Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Учитель начинает урок с проблемных вопросов: Что означает слово «личность»? Кого можно назвать выдающимися личностями? Учитель наводит детей на мысль о том, что человека оценивают по его делам и поступкам, которые он совершает ради Родины, близких и дорогих людей. К выдающимся личностям можно отнести тех людей, которые внесли свой вклад в разные области нашей жизни (науку, спорт, культуру и т.д.), оставляя все свое наследие потомкам. Таких людей можно назвать патриотами своей страны. Многие прославились великими открытиями, которые сейчас использует все человечество. Побеседуем – У каждого человека есть Родина. Это страна, в которой люди родились и выросли. Страна, в которой они живут и гражданами которой они являются Наша Родина – Республика Казахстан. Мы с вами – дети Казахстана. Будущее нашей Родины в ваших руках, ребята! – Как вы понимаете выражение «любить Родину»? – Как можно выразить эту любовь? Учитель на доске рисует круг, в круге записывает слова: «Любить Родину – это значит…», вокруг него записывает ответы детей. Например, …подвиги, научные открытия, шедевры в искусстве, литературе, лучшие достижения в спорте, работе, учебе и др. Беседа продолжается: – Скажите, кого мы называем героями страны? – Как вы думаете, почему герои Родины – это украшение родной земли? – Вспомните и расскажите о тех героях нашей страны, которые являются ее достоянием, гордостью. – Подумайте над выражением «любовь к Родине рождает героев». Что это значит? – Как вы считаете, кто может стать героем? Сообщение лексической темы раздела Минутка чистописания: работа с пословицей «Любовь к Родине героизм рождает» Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Работа над грамматической темой урока (К) Рассматривание иллюстрации. Чтение стихотворения С. Боровского. Детям предлагается определить часть речи, которая помогает в описании смелого воина – батыра. Далее ученики выписывают словосочетания – существительные с прилагательными. Подчеркиваются прилагательные. Ученики вспоминают, что ни знают о прилагательных. (П) Дети составляют «цепочки»: предмет – вопрос – признак предмета, используя слова для справок, обозначают окончания прилагательных. (К) Словарная работа. Батыр. (К) Чтение и анализ правила из учебника Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (Г) Задавая вопросы к каждому слову в столбике, дети находят «лишнее» слово. Составляют и записывают словосочетания с лишними словами (К, Г) Исследовательская деятельность Необходимо рассмотреть таблицу и с ее помощью рассказать о разнообразии лексических значений прилагательных. Привести свои примеры. Прилагательные могут иметь разные лексические значения (запах, вкус, цвет, возраст, форма, размер, качества, материал и т.д.) (Д, К) Динамическая пауза «Пограничник» Тропинки лесные. (Маршируют на месте) Пахучие травы. За темным оврагом Простор полевой. Вечерней порою (Останавливаются, прикладывают воображаемый бинокль к глазам, выполняют повороты) В дозор от заставы Идет пограничник (Вновь маршируют по кругу) Страны часовой. Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки. Мы шагаем ряд за рядом, Левой – раз, левой – раз, Хлопки в ладоши. Все захлопали в ладошки – Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! (К) Игра «Отгадай, что или кто это?» По признакам предмета нужно догадаться о ком или о чем идет речь. Бурый, мохнатый, косолапый (медведь). Слабый, косой, трусливый (заяц). Хитрая, рыжая, хищная (лиса). Верная, добрая, домашняя (собака). Резиновый, круглый, волейбольный (мяч). Красные, сочные, сладкие (помидоры). Дети делают вывод, что прилагательные уточняют существительные и являются в предложении второстепенными членами. (К) Чтение и анализ правила из учебника. В предложении имена прилагательные обычно бывают второстепенным членом предложения, который отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Работа над лексической и грамматическими темами урока (К) Чтение текста об Абылай хане – великом полководце в учебнике. Определение детьми типа текста. Списывание предложений с именами прилагательными. Подчеркивание прилагательных в предложениях. Уточнение учителем или детьми с высоким уровнем мотивации об Абылай хане – чтение или пересказ легенды из дополнительной литературы. Абылай остался сиротой в 13 лет, но считал для себя унизительным искать приют у знатных родственников. Он предпочел пасти коней у богатого казаха и за свои лохматые волосы получил прозвище Сабалак. Скоро все стали замечать, что он никогда не сидит на голой земле, никогда не ест из общей чашки, как бы ни был голоден, никогда ничего не просит. Вскоре он решил для себя, что стал достаточно взрослым