образовательные– формировать умение распознавать имена числительные в речи, отличать их от других частей речи, определять разряды числительных, различать количественные и порядковые числительные
развивающие– развивать умение применять знания на практике, развивать грамотную устную и письменную речь студентов, развивать умение правильно употреблять числительные в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных, развивать познавательные интересы, познавательную активность.
воспитательные – способствовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах, воспитывать внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, выполнение практических заданий, игр
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
Наглядность: презентация, дидактический материал, раздаточный материал с заданиями, тестовые задания
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности студентов к уроку.
II. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)
Выписать интересные факты из книги рекордов Гиннеса (казахстанские рекорды).
III. Сообщение темы и целей урока.
Какое сегодня число? (двенадцатое февраля)
Какой месяц по счету? (второй)
Какой год по счету? (2018)
Назовите номер вашей группы. (9-16)
Сколько в нашей подгруппе студентов? (двенадцать)
Сколько уроков бывает у вас каждый день? (шесть)
Сколько минут продолжается урок? (сорок пять)
Какие слова вы использовали в своих ответах?
Что вы можете о них сказать? Это имена числительные.
- Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.
IV. Изучение нового материала.
1. - Перед вами на столе лежат слова. Ваша задача – разложить эти слова по конвертам в зависимости от того, к какой части речи они принадлежат. Прочитайте надписи на конвертах. А если встретите слова, которые не подойдут ни к одной из частей речи, указанных на конверте – оставьте на столе. Проверим, что у вас получилось.
Группа №1 зачитывает слова, которые они положили в конверт «Имя существительное» (товар, продукция, продавец, прейскурант, бизнес, деньги, маркировка, ассортимент, рынок, реклама, менеджер, потребитель, покупатель, товарооборот). Докажите, что эти слова являются существительными.
Группа №2 зачитывает слова, которые они положили в конверт «Имя прилагательное» (профессиональная, товарный, рекламный, качественный, платежеспособный, торговый, потребительская, предпринимательская, тактичный, вежливый, грамотный, внимательный, сдержанный, доброжелательный ) Докажите, что эти слова являются прилагательными.
Группа №3 зачитывает слова, которые положили в конверт «Глагол». (продавать, приобретать, считать, оценить, требовать, употреблять, выбирать, экономить, производить, предлагать, удовлетворять, изучать, обслуживать, оплатить, покупать). Дайте характеристику глаголу.
Какие же слова у нас остались?
Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, двести сорок пятое, двенадцатый, семьдесят, первый.
Подумайте, что называют эти слова? (Числа)
Что при помощи чисел можно сделать? (посчитать количество предметов, определить порядок при счете).
С первых лет жизни мы постоянно обращаемся к числам. Просыпаясь, мы обычно вспоминаем какое сегодня число, в котором часу надо отправляться в колледж или на работу, вечером мы хотим знать, когда будут показывать по телевизору нашу любимую передачу… Числа окружают нас повсюду. Числа нужны нам ежедневно и даже ежечасно. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Согласитесь, что мы часто задаем вопросы, на которые легко могут ответить цифры.
Например, сколько нужно употреблять детенышу кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Еще бы! С помощью цифр мы можем узнать сколько детей родилось в нашем городе за определенный срок, кто победил в олимпиаде и какое количество баллов он при этом набрал и многое другое.
2. Какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим слово «число» ? Составление студентами ассоциативного ряда со словом «число». (дата рождения, время, номер дома, квартиры, телефона, номер автобуса, машины, карты, счет в банке, ресторане, супермаркете, вес, цена, пищевая ценность товара, стоимость билета на поезд, самолет, количество людей, проживающих в городе, стране, мире, счет в спортивной игре и т.д.)
3) Имя числительное ( с латинскогоnumerousозначает число, в казахском языке - сан есім) – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? который?
В русском языке есть количественные (есептік сан есімдер) (один, два, пять), порядковые(реттік сан есімдер) (первый, второй, пятый)и собирательные (жинақтау сан есімдер) (двое детей, трое друзей, пятеро щенят) числительные.
Количественные числительныеопределяют количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
Числительные один, одна, одно согласуются с существительным в роде,числе и падеже.
Числительное два относится к существительным мужского и среднего рода.Числительное две относится к существительным женского рода. Остальные числительные не изменяются по родам: три аппарата, три открытия, три карты, два аппарата, два открытия, две карты.
В числительных 5 - 20, 30 мягкий знак (ь) пишется в конце числительного, вчислительных 50 - 80 и 500 - 900 мягкий знак (ь) пишется в середине.
