Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка учебной цели. | Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Начинается урок, Он пойдёт вам впрок. Постараемся всё понять Будем грамотно писать. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. (Слайд 1) А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Нашу часть речи знает весь свет. Раскрасит она всякий предмет, ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие? Правильно, это имя прилагательное. -А что вам известно об этой части речи? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь. Молодцы! Вы сами определили тему урока. А теперь, исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? (Слайд 2) | Приветствие учителя; сообщение ассистентов- консультантов о готовности класса к работе Ответы учащихся. Запись числа, классной работы, темы урока, формулирование цели урока | Фронтальная работа, словесный метод Фронтальная работа, наблюдение | (Р)Умение организовать свое рабочее место (П)Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. (Л)Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока (Р) Высказывать предположения на основе наблюдения (К) Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию |
3. Этап выявления места и причин затруднения | -Как образовалось слово «прилагательное»? Значение слова «прилагательное» в разных словарях (слайд 3) Отметьте в листах самооценки, что вы знали об имени прилагательном, а что для вас является новым | Учащиеся высказывают свое мнение. Затем класс делится на три группы. Задание по группам: 1 группа работает с «Новым толково-словообразовательным словарем русского языка» автор Т. Ф. Ефремова. 2 группа - с «Толковым словарем под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой». 3 группа – с «Современным толковым словарем» Сообщение 1 группы: имя прилагательное ср. Часть речи, включающая слова, обозначающие качество, свойство или принадлежность предметов и изменяющиеся по родам, падежам и числам (в лингвистике). Сообщение 2 группы: прилагательное -ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: части речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные, относительные прилагательные. Местоименные прилагательные. Сообщение 3 группы: прилагательное- часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Учащиеся работают в листах самооценки, отмечают что знакомо из изученного об имени прилагательном, а что узнали нового. | Групповая работа, поисковый метод, работа в группах | (П)Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; работа с научными понятиями. (Р)Применять метод информационного поиска (К)Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения и его реализации | 1.Даёт инструкцию: прочитать правило на стр. 85 работа в парах: ставит цель пересказать его напарнику и сформулировать свой вопросы по теме. 2. Игра “Когда это бывает?” Угадайте по признакам время года. Какие признаки помогли узнать время года? Голубые, синие Небо и ручьи В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. (Весна) Лес и поле в зелени Синяя река Белые, пушистые В небе облака. (Лето) Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. (Осень) Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки как рога. (Зима) (слайд 4) | Читают текст, пересказывают, размышляют над вопросами. Производят взаимопроверку в парах, делают вывод. | Работа в парах, поисковое чтение | (П)Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию (Р)Уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения (К)Умение строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из учебника |
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 1. Организует игру «Передай другому». Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная минутка). Используя прилагательные, охарактеризовать предметы: глаз…, книга…, роза…,…. В названии части речи – имя прилагательное – уже содержится подсказка: оно «прилагается» к каким-то словам. Эти слова – имена существительные, и прилагательные обозначают их признаки. Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине 8Муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы. (слайд5)
Признаки какого предмета обозначают в тексте имена прилагательные? С каких сторон охарактеризован с их помощью этот предмет? С какой частью речи согласуется прилагательное? | Игра, придумывают прилагательные, играя в мяч. . Читает подготовленный ученик текст Т. Янсон «В счастливой долине…» Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. – Одной пуговицы хватит! – Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или… – Можно обыкновенную брючную пуговицу, – сказал Юксаре. Остальные слушают Отвечают на вопросы | Фронтальная работа, игра | (П)Извлечение необходимой информации из текста Умение находить изучаемую часть речи, обозначать её графически,; развивать внимание, зрительную, слуховую память (Р)Уметь сравнивать с ожидаемым результатом свои действия (К)Уметь сотрудничать в коллективе |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | 1.Раздает текст стихотворения А. Прокофьева «Берёза». (Приложение 1) Проговаривает задание к нему. (Списать, подчеркнуть имена прилагательные, обозначить род, падеж, число имен прилагательных. (Приложение 4) 2.Определить роль имен прилагательных в тексте. Чтение стихотворения: Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь. Напоминает, что такое эпитет, олицетворение (слайд 6) | Работают в тетрадях, выполняют задания. Отвечают на вопрос: Какова роль имен прилагательных? Вспоминают, что такое эпитет, олицетворение, роль в тексте-делают речь красочной, средство выразительности речи Делают вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, чаще всего в предложении являются определением | Индивидуальная самостоятельная работа, работа с текстом, наблюдение | (П)Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, делать вывод (Р)Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа (К)Уметь слушать, формулировать свой ответ |
7. Этап включения в систему знаний и повторения | Делает запись на доске: кластер Напоминает, что это такое (пучок, созвездие), дает задание составить кластер (Слайд7) | Составляют кластер в тетрадях, ответы учащихся, сравнивают | Индивидуальная работа, мозговой штурм | (П)Умение логически рассуждать, делать выводы (Р)Уметь осозновать усвоенный материал, качество и уровень усвоения (К)Умение слушать и понимать речь других. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. -
| 1.Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Подведем итоги урока. Какая у нас была цель? Мы ее достигли? 2. Самооценка - Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись листом самооценки. 3.Обобщает сказанное. 4. Благодарит за работу. 5.Чтение легенды (Приложение 2) 6. Напутствие Учите русский годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом 7.Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу | Индивидуальная работа, | (П)Строить логические рассуждения, делать выводы (Р)Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. (К)Умение строить речевое высказывание в устной форме; |
9. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: 1. Составить сказку или кроссворд на тему «Имя прилагательное» 2. Упр. 655 | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю | фронтальная работа | |