kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя числительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающая цель:

- сформировать представление о понятии числа, понятие об имени числительном;

- сформировать умения отличать имена числительные, характеризовать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительными;

-  расширить лексический запас учащихся;

-  отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая цель:          

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.     

 Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», раз­решая моральные противоречия на основе общече­ловеческих ценностей, важности образования.

 Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнитель­ные средства (справочная литература, словари).

 Познавательные: выполняют универсальные ло­гические действия (устанавливают аналогии и при­чинно-следственные связи, выстраивают логиче­скую цепь рассуждений, относят объекты к из­вестным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Урок русского языка в 6 классе

Учитель: Комарова Лариса Александровна

Класс: 6 класс

Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цели урока:

Обучающая цель:

- сформировать представление о понятии числа, понятие об имени числительном;

- сформировать умения отличать имена числительные, характеризовать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительными;

- расширить лексический запас учащихся;

- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая цель:

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», раз­решая моральные противоречия на основе общече­ловеческих ценностей, важности образования.

Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнитель­ные средства (справочная литература, словари).

Познавательные: выполняют универсальные ло­гические действия (устанавливают аналогии и при­чинно-следственные связи, выстраивают логиче­скую цепь рассуждений, относят объекты к из­вестным понятиям).

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Этап мотивации

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Ребята, выберите себе любой квадратик и пройдите на свои места.

Психологический настрой

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

На столах у каждого ученика тест "Типы и стили речи" (приложение 1)

Для выполнения задания отводится 3 мин. Выполнив задания обменяйтесь работами и проверьте их по эталону (на доске: 1-1, 2-3, 3-2, 4-1, 5-1. )

Результат внесите в маршрутный лист " +" все правильно, "- " если допущены ошибки (приложение 2)


Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели

цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.


Я задам вам несколько вопросов, постарайтесь ответить на них не используя чисел.

1.Ваня, сколько тебе лет?

2.Максим, назови свой домашний адрес.

3.Айк, в каком классе ты учишься?

Ребята, вы заметили, что мальчики не смогли ответить на вопросы. А почему?

Не называя чисел, ученикам было сложно было ответить на мои вопросы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числами. С их помощью мы узнаём время и дату. Набираем номер телефона , определяем стоимость нужного нам товара в магазине…

А теперь давайте ответим на заданные вопросы.

Мальчику двенадцать лет, он учится в шестом классе.

Слова двенадцать, в шестом, что обозначают?

О чём же будем мы сегодня говорить?

Что это за часть речи?

Что мы должны выяснить на уроке?

Запишем число и классная работа. Тема урока "Имя числительное"


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). Уметь анализировать услышанное, систематизировать знания полученные на уроках при изучении темы «Числительные».


Выход из проблемной ситуации

цель этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.


Приём "Фишбоун" (приложение 3)


2. Коллективная работа.

Приём "Инсерт" работа с теоретическим материалом с. 239-241

V-уже знал

+-узнал

- не знал

?- не понял


Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Физминутка

Видеоролик "Панда"

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Работа в группах

Сейчас вы сгруппируетесь по цвету выбранных вами квадратиков.

Группа1 - Задача (приложение 4)

Группа 2 - Историческая справка о числительных (приложение 5)

Группа 3 - Числительные - как отдельные часть речи (приложение 6)

Группа 4 - "Это интересно" (приложение 7)

Время отводится на выполнение 3 мин.

- Каждая группа по очереди готовит устное сообщение. И затем каждый оценивает свою работу в группе. Если хорошо работал "+", не работал "-"


Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Пятерка, тройка, утроить, вчетвером - это числительные?

Все ли слова обозначающие число могут относится к числительным?

Разобраться в это нам помогут следующие задания :Упр. 590 выполняем письменно. Два ученика у доски.

В этот момент Упр . 591 выполняют на карточках (Максим, Саша, Даниил, Алёна, Айк Соня) (приложение 8)

И затем каждый оценивает свою работу. Если верно "+", с ошибками "-"


Этап включения в систему знаний и повторения

цель этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Работа в парах. (приложение 9)

- В предложениях найдите числительные и сходные с ними слова, относящиеся к другим частям речи.

Купил десять яиц. Съел неполный десяток яиц. Вошел семнадцатилетний юноша. Город с трехмиллионным населением. В колоде игральных карт не оказалось шестерки и семерки треф.

(Десятьчислительное яиц - десятоксуществительное яиц.

)

И затем каждый оценивает свою работу. Если верно "+", с ошибками "-"

Мини- тест (приложение 10)

1-4; 2-4;3-3; 4-2; 5-1

И затем каждый оценивает свою работу. Если верно "+", с ошибками "-"


Познавательные УУД

1.Выстраивать последовательность действий.

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

(Чем отличается числительное от других частей речи).

- Где можно применить новые знания?

- Оценим себя. Встаньте, у кого все "+" по заданиям, вы получаете 5 за урок. Теперь у кого один " -" , вы получаете 4, у кого больше "- " получают удовлетворительную отметку.

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось….

Было интересно…

Я выполняла…

Меня удивило…

Я поняла, что… Теперь я могу…

Гёте сказал «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать».

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Домашнее задание.

Наш урок подошел к концу. На дом вы получаете дифференцированное домашнее задание. Спасибо за урок.

(приложение 11)



Приложение 1

Вопрос № 1 Укажите тип речи текста:
"Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".

