холодное, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая)

Объясните лексическое значение словосочетания «овдовевшая земля».

Работа с толковым словарем. ( Стать вдовцом или вдовой, т.е потерять кого-либо). Это слово дано в прямом значении? (Нет).

А в каком? (В переносном)

Какое значение оно принимает в тексте? ( Опустевшая, потерявшая красоту, зелень, листву)

Как называется этот троп? (эпитет).

Какие чувства передает автор с помощью этого эпитета? ( Ощущение потери).

Почему эпитет «холодная» повторяется несколько раз? (Чтобы усилить ощущения наступающей зимы)

Отражает ли заглавие «Поздняя осень» «настроение» текста? (да)

Объясните лексическое значение слова «поздняя». Работа со словарем.

(О частях дня, года: приближающийся к своему исходу, уже проходящий.)

Можно ли заменить это прилагательное в названии другим? (Нет, так как это повлечет за собой изменение всего текста)

Вот такой силой обладает прилагательное в речи. Оно дает точную и яркую характеристику предмету.

Итак, для чего служит прилагательное в тексте?

(Дает характеристику, передает чувства, эмоции)

Давайте представим, что будет с текстом, если мы уберем прилагательные?

Прочитайте текст без прилагательных. Слайд № 7

Что происходит с текстом? (он стал скучным, утратил эмоции)

А теперь попробуйте подобрать свои прилагательные к словам

Солнце, ветер, тучи, тона, земля.

Вставьте их в пропуски на карточках №2

…Над землей низко подымается уже ______________ солнце, бежит ______________ветер, несутся ___________тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля проступает из-под зелени чернотой, в небе господствуют _____________тона. И вот наступает день, когда на смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и она становится ____________, __________и _____________.
В.Г. Короленко

Прочитайте свои варианты.

Как изменился текст? (Текст изменяется, появляются новые краски.)

Это равноценно тому, что в музыкальное произведение добавили новые аккорды, а в немногоцветную картину – новые краски – появилось новое произведение. Теперь мы понимаем, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное. Какое это трудоёмкое, но вместе с тем интересное занятие.

Учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Вы видите, как богат наш русский язык, сколько существует слов только для названия признаков предмета.

  1. Работа у доски.

  • Упр. 315. К именам прилагательным подобрать антонимы. Составить и записать с ними словосочетания «прил +сущ», в одном из которых имя прилагательное имело бы прямое значение, в другом – переносное.

Образец: высокий – низкий; высокое дерево – высокий голос; низкий потолок – низкий звук.

  • Спишите предложение с доски. Определите синтаксическую функцию имен прилагательных.

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весеннии ручейки.

  1. Подведение итогов. Слайд № 8

- Что вы узнали об имени прилагательном?

- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

- Расскажите о зависимости форм рода, числа и падежа имен прилагательных от форм имен существительных.

- Какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?


Закончить наш урок мне хочется вот таким стихотворением. Слайд № 9

Очень занимательное –

Имя прилагательное

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будешь спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Не скажем мы “прекрасное”

Не скажем “безобразное”?

Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тель – ные.

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

  1. Рефлексия.

  • Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

  • Какие этапы вам наиболее понравились?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

  2. Оценки за урок. Слайд № 11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Имя существительное как часть речи

Автор: Кремень Юлия Александровна

Дата: 07.07.2018

Номер свидетельства: 474848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
    ["seo_title"] => string(111) "imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "251240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447218101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План урока на тему: Имя существительная как часть речи"
    ["seo_title"] => string(63) "plan_uroka_na_tiemu_imia_sushchiestvitiel_naia_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "368415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481471330"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема: Имя существительное как часть речи.  3-й класс"
    ["seo_title"] => string(59) "tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-3-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295440"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455812819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства