Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»
Тема «Имя прилагательное как часть речи».
Цель: познакомить с ролью прилагательных в речи, закрепить умение находить прилагательные в тексте.
Задачи:
формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и инициативы;
коррекция и развитие связной устной речи учащихся на основе их полных ответов; коррекция и развитие связной письменной речи учащихся при работе над деформированным текстом; коррекция и развитие памяти посредством припоминания ранее изученных правил; коррекция и развитие мыслительной деятельности при объяснении смысла выражений.
воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-помощницы, записи на доске, учебник, карточки с деформированным текстом.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
2. Проверка домашнего задания.
- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю, как вы справились.
3. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
- Ребята, мы с вами знаем, что в русском языке есть часть речи, которая называется имя существительное и обозначает ... (предмет) Но называя предметы, например: дом, стол, окно, мы сразу же стараемся представить, какие эти предметы. Нас всюду сопровождают вопросы: какой? какая? какие? Отвечая на них, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет: дом какой? - большой, деревянный, пятиэтажный; погода какая? - солнечная, холодная, дождливая. Все эти слова как бы прилагаются к именам существительным для обозначения различных признаков, поэтому они и называются прилагательными. Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Мы познакомимся с ролью прилагательных в речи, будем подбирать прилагательные, подходящие по смыслу, устанавливать их связь с существительными.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 136, стр. 106 (разбор)
Работа у доски (по очереди).
Вывод. стр. 107.
5. Закрепление материала.
Физминутка для рук.
Упражнение «Магазин»
- Я диктую существительные, а вы должны записать прилагательные, обозначающие в каком магазине можно купить данный предмет.
Индивидуальная работа. (Кожухов В., Зенин Д. по карточкам)
Игра «Каждому свое место».
- Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный, здоровый – больной). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый, храбрый, мужественный.
Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.
- Я раздам вам карточки со словами, а вы магнитиками прикрепите слова противоположные по смыслу каждый свое слово в нужное место. Подумайте и поднимите руку, кто готов выйти к доске.
Сильный - слабый
Добрый - злой
Молодой - старый
Высокий - низкий
Широкий - узкий
Здоровый - больной
Сухой - мокрый
Радостный - грустный
Физминутка
Все подняли руки- раз!
На носках стоит весь класс,
На соседа посмотри.
Раз! – И вверх,
Два! – И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз- присели, два- поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
- Ребята, а о каком человеке так говорят?
Душа нараспашку (откровенный).
Всё в руках горит (ловкий, умелый).
Мухи не обидит (безобидный).
Не робкого десятка (смелый).
Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).
- Послушайте стихотворение С.Острового “Взаимность”. Подумайте, какие черты характера присущи главному герою стихотворения.
Если из гнезда упала птица – Мне не спится. Если где-то умер зверь в берлоге – Я в тревоге. Если раздавлю зерно невольно – Мне больно. Если ствол рванулся бесшабашно – Мне страшно. Им бы жить да жить на белом свете – Я в ответе. Я ведь тоже ими – как ни мерьте – Защищён от смерти.
Дети: Добрый, честный, справедливый, хороший.
- Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.
Человек с красивой душой не сорвёт синий василёк, послушает пение птиц, шорох листьев, порадуется красоте зелёного убора, не сломает ветку, не оставит мусор, не раздавит бабочку, а сбережёт окружающую красоту.
Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных :
Цвет: Белый,...
Вкус: Сладкий,...
Размер: Большой,...
Температура: Холодный,...
Качество характера: добрый,...
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием.
Работа по карточкам.
- Прилагательные обозначают признак предмета. А сейчас я проверю, умеете ли вы по признакам определить предмет.
(дети выполняют задание самостоятельно по карточкам)
Индивидуальная работа. (Кожухов В., Алифанов Б., Зенин Д.)
Холодная, ключевая, прозрачная –
Стройная, белоствольная, кудрявая –
Тёмный, дремучий –
Сладкое, сочное, румяное –
Быстрый, звонкий, говорливый –
Яркое, весеннее –
Чистое, голубое –
Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
6. Домашнее задание.
Упражнение 137, стр. 108. (разбор)
7. Итог урока.
-Над какой темой работали?
- Что такое прилагательное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
-Чем занимались на уроке?
-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?
- Какое настроение у вас в конце урока?
- Молодцы! Знаете вы какие? Вы внимательные, Сообразительные, активные, умные. И все эти слова – имена прилагательные.