1.Описание 2.Повествование 3.Рассуждение

Вопрос № 2. Укажите стиль речи текста:
"Внимание! Желающие отправиться на экскурсию в Петербург должны собраться в кабинете директора 5 сентября в 14 часов".

1.Художественный 2.Научный 3.Деловой

Вопрос № 3. Определите тип речи:
"Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно". (И. Бунин)

1.Описание 2. Повествование 3. Рассуждение

Вопрос № 4. Вставьте вместо точек нужный термин:
"... - часть текста, которая начинается с красной строки".

1.Абзац 2.Описание 3.Тема

Вопрос № 5. Укажите тип речи текста:
"В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга".

1.Рассуждение 2.Повествование 3..Описание





Приложение 2

Маршрутный лист


Задания

+ / -

1

Тест


2

Работа в группах


3

Самостоятельная работа (упр. 590 или упр. 591)


4

Работа в парах


5

Тест



Приложение 3

Числительное

Отвлечённое число

Самостоятельная

Собирательные

часть речи

Количественные

Количество

 Сколько?

Порядок

Порядковые


Который?


Грамматические признаки:


Изменение по падежам


Изменение по родам


Изменение по числам


Синтаксическая роль:


Сказуемое


Дополнение


Подлежащее



Приложение 4

Группа 1

Задание. Определите количество имён числительных, встречающихся в задаче из книги В. Арнольда «Задачи для детей от 5 до 15 лет».

У Маши не хватало для покупки букваря семи копеек, а у Миши – одной копейки. Они сложились, чтобы купить один букварь на двоих , но денег всё равно не хватило. Сколько стоил букварь?

  1. 5

  2. 6

  3. 3

  4. 4



Приложение 5

Историческая справка


История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.

В давние времена существовало сочетание «подай пясть», то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово «пять» связано с существовавшим ранее словом «пясть» («рука») и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти.    Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. «Один», «два», «три», «четыре» – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. «Пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.
Слово «тысяча» для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово «тьма». В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова «легион» (сто тысяч) и «леодр» (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – «ворон» (вечная птица), сто миллионов – «колода» (гроб).

Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно. С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.




Приложение 6

Сообщение из истории имени числительного.

Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком“тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.


Приложение 7

Группа 4

Прочитайте и перескажите текст. Имейте в виду, что в некоторых абзацах знаки препинания не расставлены.

У многих древних народов семь считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трех и четырех. Три человека отец мать и ребенок составляют основу жизни а четыре это число стран света и направлений ветра откуда приходит дождь живительная влага которого делает землю плодоносящей.
Греческий философ и математик Пифагор тоже придавал особое значение числу семь. Треугольник и четырехугольник, которые в сумме дают семь, считались математиками античности проявлением законченности и совершенства.
И древние евреи почитали число семь. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». Об этом свободном дне в Десяти заповедях Моисеевых сказано: «Посему благословил Господь день субботний и освятил его». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
С давних пор число семь имело разнообразное символическое использование. Так, древние греки ежегодно выбирали семь лучших трагических и комических актеров. Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признаются семь смертных грехов и семь таинств…...
Этот список использования числа семь у самых разных народов мира можно продолжать до бесконечности.

(По энциклопедии «Что есть что»)


Приложение 8

Упражнение 591

Количественные числительные

Порядковые числительные




Приложение 9

Работа в парах.

- В предложениях найдите числительные и сходные с ними слова, относящиеся к другим частям речи.

Купил десять яиц. Съел неполный десяток яиц. Вошел семнадцатилетний юноша. Город с трехмиллионным населением. В колоде игральных карт не оказалось шестерки и семерки треф.


Приложение 10

Тест. Имя числительное (6 класс)

Вопрос № 1 Какое утверждение является неверным?

1. Имя числительное — это самостоятельная часть речи.

2. Числительное один изменяется по родам и падежам.

3. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

4. Количественные числительные в предложении могут быть только подлежащими.


Вопрос № 2 Что обозначает имя числительное?

  1. предмет

  2. признак предмета

  3. действие

  4. количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте

Вопрос № 3 На какие вопросы отвечают имена числительные?

  1. кто? что?

  2. какой? чей?

  3. сколько? какой?

  4. что делать? что сделать?


Вопрос № 4  Имена числительные, отвечающие на вопросы: который? какой?

  1. Количественные

  2. Порядковые

  3. Собирательные


Вопрос № 5  Имена числительные, отвечающие на вопросы: сколько?

  1. Количественные

  2. Порядковые

  3. Собирательные


Приложение 11


1 ряд Карточка №1.

Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова.

  1. Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой.

  2. Сто, сотня, сотенный, сотый.

  3. Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный.

2 ряд Карточка №2.

Задание: придумайте предложения с числительными: три, пять, семь, сто, двенадцать, первый, шестой.

3 ряд Карточка №3.

Задание: Подберите 6-7 примеров названий художественных произведений, в которых есть имена прилагательные. ( Можно использовать ресурсы Интернета)


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя числительное

Автор: Комарова Лариса Александровна

Дата: 30.03.2018

Номер свидетельства: 464303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка на тему:" Имя числительное как часть речи"."
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemuimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "316855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460189291"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тема: Имя числительное как часть речи."
    ["seo_title"] => string(37) "tiemaimiachislitielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "267754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450453151"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока русского языка в 4 классе " Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokarusskoghoiazykav4klassieimiachislitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "274433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452401079"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Открытый урок по русскому языку на тему "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "313778"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459533137"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Что такое имя числительное "
    ["seo_title"] => string(32) "chto-takoie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "102629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства