kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово в лексической системе языка. Систематизировать знания по равзделу лексика

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»

Тема: Имя прилагательное как часть речи



Цели и задачи:

  • повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;

  • развитие орфографической зоркости и навыков использования прилагательных в речи, монологического ответа, логического и аналитического мышления;

  • развитие творческих способностей учащихся, умений создавать доклады;

  • воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе.



Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

Вид урока: урок – семинар

Методы: частично – поисковый, исследовательский

Оборудование: 



Ход урока



Дар речи - великое счастье человека.

Любить свой  родной язык, хорошо знать его,

уметь пользоваться им во всем его богатстве –

это и обязанность и радость. 

Л. Успенский (Лев Васи́льевич Успе́нский русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик, журналист, военный корреспондент. Член Союза писателей СССР .



  1. Психологический настрой.

  2. Актуализация.

Тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами после проверки домашнего задания. 
Итак, вам было предложено сделать дома копии картины, но - картины - словесной, автором которой является Лев Успенский. Так как вы с текстом-подлинником не знакомы, я набросала «черно-белый эскиз». А вы должны были его самостоятельно «раскрасить», то есть дополнить текст изобразительными средствами, которыми вы овладели и которые здесь уместны. Материал исходный выглядел так (ксер.1)

(ксер.1)

Друзья! 
С детства и до старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают речь, узнают слова и выражения, постигают их связи. 
И чем бы в жизни не занимались, всюду вам необходимо знание языка, умение выражать мысли. Для формирования речи нужно постоянно увеличивать запас слов, обогащать ее пословицами и поговорками. Этому помогает чтение произведений, знакомство со словарями, чтение литературы о языке. 
Эти книги подскажут, как отличить слово от шелухи и научат любить слово...

  1. Реализация домашнего задания.

1. Выполненные домашние задания читаются и обсуждаются  (2-3 работы). 
2. Знакомство с авторским текстом (образец выразительного чтения) 


Юные друзья! 
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с живым языком. С детства люди впитывают родную речь, как живую воду, узнают новые и новые слова и выражения, постигают их смысловые связи. 
И чем бы вы во взрослой жизни не занимались, всюду вам необходимо глубокое знание родного языка, умение выражать точные, яркие, глубокие мысли. 
Для успешного формирования грамотной речи нужно постоянно увеличивать словарный запас, обогащать ее мудрыми пословицами и поговорками. Этому помогает вдумчивое чтение классических произведений, знакомство с толковым, фразеологическим, орфоэпическим словарями, чтение научной литературы о языке. 
Эти умные книги подскажут, как отличить настоящее слово от словесной шелухи. 
И научат любить великое Слово... 

  • Какими «красками» вы пользовались в создании словесной картины? 

  • О какой части речи мы будем сегодня говорить?



  1. Работа по теме урока. Работа в группах.



  1. Слово учителя.

Сегодня мы проведем с вами урок-семинар по теме «Имя прилагательное». Но урок буду вести не я, а вы сами. Исходя из анализов тестовых заданий по данной теме, группам были даны задания - подготовить доклады по темам: «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Степени сравнения» и «Правописание имен прилагательных».

Задача каждой группы: обобщить сведения по данным темам, доступно донести до учащихся.



  1. «Мозговой штурм»

  • Что обозначает имя прилагательное?

  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

  • Как изменяется имя прилагательное?

  • Какие признаки предмета обозначают прилагательные?



  1. Выступление групп.



1 группа - проект «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Степени сравнения».





Закрепить полученную информацию (запись в тетрадь)





2 группа – проект «Правописание имен прилагательных»

Закрепить полученную

информацию (запись в тетрадь)





  1. Применение. Формирование основных навыков и умений.



  1. Распределительный диктант.



Задание: распределите данные прилагательные по разрядам.



Качественные

Относительные

Притяжательные











Высокие горы, лисья нора, городской парк, серебряная посуда, летний отдых, честный человек, умный ученик, отцов пиджак, лисья шуба, золотое сердце, сестрин халат, медвежья берлога, ласковая дочка.



  1. Конструирование.



Задание: от качественных прилагательных образовать степени сравнения (работа в группах) Конверт с заданием)



Высокий – вышеменее высокий, высочайший, самый высокий

Честный – честнееболее честный, честнейший, честнее всех

Умный – умнееменее умный, умнейший, наиболее умный

Ласковая – ласковейменее ласковая, ласковейшая, ласковей всех

Молодцы,Справились хорошо.







Практическая работа (запись в тетради для практических работ).

3.Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ледя( н, нн )ая вода; лу ( н, нн ) ый свет; кругло (суточный); (не) интересный доклад; операцио( н, нн )ый блок; оси (н, нн )ый лист; (не) мягкий, а твердый карандаш; (не)навистный; ветря( н, нн )ая мельница; брат (ск, к) ий; казахско (русский) словарь; уз (ск, к) ий; совреме (н, нн)а; черномор (ск, к)ий; близ (ск, к)ий; вовсе (не) интересный фильм; немец (ск, к)ий; багрово (красный); научно (фантастический) журнал; велико (державный).

