Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
        | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы и методы работы   | Формируемые УУД | 
  |  Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка учебной цели. 
 | Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку  - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Начинается урок,Он пойдёт вам впрок.
 Постараемся всё понять
  Будем грамотно писать.     Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. (Слайд 1)  А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Нашу часть речи знает весь свет. Раскрасит она всякий предмет, ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? Правильно, это имя прилагательное.
 -А что вам известно об этой части речи?   Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь. Молодцы! Вы сами определили тему урока. А теперь, исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? (Слайд 2)   
 | Приветствие учителя;  сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Запись числа, классной работы, темы урока, формулирование цели урока 
 
 
 
 
 | Фронтальная работа, словесный метод 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фронтальная работа, наблюдение | (Р)Умение организовать свое рабочее место 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
 (П)Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. (Л)Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока (Р)   Высказывать предположения на основе наблюдения (К) Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | 
  | 3. Этап выявления места и причин затруднения 
 | -Как образовалось слово «прилагательное»? Значение слова «прилагательное» в разных словарях  (слайд 3) Отметьте в листах самооценки, что вы знали об имени прилагательном, а что для вас является новым | Учащиеся высказывают свое мнение. Затем класс делится на три группы. Задание по группам: 1 группа работает с «Новым толково-словообразовательным словарем русского языка» автор Т. Ф. Ефремова. 2 группа - с «Толковым словарем под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой». 3 группа – с «Современным толковым словарем» Сообщение 1 группы: имя прилагательное ср. Часть речи, включающая слова, обозначающие качество, свойство или принадлежность предметов и изменяющиеся по родам, падежам и числам (в лингвистике).  Сообщение 2 группы: прилагательное -ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: части речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные, относительные прилагательные. Местоименные прилагательные. Сообщение 3 группы: прилагательное- часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Учащиеся работают в листах самооценки, отмечают что знакомо из изученного об имени прилагательном, а что узнали нового. | Групповая работа, поисковый метод, работа в группах |  (П)Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; работа с научными понятиями.    (Р)Применять метод информационного поиска  (К)Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения 
 | 
  | 4. Этап построения проекта выхода из затруднения и его реализации | 1.Даёт инструкцию: прочитать правило на стр. 85 работа в парах: ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопросы по теме. 2. Игра “Когда это бывает?” Угадайте по признакам время года. Какие признаки помогли узнать время года? Голубые, синиеНебо и ручьи
 В синих лужах плещутся
 Стайкой воробьи. (Весна)
 Лес и поле в зелениСиняя река
 Белые, пушистые
 В небе облака. (Лето)
 Золотые, тихиеРощи и сады,
 Нивы урожайные,
 Спелые плоды. (Осень)
 Лес и поле белые,Белые луга.
 У осин заснеженных
 Ветки как рога. (Зима)
 (слайд 4) | Читают текст, пересказывают, размышляют над вопросами. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. 
 | Работа в парах, поисковое чтение | (П)Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию (Р)Уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения (К)Умение строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из учебника 
 
 | 
  | 5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 1. Организует игру «Передай другому». Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Используя прилагательные, охарактеризовать предметы: глаз…, книга…, роза…,….  В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки.Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине 8Муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.
  (слайд5)  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет? С какой частью речи согласуется прилагательное? | Игра, придумывают прилагательные, играя в мяч.  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Читает подготовленный ученик текст Т. Янсон «В счастливой долине…» Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.– Одной пуговицы хватит!
 – Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…
 – Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре.
  Остальные слушают 
 
 
 
 
 Отвечают на вопросы | Фронтальная работа, игра | (П)Извлечение необходимой информации из текста   Умение находить изучаемую часть речи, обозначать её графически,; развивать внимание, зрительную, слуховую память  (Р)Уметь сравнивать с ожидаемым результатом   свои действия (К)Уметь сотрудничать в коллективе 
 | 
  |  6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 
 | 1.Раздает текст стихотворения А. Прокофьева «Берёза». (Приложение 1) Проговаривает задание к нему. (Списать, подчеркнуть имена прилагательные, обозначить род, падеж, число имен прилагательных.  (Приложение 4) 2.Определить роль имен прилагательных в тексте. Чтение стихотворения: Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь. Напоминает, что такое эпитет, олицетворение (слайд 6) | Работают в тетрадях, выполняют задания. Отвечают на вопрос: Какова роль имен прилагательных? 
 
 
 Вспоминают, что такое эпитет, олицетворение, роль в тексте-делают речь красочной, средство выразительности речи Делают вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, чаще всего в предложении являются определением | Индивидуальная самостоятельная работа, работа с текстом, наблюдение | (П)Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, делать вывод (Р)Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа (К)Уметь слушать, формулировать свой ответ | 
  |  7. Этап включения в систему знаний и повторения | Делает запись на доске: кластер Напоминает, что это такое (пучок, созвездие), дает задание составить кластер (Слайд7) | Составляют кластер в тетрадях, ответы учащихся, сравнивают  | Индивидуальная работа, мозговой штурм | (П)Умение логически рассуждать, делать выводы   (Р)Уметь осозновать усвоенный материал, качество и уровень усвоения (К)Умение слушать и понимать речь других. | 
  |  8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  | 1.Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Подведем итоги урока. Какая у нас была цель? Мы ее достигли?  2. Самооценка  - Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись листом самооценки. 3.Обобщает сказанное. 4. Благодарит за работу.   5.Чтение легенды   (Приложение 2) 6. Напутствие Учите русский годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом  7.Оценивает ответы. |  Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу | Индивидуальная работа,  |  (П)Строить логические рассуждения, делать выводы  (Р)Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.  (К)Умение строить речевое высказывание в устной форме;  
 
 | 
  |  9. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: 1. Составить сказку или кроссворд на тему «Имя прилагательное» 2. Упр. 655 | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю | фронтальная работа | 
 |