Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи .»
10 класс
Тема урока:Имя прилагательное как часть речи.
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе работы с материалом учебника с помощью опорных схем.
Задачи: обобщение и расширение представлений учащихся об имени прилагательном как части речи, о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных; совершенствование навыков грамматических разборов.
Ход урока.
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
II.Работа с записанным на доске (выведенном в слайде презентации или на интерактивной доске) предложением.
^ Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,
С задорным носом и весёлым вкусом,
К усладам жизни солнышком влеком.
- Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству. Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.
- Какие слова помогают узнать поэта? К какой части речи они относятся?
-Что такое имя прилагательное?
III.Знакомство с теоретическим материалом.
1. Пользуясь учебником (§37,стр.136), рассказать о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных и закончить составление схемы. (Схема может быть выведена на интерактивную доску при наличии таковой в кабинете).
В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, какими отличительными признаками обладает каждый разряд прилагательных. Один из учащихся заполняет схему, и в результате она выглядит следующим образом:
Учитель обращает внимание учащихся на процесс перехода прилагательных из разряда в разряд. Притяжательные прилагательные при переходе в другую лексико-грамматическую группу отвечают на вопрос «какой?», а не «чей?». Например: тулуп (какой?) заячий. Относительные при переходе в разряд качественных могут иметь синонимы – качественные прилагательные. Например: малиновое платье – красное платье, ср. малиновое варенье.
IV.Закрепление.
В стихотворении о Есенине назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).
Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд.
Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (Тексты распечатаны для каждого ученика)
-Определить тему и идею стихотворения.
-Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся?
-Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд?
V.Наблюдение.
1.На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) четверостишье:
^ Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
-Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
- Определить, в какой форме употреблены прилагательные.
- Какова их синтаксическая функция?
В результате наблюдения учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в форме простой сравнительной степени выступают только в роли сказуемого.
-Пользуясь учебником (стр. 143), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше».
2. Упр. 219 (устно)
3. На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) предложение:
^ Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
- Объяснить постановку знаков препинания в данном четверостишии.
- Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены?
- Сделать морфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.139-140. Двое учащихся работают у доски.
VI.Подведение итогов урока.
-Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.
-Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?
-Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?