(Сейчас проведем тестирование на закрепление изученного материала.)

Тест по русскому языку. Имя прилагательное.


1 вариант

 1. Как изменяются имена прилагательные?

А) по родам, падежам, числам;

Б) по родам, падежам, числам и лицам;

В) по лицам, временам, числам;

 Г) по лицам и числам;

Д) по лицам, числам и родам.

 2. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.

А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;

Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;

В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;

Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;

Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.

 3. Какое прилагательное не имеет краткой формы?

А) плохой;

Б) хороший;

В) снежный;

Г) маленький;

Д) дорогой.

 4. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

А) снежный;

Б) хороший;

В) плохой;

Г) маленький;

Д) дорогой.

5. Выберите вариант без ь на конце:

А) спряч.., картеч.., проч..;

Б) печ.., мыш.., рож..;

В) знаеш.., поеш..те, сходиш..;

Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..;

Д) хорош.., могуч.., свеж…

6. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.

А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;

Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-;

В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;

Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;

Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.

7. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:

А) самый интересный;

 Б) острее;

В) наивысший;

Г) жарче;

Д) наиболее верный.

8. Определите, в каком варианте не пишется раздельно:

А) купили машину совсем (не)дорогую;

Б) (не)ожиданное известие;

В) (не)умолчны звуки весенней капели;

Г) далеко (не)удачный ответ;

Д) дороги сделались (не)проезжими.

9. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск-:

А) низ..ий домик.

 Б) близ..ое знакомство;

В) немец..ий город;

Г) дерз..ая эпиграмма;

Д) француз..ий язык;

10. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (пепельно)русый оттенок;

Б) (притворно)скромный взгляд;

В) (прекрасно)душное настроение;

Г) (юго)восточный регион;

Д) (культурно)историческое наследие.

















Тест по русскому языку. Имя прилагательное. 

2 вариант

1.На какие разряды делятся имена прилагательные?

А) вопросительные, относительные, повествовательные;

Б) возвратные, отрицательные, личные;

В) одушевлённые, неодушевлённые;

Г) определительные, собирательные, количественные;

Д) качественные, относительные, притяжательные;

2.Качественными называются прилагательные:

А) обозначающие признаки, свойства, качества предмета, которые могут проявляться в большей или меньшей степени;

Б) обозначающие признак предмета не прямо, а через отношение его к другому предмету;

В) обозначающие принадлежность предмета какому-либо лицу, животному;

Г) обозначающие действие предмета;

Д) обозначающие действие, добавочное по отношению к основному действию.

3.Укажите относительные прилагательные:

А) грубый, высокий;

Б) городской, детский;

В) удобный, белый;

Г) красный, глупый;

Д) заячий, медвежий

4.Укажите притяжательные прилагательные:

А) грустный, очередной

Б) медный, стеклянный

В) последний, полный

Г) дедов, кошачий

Д) изумрудный, новый

5. В каком сочетании НЕ пишется слитно с прилагательным?

А) вовсе (не) строгий

Б) (не) вежлив, а груб

В) далеко (не) удачный ответ

Г) ничуть (не) интересный

Д) совсем (не) интересная книга

6.Укажите прилагательное с –Е- в суффиксе:

А) камыш…вый

Б) песц…вый

В) плюш…вый

Г) свинц…вый

Д) еж…вый

7.Укажите прилагательные с –НН-:

А) кожа…ый, глиня…ый

Б) це…ый, оловя…ый

В) нефтя…ой, сви…ой

Г) песча…ый, льня…ой

Д) пчели…ый, льви…ый

8. Укажите прилагательное с суффиксом –к-:

А) январ…ий

Б) француз…ий

В) немец…ий

Г) сибир…ий

Д) гигант…ий

9. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) северо(западный)

Б) выпукло(вогнутые)

В) легко(растворимый)

Г) немецко(русский)

Д) светло(синий)

10. В каком варианте употреблена простая форма превосходной степени прилагательного?

А) Коробочка была очень бережливая хозяйка.

Б) Партизаны продвигались в непроглядной тьме.

В) Гостиную Собакевича украшали представительнейшие люди.

Г) Женщина осторожно переступила порог.

Д) История стала ещё интереснее.

Ответы

1 вариант 2 вариант

 1 А                 Д  

2 А                  А

3 В                  Б

4 А                  Г

5 Д                А

6 Б                Д

7 В                    Б

8 Г                  В

9 Д                В

10 В               В



(тетради сдать учителю)

Слово учителя. Хорошо, молодцы, с заданиями вы справились хорошо. Я думаю, что сейчас мы готовы к небольшому тесту, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно.










Задание на дом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Имя прилагательное

Автор: Чехонадских Юлия Сергеевна

Дата: 25.06.2020

Номер свидетельства: 554108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное» (открытый урок) "
    ["seo_title"] => string(88) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "149502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420213492"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "166657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422979740"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок обобщение по теме: « Имя прилагательное как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "192593"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427475149"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства