Цель: дать учащимся представление об имени числительном как части речи, о количественных и порядковых числительных, простых и составных числительных.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Опрос по домашнему заданию
Объявление темы и цели урока
1. Объяснение учителя
Именами числительными называют слова, которые обозначают количество, а также порядок предметов при счете.
Числительные, которые обозначают количество и отвечают на вопрос сколько?, называются количественными, например: один, два, пятнадцать, пятьдесят, сто.
Числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который?, называются порядковыми, например: первый дом в переулке, одиннадцатый месяц, пятидесятый год.
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Отгадайте загадки. Выпишите количественные и порядковые числительные в два столбика.
1) Два конца, два кольца — посредине гвоздик. (Ножницы) 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты) 3) Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) 4) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь) 5) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. (Плетень) 6) Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. (Перчатки) 7) Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло)
3. Объяснение учителя
Некоторые числительные обозначаются одним словом, например: пять, пятьдесят, другие — двумя или более словами, например: двадцать пять, триста пятьдесят семь.
Числительные, состоящие из одного слова,— простые числительные; состоящие из двух или более слов — составные числительные.
4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение. Запишите числительные в два столбика: в первый — простые, во второй — составные.
Сто, одиннадцать, семидесятый, один, триста пятьдесят седьмой, три, сорок, шестьдесят, две тысячи шестой, девятнадцатый, триста.
5. Объяснение учителя.
Имена числительные могут быть разными членами предложения. Например:
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Развитие умения отличать числительные от других частей речи.
Дополните каждый ряд словами.
Имя существительное
(кто? что?)
Двойник, ...
двойка, ...
Имя прилагательное
(какой?)
Двойной, семидневный, ...
Имя числительное
(сколько?
Два, …
какой?)
второй, ...
Глагол
(что сделать? что делать?)
Удвоить, ...
Слова для справок: три, трехместный, утроить, сотый, сто, столетний, пятак, пятиклассник, пятерня, пять, пятый, пятиэтажный.
Внимание! Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами.
2. Упражнение на разграничение простых и составных числительных.
Запишите словосочетания. Над простыми числительными надпишите пр., над составными — сост.
Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие — на приблизительное? На каком месте стоит имя числительное в первой группе словосочетаний? В каких стилях речи преимущественно употребляются названия точного количества?
Десять дней — дней десять — около десяти дней. Сто двадцать шагов — шагов сто двадцать. Пять тысяч — тысяч пять — около пяти тысяч. Шестьсот тонн — тонн шестьсот — около шестисот тонн. Два года — года два — около двух лет.
3. Упражнение на разграничение количественных и порядковых числительных.
Прослушайте сказку-загадку. Выпишите в первый столбик количественные числительные, во второй — порядковые, в третий — существительные, образованные от числительных.
Вышел Старик-Годовик в поле и стал выпускать из рукава птиц. Махнул он рукавом четыре раза и пустил двенадцать птиц, всякий раз по три. Полетели первые птицы — повеял мороз. Полетела вторая тройка — снег тает, лужок зацветает. Как третья тройка вспорхнула, стало жарко, а вылетела четвертая тройка — подул холодный ветер и пошли дожди. А птицы-то непростые, у каждой по четыре крыла, а в каждом крыле семь перьев.
4. Определение синтаксической роли имен числительных. Запишите предложения. Выделенные слова подчеркните как члены предложения.
1) Входят семь богатырей, семь румяных усачей. (А. Пушкин) 2) С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелчка лишился поп языка, а с третьего щелчка вышибло ум у старика. (А. Пушкин) 3) Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин) 4) Семь и четыре — одиннадцать.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 49—50. Упр. 574.