Числительные могут быть:
А) простыми, состоящими из одного слова: 2 - два, 7- семь, 100 - сто;
Б) сложными, состоящими из двух корней: 50 - пятьдесят, 200 - двести, 900 - девятьсот;
В) составными, состоящими из нескольких отдельных числительных: 2202 - две тысячи двести два.
V. Закрепление изученного .
Практическая работа.
Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.
Задание 1. В данных пословицах и поговорках найдите имена числительные.
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Сожми пять пальцев – будет кулак.
Шесть дней трудись – на седьмой веселись.
Пришла осень – на дню погод восемь.
Один пашет, семеро руками машут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Задание 2. Спишите, заменяя цифры словами.
Лучше (1) раз увидеть, чем (100) раз услышать.
За (2) зайцами погонишься – ни (1) не поймаешь.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны (3) года, чтобы научиться лени – только (3) дня.
Задание 3. Выберите правильный вариант и запишите предложения.
У (оба, обе) подруг день рождения первого мая. Они (обе, оба) будут праздновать его с одноклассниками.
К ним (оба, обе) придут друзья. (Обе, оба) именинницам будет приятно получить поздравления и подарки.
Задание 4. От количественных числительных 5,2,9,10,8,20,17,4,7,19 образуйте порядковые числительные.
Задание 5. Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные, назовите три простых и три составных числительных.
Число 37 обладает одним замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9, 12, 15, 18 и т.д. ,то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444, 555, 666 и т.д.
Задание 6. Запишите словами данные ниже числа.
37, 465, 111, 17, 1941, 1355, 40, 68, 90, 50.
Задание 7. Употребите существительные со следующими числительными.
Ваша профессия «Продавец продовольственных товаров». В чем заключается ваша работа? Какими профессиональными качествами должен обладать продавец?
1)Найдите в стихотворении имена числительные.
Продавец – молодец!
Он товары продает –
молоко, сметану, мед.
А другой – морковь, томаты,
выбор у него богатый!
Третий продает сапожки,
туфельки и босоножки.
А четвертый – стол и шкаф,
стулья, вешалки для шляп.
Продавцы товары знают,
даром время не теряют.
Все, что просим продадут.
Это их привычный труд!
Есть профессии, которые никогда не устаревают. К таким профессиям относится профессия продавца. Благодаря труду продавцов мы имеем возможность приобретать любые товары, в которых нуждаемся: продукты, одежду, электротовары, технику и т.д.
Большую часть времени продавец находится на людях. Поэтому умение сохранять ровное настроение в любой ситуации, сдержанность, такт, грамотная и вежливая речь, доброжелательная улыбка, внимательность при расчетах и получении товара от поставщика, наблюдательность, терпеливость, хорошо развитые коммуникативные способности – вот те качества, которыми должен обладать продавец.
Давайте проверим, обладаете ли вы этими качествами?
2) Употребление числительных в речи. Составление студентами диалога между продавцом и покупателем с употреблением имен числительных.
Задание 9. Игра «Кто больше?»
Вспомните как можно больше произведений, в названии которых встречаются имена числительные.
«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В. Каверина, «Пять недель на воздушном шаре», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж. Верна и т.д.
Задание 10. Составление синквейна по теме урока.
1. Числительные
2. Сложные, важные
3. Склонять, считать, использовать
4. В речи нужно внимательно употреблять числительные
5. Трудно!
VI. Подведение итогов урока.
-Что такое имя числительное?
-На какие вопросы отвечает числительное?
-О каких разрядах имен числительных мы сегодня узнали?
-На какой вопрос отвечают количественные числительные?
-На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
-Какими по строению могут быть числительные?
-Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?
-Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным и культурным человеком?
VII. Прочитайте ребусы.
1. Вскоре 7я о5 сядет за100л , блистающий чи100тою.
2. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
VIII. Выполнение тестовых работ
IX. Домашнее задание: написать эссе на тему (на выбор): «В стране чисел» или «Мое любимое число».
Составить прогноз погоды на завтра.
Преподаватель: Тунгишева К.С.
Тест (приложение)
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. В каких предложениях из произведений С.Маршака употреблены количественные числительные?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
в) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
3. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Ключи: 1- б; 2 – б, г; 3 – б.
Группа
2-17
Дата
17.02
«Утверждаю»
Зам. директора по учебной работе:
________________ Нургали К.Ж.
Предмет: Русский язык
Тема: Имя числительное.
Цель: формировать понятие об имени числительном
Задачи:
образовательные– формировать умение распознавать имена числительные в речи, отличать их от других частей речи, определять разряды числительных, различать количественные и порядковые числительные
развивающие– развивать умение применять знания на практике, развивать грамотную устную и письменную речь студентов, развивать умение правильно употреблять числительные в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных, развивать познавательные интересы, познавательную активность.
воспитательные – способствовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах, воспитывать внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, сосредоточенность, внимательность.
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод урока: частично-поисковый, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, выполнение практических заданий, игр
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
Наглядность: презентация, дидактический материал, раздаточный материал с заданиями, тестовые задания
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности студентов к уроку.
II. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)
Выписать интересные факты из книги рекордов Гиннеса (казахстанские рекорды).
III. Сообщение темы и целей урока.
Какое сегодня число? (семнадцатое февраля)
Какой месяц по счету? (второй)
Какой год по счету? (2018)
Назовите номер вашей группы. (2-17)
Сколько в нашей подгруппе студентов? (двенадцать)
Сколько уроков бывает у вас каждый день? (шесть)
Сколько минут продолжается урок? (сорок пять)
Какие слова вы использовали в своих ответах?
Что вы можете о них сказать? Это имена числительные.
- Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.
IV. Актуализация ранее изученных знаний.
1)- Перед вами на столе лежат слова. Ваша задача – разложить эти слова по конвертам в зависимости от того, к какой части речи они принадлежат. Прочитайте надписи на конвертах. А если встретите слова, которые не подойдут ни к одной из частей речи, указанных на конверте – оставьте на столе. Проверим, что у вас получилось.
Группа №1 зачитывает слова, которые они положили в конверт «Имя существительное» (электромонтер, кабель, провод, связь, радиоэлементы, кинескоп, фильтр, напряжение, ток, электрод, электрон, компоненты, конденсатор, транзистор, сеть, радиоэлектроника). Докажите, что эти слова являются существительными.
Группа №2 зачитывает слова, которые они положили в конверт «Имя прилагательное» (ответственный, аккуратный, востребованный, грамотный, медный, низкочастотные, высокочастотные, керамические, фарфоровые, кварцевые, полосатые, бумажные, телекоммуникационные ). Докажите, что эти слова являются прилагательными.
Группа №3 зачитывает слова, которые положили в конверт «Глагол» (измерять, вычислять, рассчитать, уметь, производить, фильтровать, видоизменять, припаять, ускорить, усилить, устранить). Дайте характеристику глаголу.
Какие же слова у нас остались?
Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, двести сорок пятое, двенадцатый, семьдесят, первый.
Подумайте, что называют эти слова? (Числа)
Что при помощи чисел можно сделать? (посчитать количество предметов, определить порядок при счете).
С первых лет жизни мы постоянно обращаемся к числам. Просыпаясь, мы обычно вспоминаем какое сегодня число, в котором часу надо отправляться в колледж или на работу, вечером мы хотим знать, когда будут показывать по телевизору нашу любимую передачу… Числа окружают нас повсюду. Числа нужны нам ежедневно и даже ежечасно. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то задание, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Согласитесь, что мы часто задаем вопросы, на которые легко могут ответить цифры.
Например, сколько нужно употреблять детенышу кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Еще бы! С помощью цифр мы можем узнать сколько детей родилось в нашем городе за определенный срок, кто победил в олимпиаде и какое количество баллов он при этом набрал и многое другое.
2) Какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим слово «число» ? Составление студентами ассоциативного ряда (кластера) со словом «число». (дата рождения, время, номер дома, квартиры, телефона, номер автобуса, машины, карты, счет в банке, ресторане, супермаркете, вес, цена, пищевая ценность товара, стоимость билета на поезд, самолет, количество людей, проживающих в городе, стране, мире, счет в спортивной игре и т.д.)
V.Изучение нового материала.
3) Имя числительное ( с латинскогоnumerousозначает число, в казахском языке -сан есім) – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? который?
В русском языке есть количественные(есептік сан есімдер) (один, два, пять), порядковые(реттік сан есімдер) (первый, второй, пятый)и собирательные (жинақтау сан есімдер) (двое детей, трое друзей, пятеро щенят) числительные.
Количественные числительныеопределяют количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
Числительные один, одна, одно согласуются с существительным в роде,числе и падеже.
Числительное два относится к существительным мужского и среднего рода.Числительное две относится к существительным женского рода. Остальные числительные не изменяются по родам: три аппарата, три открытия, три карты, два аппарата, два открытия, две карты.
В числительных 5 - 20, 30 мягкий знак (ь) пишется в конце числительного, вчислительных 50 - 80 и 500 - 900 мягкий знак (ь) пишется в середине.
Числительные могут быть:
А) простыми, состоящими из одного слова: 2 - два, 7- семь, 100 - сто;
Б) сложными, состоящими из двух корней: 50 - пятьдесят, 200 - двести, 900 - девятьсот;
В) составными, состоящими из нескольких отдельных числительных: 2202 - две тысячи двести два.
VI. Закрепление изученного.
Практическая работа.
Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых употребляются имена числительные.
Задание 1. В данных пословицах и поговорках найдите имена числительные.
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Сожми пять пальцев – будет кулак.
Шесть дней трудись – на седьмой веселись.
Пришла осень – на дню погод восемь.
Один пашет, семеро руками машут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Задание 2. Спишите , заменяя цифры словами.
Лучше (1) раз увидеть, чем (100) раз услышать.
За (2) зайцами погонишься – ни (1) не поймаешь.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны (3) года, чтобы научиться лени – только (3) дня.
Задание 3. Выберите правильный вариант и запишите предложения.
У (оба, обе) подруг день рождения первого мая. Они (обе, оба) будут праздновать его с одноклассниками.
К ним (оба, обе) придут друзья. (Обе, оба) именинницам будет приятно получить поздравления и подарки.
Задание 4. Запишите словами данные ниже числа.
37, 465, 111, 17, 1941, 1355, 40, 68, 90, 50.
Задание 5. Продолжите числовой ряд, запишите несколько числительных, образуйте от них порядковые числительные, назовите три простых и три составных числительных.
Число 37 обладает одним замечательным свойством: если его умножить на 3, 6, 9, 12, 15, 18 и т.д. ,то получится любопытный ряд чисел: 111, 222, 333, 444, 555, 666 и т.д.
Задание 6. Употребите существительные со следующими числительными.
Расчеты нужны и в транспорте, и в связи, и в производстве, и в науке, и в искусстве. Не могу припомнить ни одной сферы человеческой деятельности, где не нужно было бы считать.
Ваша профессия «Электромонтер по телекоммуникационным сетям и системам». В чем заключается ваша работа? Какими профессиональными качествами должен обладать электромонтер? Как вы думаете, в вашей профессии нужны числительные?
Электромонтер занимается монтажом, ремонтом и техническим обслуживанием систем электроснабжения, электрооборудования, электродвигателей, осветительных и силовых электросетей, электросвязи, проводного вещания, систем кондиционирования, вентилирования, трансформаторных подстанций и т.д. Электромонтер должен обладать знаниями основ электроники, электротехники, устройства электроприборов, электродвигателей, трансформаторов, электросетей. А также обладать такими качествами как внимательность, аккуратность, осторожность, дисциплинированность. Электромонтер производит измерения и электрические расчеты, а именно, он должен уметь измерить площадь помещения, рассчитать длину кабеля, рассчитать нагрузку на электрическую цепь. Его работа ответственна, потому что в случае ошибки может произойти замыкание, пожар. Работая в напряженной ситуации, электромонтер должен уметь быстро находить и устранять неисправности, сохраняя при этом хладнокровие и ясность мыслей.
Электромонтер оказывает профессиональные услуги населению, т.е. работает с людьми. Поэтому умение сохранять ровное настроение в любой ситуации, сдержанность, такт, грамотная и вежливая речь, доброжелательная улыбка, внимательность при расчетах и получении товара от поставщика, наблюдательность, терпеливость, хорошо развитые коммуникативные способности – вот те качества, которыми должен обладать хороший специалист.
Обладаете ли вы этими качествами?
Давайте проверим, умеете ли вы употреблять числительные в речи?
Составление диалога между элетромонтером и клиентом-заказчиком с использованием числительных.
8. Игра «Кто больше?»
Вспомните как можно больше произведений, в названии которых встречаются имена числительные.
«Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В. Каверина, «Пять недель на воздушном шаре», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж. Верна и т.д.
9. Составление синквейна по теме урока.
1. Числительные
2. Сложные, важные
3. Склонять, считать, использовать
4. В речи нужно внимательно употреблять числительные
5. Трудно!
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия. Блиц-опрос.
-Что такое имя числительное?
-На какие вопросы отвечает числительное?
-О каких разрядах имен числительных мы сегодня узнали?
-На какой вопрос отвечают количественные числительные?
-На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
-Какими по строению могут быть числительные?
-Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?
-Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным и культурным человеком?
Прочитайте ребусы.
1. Вскоре 7я о5 сядет за100л , блистающий чи100тою.
2. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
VIII. Выполнение тестовых работ
IX. Домашнее задание: написать эссе на тему (на выбор): «В стране чисел» или «Мое любимое число».
Составить прогноз погоды на завтра.
Преподаватель: Тунгишева К.С.
Тест (приложение)
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. В каких предложениях из произведений С.Маршака употреблены количественные числительные?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
в) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
3. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.