kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение и обобщение материала по разделу «Имя существительное» «Имя существительное - часть речи удивительная».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование урока составлялось в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок в условиях реализации ФГОС строился на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося.

Собственный опыт педагогической деятельности позволяет мне утверждать, что системно-деятельностный подход эффективнее традиционного, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса.

Урок русского языка по теме по теме «Имя существительное» проведён мной в соответствии с тематическим планированием.

Цель данного урока:

Закрепить имеющиеся знания обучающихся об имени существительном; продолжать формировать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся по теме «Имя существительное».На уроке прослеживаются следующие этапы:

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

V. Применение знаний и умений.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Принципы обучения на данном уроке я использовала такие: наглядность обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности.

Применяла на уроке методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый, проблемный.

Характер познавательной деятельностина уроке следующий: репродуктивный, поисковый, творческий.

Формы работы с учащимися я использовала разные, такие как: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.

Приемы создания проблемных ситуаций: подводила школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения; побуждала учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставила конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и давала исследовательские задания по тексту.

Морально-психологическому аспекту было уделено достаточное внимание. В ходе урока создавала ситуацию для формирования мотивации успешности в форме принятия любого ответа (каждый имеет право на свою точку зрения).

Урок планировался как адаптивный для всех. Пыталась учитывать индивидуальные особенности класса, поэтому использовала ТСО для более яркого представления материалов.

Большое внимание уделяю здоровьесбережению, поэтому на уроке (как и на других) использовала физкультурную минутку.

Я считаю, что результатом проведённого урока можно считать то, что учащиеся смогли применять изученные правила по теме «Имя существительное», выделять основные грамматические признаки имени существительного, проводить морфологический разбор имени существительного, определять синтаксическую роль имени существительного, применять орфографические правила при написании имён существительных, использовать имена существительные в речи, преобразовывать информацию, анализировать,  сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому обучающему на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение материала по разделу «Имя существительное» «Имя существительное - часть речи удивительная». »

Тема: Урок систематизации и обобщения знаний и умений по русскому языку. Повторение и обобщение материала по разделу «Имя существительное»

«Имя существительное - часть речи удивительная».


5 класс

Цель:

  1. Закрепить имеющиеся знания обучающихся об имени существительном; продолжать формировать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение знаний об основных грамматических признаках имени существительного, формировать  навык соотнесения грамматических признаков с планом морфологического разбора.

  2. Расширить имеющиеся знания об имени существительном.

  3. Продолжать формировать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся.

  4. Работать над обогащением словарного запаса обучающихся. 

Формируемые УУД:

Познавательные:

  1. знать морфологические признаки имён существительных;

  2. пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи;

  3. уметь извлекать нужную информацию, самостоятельно её находить и создавать способ решения проблемы поискового характера.

Регулятивные:

  1. уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  2. уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  1. уметь правильно выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

1.понимать личный вклад в работу;

2.понимать значимость приобретённых знаний и умений.

Этапы урока:

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

V. Применение знаний и умений.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Принципы обучения:

  1. Наглядность.

  2. Научность.

  3. Систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков.

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Исследовательский.

  3. Поисковый.

  4. Проблемный.

Характер познавательной деятельности:

  1. Репродуктивный.

  2. Поисковый.

  3. Творческий.

Формы работы:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Практическая.

  4. Творческая.

Приемы создания проблемных ситуаций:

1.Побудить школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

2. Задавать конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

3. Давать исследовательские задания по теме.

Морально-психологический аспект:

  1. Позитивный.

  2. Благоприятные условия для речевых ситуаций.

  3. Раскованность.

  4. Активность

Оборудование:

  1. Учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Бабайцева В.В Чеснокова Л.Д. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Рабочий лист.

  3. Алгоритм ответа.

  4. Карточки оценивания.

ТСО:

  1. Компьютер.

  2. Презентация по теме «Имя существительное - часть речи удивительная».

  3. Проектор.

  4. Экран

  5. Диск с записью презентации и музыкой для физкультпаузы.

Планируемый результат:

Обучающиеся смогут:

  1. Отличать имя существительное от других частей речи.

  2. Выделять основные грамматические признаки имени существительного, проводить морфологический разбор имени существительного, определять синтаксическую роль имени существительного.

  3. Применять орфографические правила при написании имён существительных.

  4. Использовать имена существительные в речи.

  5. Преобразовывать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Ход урока

Учитель

Ученики

I. Организационный момент.1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок русского языка. Я желаю вам успехов на уроке, получение и закрепление информации и творчества. Вперёд, к знаниям! И как всегда мы начнём с оформления рабочих листов. Записываем дату.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация. 9 мин

-По какой теме мы работали на последних уроках русского языка? (Имя существительное).

- В каких разделах языкознания изучается имя существительное?

(Морфология) Работа со словарём (на парте) стр.358

-Вспомним теорию об имени существительном.

Эвристическая беседа (повторение теоретического материала по разделу).

