Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе
Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе
Содержание урока соответствует программе и задачам урока. На уроке используется наглядный материал: карточки, тесты, картины-фотографии, мультимедийная презентация «Имя существительное как часть речи». Урок составлен с использованием краеведческого материала. Весь материал нагляден, доступен и интересен. Урок способствует формированию лингвистических знаний, умениюприменять знания на практике. У учащихся формируются и закрепляются на уроке умения находить имена существительные в тексте. Материал урока способствует развитию творческих сил и способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе »
План-конспект урока по учебнику «Русский язык.6 класс». Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов.
Тема: «Имя существительное» (Технологическая карта изучения темы)
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование: доска, таблица, иллюстрации, карточки с заданиями, тесты, толковый словарь.
Тема
Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель
1 Обучающая: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи).
2. Развивающая: способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся, развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге.
3.Воспитывающая: содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Воспитание любви к родному краю.
Планируемый результат
Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Учебник « Русский язык» 1 часть. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Тема: «Имя существительное как часть речи»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Методы обучения и приемы работы
-Фронтальный опрос.
-Работа с учебником, доской.
-Самопроверка.
-Взаимопроверка.
-Контроль учителя.
-Работа со словарем.
-Работа с дидактическим материалом.
-Работа с тестами.
-Работа с иллюстрациями.
Технология проведения
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Универсальные учебные действия ученика
1 этап. Организационная часть
Цель:
активизация учащихся.
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. Кто меня видит, хлопните 1 раз, кто меня слышит-2 раза, кто видит и слышит – 3. Очень хорошо. Садитесь, пожалуйста.
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
2 этап. Проверка домашнего задания.
Цель: актуализация знаний учащихся.
Ребята, какое домашнее задание у вас было?
Ученики отвечают, что им было задано вспомнить тему «Собственные и нарицательные имена существительные» и написать в тетради с объяснением топонимы Базарного Сызгана.
Л:мотивация, смыслообразование;
П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:инициативность и самостоятельность.
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
3 этап.
Формулирование темы и целей урока.
Ребята, посмотрите на слова, с которыми вы работали дома. Какой бы вы сделали вывод? Вы не случайно выполняли такое домашнее задание. Все слова, которые вы назвали, являются одной частью речи. Какой? (дети отвечают) Подумайте, какова тема сегодняшнего урока? Давайте ее вместе сформулируем. Вы совершенно правы. Эта тема для вас новая? Что вы можете сказать об имени существительном? (Начинаем с определения.)( Тема урока «Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе»)
А теперь подумаем, какова цель нашего урока?
(Вспомнить все, что знаем об имени существительном из 5 класса).
-Ребята, кто даст определение имени существительному?
-Как вы думаете, зачем мы проводим урок повторения, обобщения перед изучением в 6 классе темы «Имя существительное»?
(Это поможет нам подготовиться к изучению темы «Имя существительное» в 6 классе)
Называют часть речи – имя существительное.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетрадях. Пытаются вспомнить все, что знают об имени существительном как части речи.
Фиксируют возникшее затруднение . Повторяют и проговаривают
правило.
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4 этап. Подготовка к основному этапу.
Словарно-орфографическая работа.
Цель : вспомнить значение слов Родина, Отчизна, их правописание.
Мы сегодня поработаем со словами Родина и Отчизна.
-Что они обозначают?
-Где можно уточнить их значения? (в словарях, в интернете, спросить у учителя и т.д.) Попросим девочек найти значение этих слов в словаре. А пока они работают, мы с вами подумаем и скажем значение этих слов своими словами, как вы понимаете. Ведь эти слова не являются для вас новыми.
(Работают обе аудитории)
Послушаем девочек. Называете словарь, автора и зачитываете лексическое значение слова.
Сделаем вывод: чем являются эти слова по лексическому значению. (Синонимами) Здесь можно сказать о словаре синонимов и найти для подтверждения эти слова.
- Почему мы пишем слово родина иногда с большой буквы, а иногда – с маленькой?
( Проблемная ситуация)
Говорят значение слов
Называют словарь Ожегова.
Работают со словарем синонимов и словарем Ожегова.
Записывают слова в тетрадь.
Объясняют, что слово Родина пишется с большой буквы в том случае, если это слово обозначает нашу страну. С маленькой – наша малая родина.
П: формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;
Р: контроль
К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
5 этап. Основной этап. Обобщение знаний и способов действий.
-Прочитайте внимательно существительные и найдите лишнее слово.
-ЗДАНИЕ.
- Как вы думаете, зачем я его вам продиктовала?
- Чтобы мы повторили и эту орфограмму. В словах здание, здоровье, здесь пишется буква з.
Проверьте диктант.
Поменяйтесь тетрадями и карандашиком проверьте работу соседа. 0-1 ошибка «5»,-2 – «4», 3-4 – «3». Больше –«2»
Поднимите руки, кто поставил «5», «2»
Оценка в журнал будет поставлена после проверки диктанта учителем.
Поменяйтесь тетрадями.
Рассказывают правило «Правописание непроизносимых согласных»
Записывают слова в 3 столбика – 1, 2, 3 склонение.
Самопроверка
Взаимопроверка.
П: анализ, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Р: планирование, прогнозирование;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
6 этап. Закрепление знаний и способов действий. (Индивидуальная работа).
Физкультминутка
Работа с таблицей (с133). Повторение падежных окончаний имен существительных.
Работа с текстом. (Дидактический материал. Текст составлен с использованием краеведческого материала). Задание: найти имена существительные, вставить окончания, указать род, склонение, падеж. Сделать морфологический разбор подчеркнутых слов
( работают 3 группы).
Работа с таблицей.
Работа с карточками.
Находят имена существительные, указывают род, склонение, падеж. Выполняют морфологический разбор.
К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
7 этап. Творческая работа: составление мини-сочинения в группах по фотографиям п. Базарный Сызган с использованием слов Родина, Отчизна. Определение синтаксической роли существительных
(Групповая работа)
Написать мини-сочинение по фотографиям-картинам.
Фотографии на слайдах.
- Что вы видите на фотографиях-картинах?
- Какое настроение вызывают фотографии?
- Что узнаете на них?
- Какое задание вы сформулировали бы к этим фотографиям сами?
- Я хочу включить музыку Петра Чайковского «Времена года». Как вы думаете, зачем?
; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
8 этап. Контроль и самопроверка знаний.
Работа с тестом.
Цель: проверить знания учащихся по данной теме.
Организует фиксацию знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- С какой целью мы выполняли данное задание?
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Проверяют, исправляют ошибки.
П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;
Р: контроль, коррекция;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
9 этап. Подведение итогов. Рефлексия деятельности
Цель – подвести итог проделанной на уроке работе.
Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
Итог:
- Что вы сегодня повторили на уроке?
-Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли вы своей работой?
Рефлексия:
Место ученика на уроке (рефлексия - было ли тебе интересно на уроке, почему?)
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.
Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
10этап. Домашнее задание.
Домашнее задание у вас будет по выбору:
1.Упр 247, параграф 44
2.Напишите письмо другу, знакомому, родственнику из другого населенного пункта о нашем поселке, используя имена существительные и т.д.
1.Базарный Сызган – «вода между гор», (сущ собственное)
2. Река Сызганка – в татарском языке «сыза» - это овраг, балка,в которую стекает талая вода, «ган» - канал, русло. Отсюда Сызганка – овражное русло (река-нариц, Сызганка – собств)
3.Троянский родник – свое название получил по фамилии барина, жившего рядом с ним (собств).
4.Улица Старая Пильня – на этой улице был деревообрабатывающий завод. Сейчас это улица Пушкинская. Но старожилы до сих пор называют ее Старая Пильня (улица – нариц, Старая Пильня –собств)
5.Красный мост –сделан из добротной красной сосны (собств).
6.Савинковский мост – получил свое название от фамилии жителя, чей дом стоял рядом с мостом (собств)
7.Фабрика Щербакова – выходцы из крестьян , первыми открыли «мойку шерсти» (фабрика – нариц, Щербакова – собств)
8.Мокрая гора - Здесь, по рассказам старожилов в давние времена, провожая мужей, сыновей и отцов на войну, плакали женщины. И земля стала мокрой от женских слез (собств)
9.Село Вороновка – название произошло от слова вор. Около села места глухие. На обозы нападали грабители (село – нариц, Вороновка – собств)
9.Село Красная Сосна – крестьяне возили товар на базар. По пути отдыхали около сосны с красно-коричневой корой. Между собой они называли это место «Красной сосной». Товар до места не довозили, обменивались у сосны. Так сначала появился базар, а потом село (село – нариц, Красная Сосна – собст)
2. Словарно-орфографическая работа (этап 4).
Родина – 1. Отечество, родная страна.
2 .Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь (Отчизна, Русь, Россия, Отечество)
Отчизна – Отечество, родина.
3.Словарный диктант (этап 5).
Правило: Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.
Задание: найти имена существительные, указать род, склонение, падеж, вставить пропущенные буквы.
Моя родина – Базарный Сызган. Это небольшой, но очень кр..сивый поселок. Он славится памятником истории – храмом Дмитрия Солунского, который находится в центр… поселка.
К Дмитриевской церкв… примыкает бывшая ярмарочная площадь. На этой площад… когда-то продавали товар… Это место стало центром экономической жизн… села.
Я очень люблю свой поселок и горжусь им.
5.Творческое задание. Работа с фотографиями-картинами (этап 7).
Задание: Написать мини-сочинение по фотографиям-картинам, указать, какими членами предложения являются имена существительные.
6. Работа с тестами (этап 8).
Тестовые задания с выбором ответа.
1. К 1 склонению относятся слова:
А) м.р., ср.р., с окончаниями о, е, нулевым
Б) ж.р., с нулевым окончанием и ь на конце
В) ж.р., м.р. с окончаниями а, я
2. От дорог… Какой выбор?
А) 1 скл., Д.п., окончание И
Б) 1 скл., Р.п. окончание И
В) 3 скл., Р.п. окончание Е
3. Место. Слово какого склонения?
А) 3 скл.
Б) 1 скл.
В) 2 скл.
4. К сирен…Какой выбор?
А) 3 скл., Р.п., окончание И
Б) 2 скл., Д.п., окончание И
В) 3 скл., Д.п., окончание И
5. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего?