kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя прилагательное как часть речи. Повторяем и изучаем новое.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Цели:

1. Познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных, научить применять имена прилагательные в речи; закрепить орфографические знания. Продолжить обучение комплексному анализу текста, расширяя представление о богатстве русского языка.

2. Прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных, помочь учащимся осознать эстетическую привлекательность использования имен прилагательных в своей речи, воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

3. Развивать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, продолжать развивать навыки комплексного анализа текста, совершенствовать умение находить связи между единицами уровней языка, умение грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, продолжить развитие интеллектуальных и общеучебных умений и навыков.

Оборудование: ноутбук, запись музыки П.И Чайковского «Времена года», толковый словарь, карточки с текстами.

Ход урока

  1. Организационный момент. Записываем число, классная работа.

  2. Мотивационный этап. Звучит мелодия П. И. Чайковского «Времена года» Зима, а на экране появляется Слайд № 1 с изображением зимнего пейзажа.

Учитель: Какое настроение создает эта мелодия? (грустное, спокойное, умиротворенное). Созвучно ли настроение мелодии краскам пейзажа? (да)

В чем сходство? (печальное звучание мелодии, неяркие тона картины).

А как мы сможем описать зимний пейзаж? ( белый снег, неяркие тона).

Учитель: Вот так картину зимы музыкант передает мелодией, художник красками, а мы создаем ее словами. А слова какой части речи помогают нам в передаче красок, настроений и описаний? (прилагательное).

Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи».

Слайд №2 Записываем тему в тетради.

Цель: Сегодня мы с вами повторим, что обозначает имя прилагательное, как оно изменяется, какую синтаксическую функцию выполняет в предложении и для чего служит в нашей речи.

  1. Знакомство с новой темой. Слайд № 3.

Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета.

Отвечает на вопрос «какой? чей?».

Изменяется по родам, падежам, числам.

Имеют полную и краткую форму.

В предложении бывают определениями ( полная форма) и сказуемыми (полная и краткая форма).

  • Чтение теоретического материала в учебнике.

Давайте подтвердим эти утверждения примерами.

Перед вами Слайд № 4. со стихотворением. Давайте посмотрим, как изменяется прилагательное по падежам. Выпишите в тетрадь словосочетание «зеленый лист» и определите падеж.

Но давайте вспомним, с какой частью речи согласуется прилагательное?

(Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.).

Это и поможет вам в работе.

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И. п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа. (Р. п.)

Ветер нес и нес его,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг к зеленому листу.(Д. п.)

Лапой хвать зеленый лист (В. п.)

Дескать, поиграем.

« Не хочу» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым ( Т. п.)

Над землей взметнулся снова

Но шалун листок упал….

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (П. п.)

Слайд № 5 с правильным ответом.

  1. Закрепление учебно-языковых умений и навыков.

А теперь вам задание сложнее.

Перед вами карточки. № 1. У каждого разный вариант. Определите род, число, падеж прилагательных.

Карточка № 1

№1

В древнем городе (м.р., ед.ч., П.п.)

Чайной розой (ж.р., ед.ч., Т.п.)

Белая ромашка (ж.р., ед.ч., И.п.)

По широкому полю ( ср.р., ед.ч., Д.п.)

На царском троне (м.р., ед.ч., П.п.)

Карточка № 1

№2

В хрустальной вазе (ж.р., ед.ч., П.п.)

Ароматным пирогом (м.р., ед.ч., Т.п.)

Грамотная речь (ж.р., ед.ч., И.п.)

Солнечным зайчиком (м.р., ед.ч., Т.п.)

У синего моря (ср.р., ед.ч., Р.п.)


  1. Физкультминутка.

  2. Работа с текстом.

Давайте теперь посмотрим, для чего служат прилагательные в речи.

Слайд № 6

«Поздняя осень»

…Над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела…

В.Г. Короленко

Какое настроение создает у вас текст?

Найдите слова, которые помогают «почувствовать» ПОЗДНЮЮ осень?

(Холодное, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая)

Объясните лексическое значение словосочетания «овдовевшая земля».

Работа с толковым словарем. ( Стать вдовцом или вдовой, т.е потерять кого-либо). Это слово дано в прямом значении? (Нет).

А в каком? (В переносном)

Какое значение оно принимает в тексте? ( Опустевшая, потерявшая красоту, зелень, листву)

Как называется этот троп? (эпитет).

Какие чувства передает автор с помощью этого эпитета? ( Ощущение потери).

Почему эпитет «холодная» повторяется несколько раз? (Чтобы усилить ощущения наступающей зимы)

Отражает ли заглавие «Поздняя осень» «настроение» текста? (да)

Объясните лексическое значение слова «поздняя». Работа со словарем.

(О частях дня, года: приближающийся к своему исходу, уже проходящий.)

Можно ли заменить это прилагательное в названии другим? (Нет, так как это повлечет за собой изменение всего текста)

Вот такой силой обладает прилагательное в речи. Оно дает точную и яркую характеристику предмету.

Итак, для чего служит прилагательное в тексте?

(Дает характеристику, передает чувства, эмоции)

Давайте представим, что будет с текстом, если мы уберем прилагательные?

Прочитайте текст без прилагательных. Слайд № 7

Что происходит с текстом? (он стал скучным, утратил эмоции)

А теперь попробуйте подобрать свои прилагательные к словам

Солнце, ветер, тучи, тона, земля.

Вставьте их в пропуски на карточках №2

…Над землей низко подымается уже ______________ солнце, бежит ______________ветер, несутся ___________тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля проступает из-под зелени чернотой, в небе господствуют _____________тона. И вот наступает день, когда на смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и она становится ____________, __________и _____________.
В.Г. Короленко

Прочитайте свои варианты.

Как изменился текст? (Текст изменяется, появляются новые краски.)

Это равноценно тому, что в музыкальное произведение добавили новые аккорды, а в немногоцветную картину – новые краски – появилось новое произведение. Теперь мы понимаем, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное. Какое это трудоёмкое, но вместе с тем интересное занятие.

Учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Вы видите, как богат наш русский язык, сколько существует слов только для названия признаков предмета.

  1. Работа у доски.

  • Упр. 315. К именам прилагательным подобрать антонимы. Составить и записать с ними словосочетания «прил +сущ», в одном из которых имя прилагательное имело бы прямое значение, в другом – переносное.

Образец: высокий – низкий; высокое дерево – высокий голос; низкий потолок – низкий звук.

  • Спишите предложение с доски. Определите синтаксическую функцию имен прилагательных.

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весеннии ручейки.

  1. Подведение итогов. Слайд № 8

- Что вы узнали об имени прилагательном?

- Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

- Расскажите о зависимости форм рода, числа и падежа имен прилагательных от форм имен существительных.

- Какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?


Закончить наш урок мне хочется вот таким стихотворением. Слайд № 9

Очень занимательное –

Имя прилагательное

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это!

Как без признаков предмета

Будешь спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Не скажем мы “прекрасное”

Не скажем “безобразное”?

Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При – ла – га – тель – ные.

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

  1. Рефлексия.

  • Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

  • Какие этапы вам наиболее понравились?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

  2. Оценки за урок. Слайд № 11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное как часть речи

Автор: Кремень Юлия Александровна

Дата: 01.11.2018

Номер свидетельства: 483163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Имя прилагательное  как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "105857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402918623"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства