Интегрированный урок по теме "Имя существительное - часть речи удивительная"
Интегрированный урок по теме "Имя существительное - часть речи удивительная"
Тема: Имя существительное – часть речи удивительная.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал об имени существительном;
развивать логическое мышление, творческие способности, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать устную и письменную речь учащихся и их орфографические навыки;
способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка.
Задачи:
Обучающие: закрепление знаний об имени существительном, морфологических признаков и синтаксической роли посредством выполнения письменных заданий.
Развивающие: развитие воображения, мышления, орфографической зоркости, творческих способностей учащихся в приобретении знаний; обогащение словарного запаса.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку и художественной литературе; развивать умение работать в коллективе; формировать такие личностные качества, как ответственность и коммуникабельность.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Имя существительное - часть речи удивительная"»
КГУ «Качарская средняя школа №1»
Имя существительное –
часть речи удивительная
(5 класс)
Подготовила Гальцева В.А.,
учитель русского языка и литературы.
Домашний адрес: Костанайская область,
п. г. т. Качар
2016 год
Тема: Имя существительное – часть речи удивительная.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал об имени существительном;
развивать логическое мышление, творческие способности, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать устную и письменную речь учащихся и их орфографические навыки;
способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка.
Задачи:
Обучающие: закрепление знаний об имени существительном, морфологических признаков и синтаксической роли посредством выполнения письменных заданий.
Развивающие: развитие воображения, мышления, орфографической зоркости, творческих способностей учащихся в приобретении знаний; обогащение словарного запаса.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку и художественной литературе; развивать умение работать в коллективе; формировать такие личностные качества, как ответственность и коммуникабельность.
Здравствуйте! Сегодня на улице светит яркое солнце. Нам тепло и уютно в классе. Надеюсь, день для нас будет хорошим.
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми лицами - смайликами).
- Я рада, что у вас хорошее настроение, рада видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом.
- Я приглашаю вас совершить путешествие в страну знаний. Эпиграфом к уроку будут слова Абая.
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч сердец.
Абай.
- Согласны ли вы с мыслями Абая?
- Каким, вы хотите, чтоб был наш урок? (Урок, не похожий на все)
- Подберите к слову необычный синонимы. (Удивительный, превосходный)
- В путешествие отправляются «Знатоки», девизом которых являются слова: «Науки и знания – наше призвание». Также в страну знаний отправляются « Грамотеи», девизом которых являются слова: «Люби науки – не будет скуки». В каждой группе есть исследователи, писатели, лингвисты - теоретики, искусствоведы, которые работают со словарями, и спикеры – руководители групп.
Оценивать вы будете себя самостоятельно с помощью листа самооценки. Я желаю вам сегодня как можно выше подняться по ступенькам знаний. Вашим путеводителем будет технологическая карта.
Девиз урока: Повторяем то, что знаем.
Вспоминаем, что забыли.
II. Актуализация знаний.
- Что за раздел науки о языке, куда мы отправляемся за знаниями? (Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)
- На какие группы делятся части речи? ( Самостоятельные, служебные, междометия.)
Стадия вызова
- Отгадайте загадку.
«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов».
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи идёт речь?
- Молодцы. Конечно, это имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков, вспомним самые трудные орфограммы по этой теме.
Итак, тема урока «Имя существительное – часть речи удивительная».
- Что вы должны знать? Сформулируйте цель урока с учётом того, что с данным материалом мы уже знакомы. ( Должны знать, какая часть речи называется именем существительным, морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного в предложении.)
- Что должны уметь? (Уметь находить существительное в предложении, определять морфологические признаки, синтаксическую роль и объяснять условия выбора орфограмм в существительном.)
- Чем же удивительна часть речи существительное? Попробуем ответить на проблемный вопрос, выполнив задание.
1. Орфографическая разминка
- Образуйте от глаголов существительные.
- Образуйте от прилагательных
существительные.
Трудиться - …
Добрый - …
Лениться - …
Смелый - …
Плавать - …
Бесстрашный - …
Просить - …
Высокий - …
- Какое существительное лишнее и почему?
- Как пишутся существительные: труд, просьба, бесстрашие?
- Какое существительное лишнее и почему? ( Высокий.)
2. Из данных слов составьте предложения. (Работа в группе.)
Кормить, лень, портит, а, труд.
Труд, перетрут, терпенье, и, всё.
Почёт, и, труд, рядом, живут.
III. Работа по теме урока.
1. «Мозговой штурм».
1. Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет). 2.Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Имя существительное может обозначать не только предмет, но и признак, как предмет ( желтизна, белизна), действие, как предмет (бег, ходьба), явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
3. Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?)
4. А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
5. Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
6. Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
7. Что вы знаете о роде имён существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
8. Как изменяются имена существительные?
9. Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?
(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов.
Например: журнал – журналы).
10. Как может изменяться имя существительное?
(Имя существительное может изменяться по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам - значит просклонять или изменить окончание по вопросу). 11. Что мы ещё не сказали о существительном? (Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е . Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).
12. Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи?
13. Для чего, по вашему мнению, надо изучать имена существительные?
(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).
3. «Знатоки». Запишите 5 - 6 существительных, которые употребляются только в ед. ч. Они называют предметы, которые можно купить в магазине и подать к завтраку.
«Грамотеи». Запишите 5 - 6 существительных, которые употребляются только во мн. ч. Они называют инструменты, имеющие только форму мн.ч.
- Чем удивительно имя существительное?
Вывод: Существительное может называть признак как предмет, действие как предмет и т. д.
Бывают существительные общего рода, существительные, употребляющиеся только в ед.ч. и только во мн.ч.
Учитель. С помощью существительных можно нарисовать картину. Вот послушайте стихотворение А. А. Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
- Какую картину вы представили?
- Какое существительное можно исключить и по какому признаку?
( Соловей – одушевлённое существительное)
4. Отправляемся дальше на «Остров умных и умелых». «Знатоки» и «Грамотеи» готовили свои проекты об имени существительном
- Исследователи, вам слово. Каким вы представляете имя существительное?
Вывод: Молодцы! Ваша жизнь началась с любви, с памяти о том, что дорого.
- Какие это существительные?
- С большой или маленькой буквы вы напишете слово рентген?
- Что обозначает это слово? (Просвечивание рентгеновскими лучами для установления диагноза. Учёный Вильгельм Конрад Рентген получил Нобелевскую премию за это изобретение.)
7. Физминутка.
8. «Остров любознательных».
- Вспомните пословицы о роли знаний.
Диктант по памяти.
Незнание – полбеды, нежелание знать – вот истинное несчастье.
Книга для ума, что тёплый дождик для всходов. Учиться никогда не поздно. Ученье – путь к уменью. Век живи – век учись. Повторенье – мать ученья. У врача лечись, а у умного учись. Повторенье – мать ученья.
- Синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения может быть существительное?
- Морфологический разбор существительного путь.
Вывод: Назовите постоянные и непостоянные признаки существительного.
9. «Остров быстрых, смелых, ловких».
Словарная работа.
- По лексическому значению отгадайте слово и запишите его.
1. Как называют человека, который всё знает? (Всезнайка)
Искусствовед «Знатоков» прочитает текст упр. 759.
2. Как называют человека, который не стремится к знаниям? (Невежда)
Искусствовед прочитает по словарю лексическое значение слова невежда.
3. Человек, который любит книги? ( Книголюб)
4. Человек, радующийся жизни? ( Жизнелюб)
5. Любящий полежать? ( Лежебока)
6. Кто такой невежа?
- Какие слова вы записали?
- К какому роду они относятся?
- Составьте предложение с любым из данных слов.
«Грамотеи» читают текст упр. 450
10. Определите род имён существительных.
Мозоль, вуаль, тюль, лебедь, шампунь, рояль.
11. «Остров книголюбов».
- Вспомните пролог к поэме «Руслан и Людмила»
– Каких частей речи больше? Посчитайте.
Существительные – … Прилагательные - … Глагол - …
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
- Что достигается, благодаря существительному? ( Сказочная картина.)
- Что такое лукоморье? ( Морской залив.)
- Вспомните сказку А. С. Пушкина, в которой действие происходит на берегу морского залива. ( « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
- Какого рода существительное лебедь у А.С. Пушкина?
( В 19 в. эта прекрасная птица не имела устойчивого рода, а сейчас принято считать слово лебедь м.р.)
- Вспомните названия сказок А. С. Пушкина. Собственные это имена существительные или нарицательные?
В каком падеже стоят существительные?
Вывод: Какая часть речи называется существительным? Что нового узнали об имени существительном?
12. «Остров исключительной грамотности».
- Можете ли вы сказать, какая орфограмма зависит от рода и склонения?