Конспект открытого урока в 6 классе
«Повторение по теме «Имя прилагательное»
2 часа
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.
Задачи урока:
Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
Повторить навыки различных видов разбора.
Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока.
Слайд 1.
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните всё, что знаете, и мы начнём.
- А начнем мы…
ΙΙ. Литературная минутка. Сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан. И ведомо.
ΙΙΙ. Повторение по теме «Имя прилагательное»
- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи. Вы согласны? Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие на волшебном паровозике из Ромашково.
Слайд 2.
- Итак, в путь!
Слайд 3.
- Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном, отработка умений и навыков по их правописанию и употреблению в речи.
- Поэтому, сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретём билеты на паровозик.
Слайд 4.
- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
Слайд 5.
- Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)
- Давайте проверим, верен ли ваш ответ.
Слайд 6.
- А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа.
- Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.
Слайд 7.
- (самостоятельно) Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
Слайд 8.
Проверь себя!
Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса.
- Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объясните ее?
Слайд 9.
- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на паровозик, занимаем свои места и…
Слайд 10.
- Счастливого пути!
Слайд 11.
- Наше путешествие началось, и на пути первая станция «Разрядная». Стоянка 5 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время и выйдем на перрон.
Слайд 12.
- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания. (Слайды 13 – 15 - по гиперссылкам)
Слайд 16.
- Наш паровозик состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):
Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.
Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.
Третий вагон. Выпишите притяжательные имена прилагательные.
Слайд 17.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, аннинский, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Слайд 18.
Проверь себя!
1 вагон | 2 вагон | 3 вагон |
качественные | относительные | притяжательные |
высокий | кирпичный | дядин |
синий | деревянный | Егоров |
смелый | настольный | мамин |
низкий | золотой | заячий |
строгий | вчерашний | медвежья |
- Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!
Слайд 19.
- А вот и следующая станция.
Слайд 20.
- Но что это? Я вижу какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята?
- Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
Слайд 21.
- (устно) Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:
Сладкий - … - … .
Вежливый - … - … .
Интересный - … - … .
Строгий - … - … .
Сладкий - слаще - сладчайший.
Вежливый - вежливей - вежливейший.
Интересный - интереснее - интереснейший.
Строгий - строже - строжайший.
- Ну что, поехали дальше. Вот уже видны огни новой станции, название которой я что-то не могу прочесть.
Слайд 22.
Станция «Неизвестная»
- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)
- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
Слайд 23.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(один ученик работает у закрытой доски, остальные – с карточками в тетради)
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш..вый п..дарок; (не)пр..ятный разговор, (не)б..льшой, но милый; (пре)(не)пр..ятное известие; совсем (не)нас..ная погода.
Не хороший день, а плохой; далеко не дешёвый подарок; неприятный разговор, небольшой, но милый; пренеприятное известие; совсем ненастная погода.
(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)
- Да, согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.
Слайд 24.
- Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.
Словарная диктовка
(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)
Бледно-лиловый куст, синие-пресиние глаза, западноевропейские языки, трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино.
- Молодцы! Поехали дальше!
- Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!
Слайд 25.
- Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!
Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям станции «Энная». Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?
(Правило)
Слайд 26.
Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (самостоятельная работа с взаимопроверкой)
Песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, гусь, государство, глина, дерево, серебро, картина, телефон.
Слайд 27.
(Песчаный, оловянный, стеклянный, железный, шерстяной, ржаной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный).
- Ребята, а для остановки на следующей станции нам придётся вспомнить о членах предложения, и, конечно, о том, каким же из них может быть имя прилагательное. Так каким же?
Слайд 28.
Станция «Синтаксическая»
(работа у доски)
Н а зеленых листьях появились крупные капли, но высокая температура на улице совсем не снизилась4.(повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное)
,но .
- Да, ребята, наше путешествие близится к концу, но впереди еще несколько станций. Поэтому соберитесь, нас ждёт…
Слайд 29.
Станция «Морфологическая»
- У вас в тетради записано предложение, которое мы разбирали синтаксически. А теперь нам с вами предстоит другая работа – сделать морфологический разбор прилагательных. Но для начала давайте найдем их в тексте. (называют)
- А теперь – вновь задание по вагонам.
1-й – разбирает зелёных;
2-й – крупные;
3-й – высокая.
- Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.
Слайд 30.
- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая».
- Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени прилагательном.
- Теперь предлагаю выполнить задания небольшого теста. (выполняют)
Слайд 31.
- Все готовы? Тогда быстренько поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.
Слайд 32.
- Ребята, а как вы думаете, для чего мы провели этот тест? (отвечают)
- Поднимите руки, кто удовлетворён своими знаниями?
- А что же нужно сделать, чтобы их улучшить?
- Ну что, Митрофанушка, теперь-то ты знаешь, чем отличается имя существительное от имени прилагательного?
Митрофан. Теперь-то, я думаю, даже моя маменька бы все поняла. Спасибо вам, ребята. Пойду еще раз все повторю по учебнику!
Слайд 37
- Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! И сейчас мы его оценим.
ΙV. Подведение итогов, выставление отметок.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту
8