для того, чтобы стать воином-уланом. В те годы шла война с джунгарами. На разных берегах с рассвета уже стояли два войска: джунгарское и казахское. Предстоял перед боем поединок – песня батыров. Из рядов джунгар выехал на коне исполинского роста рыцарь-нойен, весь закованный в латы. По всем признакам – князь. Он направил огромного черного коня своего, не ища брода, прямо в глубокую воду и застыл на середине реки. Среди казахских воинов возникло смятение. Один из батыров двинулся было навстречу гиганту-калмаку, но повернул коня назад, низко опустив голову. Второй также, натянув поводья, заставил своего коня попятиться назад. Третий тоже опустил свое приподнятое было копье… Остальные сотни джигитов только хмурились, слыша хохот джунгар. В эти долгие мгновенья из задних рядов казахов выехал улан, состригший лишь вчера свои локоны. Он смело двигался по реке прямо на нойена. Но непонятно почему он на ходу отбросил в сторону свое копье, щит, снял медный пояс с простенькой саблей в ножнах и утопил его в воде. Скинув с плеч кольчужку, он остался лишь в красной шелковой безрукавке, из которой торчали тонкие, но жилистые руки. Если бы каменные холмы могли смеяться, то они грохотали бы так, как сейчас веселились толпы джунгар. Казахи же только проклинали этого глупого выскочку и жалели, что еще вчера не погибли в бою, не узнав этого стыда. Между тем юноша безумно близко подвел свою почти тонущую лошадку к джунгарскому князю, и тот, забавляясь, принялся тыкать в него копьем, как в зайчонка. Юноша же, ловко уклоняясь, правил коня на глубину. Когда джунгарский батыр, наконец, решил убить дерзкого мальчишку, тот подтянул ноги на седло и мимо блеснувшего острия прыгнул прямо на нойона. Вцепившись в князя, как беркут в хомяка, он откинулся назад, увлекая вместе с собой и врага. Здесь и прояснился весь замысел хитроумного юноши. Закованный в железо, тяжелый князь в воде стал не опаснее горячего казана – главное, перетерпеть боль от ожога на пальцах. Дважды появлялась из воды бритая голова молодого казаха и ни разу – князя джунгар. Он под тяжестью железа утонул, бедняга…Из горла юноши, вынырнувшего в третий раз вместе с брызгами речной струи, вырвался и разлетелся повсюду клич: «Абылай!». И в этот же миг казахское войско с гортанным криком «Абылай! Абылай! Абылай!» –кинулось через реку на войско калмаков и смело его, как бурный разлив сносит сухой лес с песчаного брега.Так из любви к Родине пошел Абылай на смертный поединок, Родина за это назвала его героем, и сирота Сабалак вернул себе имя своего деда. Вопросы после прослушивания: – О чем повествует легенда? – Чем удивил и поразил вас Абылай? – Какие личные качества помогли юноше одолеть врага? – Какие чувства пробуждает в вас эта легенда? (И) Самостоятельное чтение сокращенного варианта легенды Выписывание выделенных предложений. Постановка вопросов к именам прилагательным. Определение роли прилагательных в предложении. (К, Г) Учитель использует личный опыт детей, переносит лексическую тему на организацию коммуникативных умений учащихся. – Хан Абылай был мудрым и справедливым правителем. Благодаря своему уму и мужеству он объединил три жуза казахского народа – Старший, Средний, Младший – в одно целое, единое государство. Он объединил и сплотил казахский народ. Он верил в свой народ. И понимал, что сила народа – в его единстве. Упражнение «Сила – в единстве» – Сейчас я произнесла очень важную фразу: «Сила народа – в его единстве». – Давайте задумаемся, что такое сила народа? А что такое единство народа? Я предлагаю вам разделиться на группы по 2-3 участника. Заведите левую руку за спину. Сейчас вы должны будете всей командой сложить кораблик (самолет). Выполнять это задание вы будете только правой рукой. Ваша главная задача, ребята, заключается в том, чтобы как можно быстрее и аккуратнее сложить кораблик (самолет). Дети складывают кораблик (самолет). Затем показывают результат своей работы. – Легко ли было изготовить кораблик (самолет)? – Скажите, может ли человек одной рукой быстро сложить кораблик (самолет)? – А почему вам все-таки удалось это сделать? Ответы детей. – Действительно, когда мы вместе, то мы – мощная и созидательная сила. Когда мы вместе, можем сделать то, что невозможно сделать человеку в одиночку. – Как вы считаете, что мы, наш класс, наша школа, наш народ можем сделать сообща? Ответы детей (К, Г, И) Творческая работа. Составление загадки по алгоритму Нахождение в загадке прилагательных. Алгоритм Загадай предмет, который надо разгадать. Вспомни основные признаки этого предмета, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Составь и запиши текст загадки. Работа в «Рабочей тетради» Оценка уровня усвоения навыка по теме |