Лингвистические слухи. «ДА», «НЕТ»

– Имя существительное – самостоятельная часть речи. ДА

– Имя существительное служит для связи слов в предложении. НЕТ

– Имя существительное изменяется по лицам. ДА

– Имена существительные КЕНГУРУ, КАШНЕ склоняются. НЕТ

– Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам. ДА

– Имена существительные ВРЕМЯ, ПЛЕМЯ разносклоняемые. ДА

– Имена существительные НЕПОСЕДА, ПЛАКСА, ЗАЗНАЙКА женского рода. НЕТ

– В слове ГРУЗЧИК пишется суффикс -ЧИК. ДА


-Итак, вы получили много знаний по какой теме? Вы изучили теорию об имени существительном.


-Какова будет цель сегодняшнего урока?






-Какая же тема сегодняшнего урока?


-Я предлагаю добавить: часть речи удивительная.

-Как вы считаете, почему удивительная?













Оформление рабочих листов: запись темы урока.


- По какому плану мы будем повторять?







III.Актуализация знаний. 5 мин.

-Вы справились со всеми предложенными вопросами. Итак, мы определили тему урока, поставили цель и наметили план. Вы предложили правильный маршрут, и теперь мы можем смело идти вперёд. Нас ждёт много испытаний.


- Что называется именем существительным?

- Какие лексические значения имеют?

-Начинаем выполнять задания на рабочем листе.

-Продолжи строки в Задании №1.

Задание №1

Допиши 1 пример.

1) названия людей; (пилот, тракторист)

2) названия предметов. (тетрадь, велосипед)

3) названия признаков; (радость, синева)

4) названия действий. (стрельба, бег)

5) названия животных; (собака, корова)

6) названия веществ. (малахит, молоко)


Проверка


IV. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин

- Продолжаем закреплять изученный материал по теме «Имя существительное».


Задание №2 Морфологическая путаница

Привести в порядок морфологический разбор имени существительного:


I. Непостоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.

Постоянные признаки: падеж, число.

II. Синтаксическая роль.

III. Часть речи. Вопрос.

Начальная форма.


Алгоритм ответа:

  1. Мне было предложено задание – привести в порядок морфологический разбор имени существительного.

  2. Я познакомился с планом и привёл в порядок план морфологического разбора имени существительного.

  3. Например:


Физкультминутка (презентация).


V. Применение знаний и умений. 10 мин

-Работу продолжаем.


Задание №3 Работа с предложениями. Написание суффиксов и окончаний имён существительных.



  1. Прочитай предложения.

  2. Вставь пропущенные буквы. В какой морфеме пропущены буквы? Вспомни правила написания.

  3. Выдели орфограмму.

В Великую Отечественную войну Урал был кузницей страны. Много в годы Великой Отечественной войны потрудились сталевары, сцеп…ики, обход…ики, свар…ики заводов Тагила.

Через овраж…к перекинут мост…к.

Герасим толкнул дверь плеч…м и ввалился в дом со своей нош…й.


Алгоритм ответа:

  1. Мне было предложено задание – прочитать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.

  2. Я прочитал предложения, вставил пропущенные буквы в суффиксах и окончаниях имён существительных.

  3. Например:


сцеп…ики -

обход…ики -

свар…ики -

овраж…к -

мост…к –

плеч…м -

нош…й -

- Есть ли в предложениях имена собственные? Подчеркните их. Что вы знаете о написании имён собственных?


Задание №4 Морфологический разбор имени существительного и синтаксический разбор предложения. (Задание №2) 8 мин.

  • Выполни синтаксический разбор предложения.

  • Выполни морфологический разбор выделенного имени существительного.


Герасим толкнул дверь плечОм и ввалился в дом со своей ношЕй.


Дверь –


Задание №5

  • Прочитай текст.

  • Исправь ошибки. 4 мин

  • Что ты знаешь об именах существительных, в которых допущены ошибки

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.


Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты

без кашна и без пальты.


VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 2 мин

- Всё ли мы повторили по теме «Имя существительное»?


-С какими орфограммами мы сегодня работали?


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание двух уровней:

1 уровень: составить кроссворд по теме: «Имя существительное» или

2 уровень: сочинить сказку об Имени существительном.  


VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-По какой теме мы работали?

-Какова была цель урока?

-Со всеми пунктами плана мы работали?

-Сделайте вывод о том, что вы знаете об имени существительном.

-Справились с поставленной целью?

План.

План.

  1. Морфологические признаки имени существительного.

  2. Орфограммы в именах существительных.

  3. Синтаксическая роль.

  4. Роль в речи.

-А теперь этап оценивания. Перед вами таблица оценивания, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.


Учащиеся оформляют записи в рабочих листах.









Имя существительное.


Морфология - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.




















Имя существительное.




Повторить и обобщить материал по теме

«Имя существительное – (часть речи удивительная)».

Развить умения применять на практике полученные знания.



«Имя существительное – часть речи удивительная»


 Это самая частотная часть речи.

Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор, синонимов делают нашу речь образной и выразительной.

Существительное действительно удивительная часть речи.

С именем существительным мы сталкиваемся в первые дни своей жизни.  Каждому из нас при рождении дали имя. А ведь имя – это тоже имя существительное.



План.

  1. Морфологические признаки имени существительного.

  2. Орфограммы в именах существительных.

  3. Синтаксическая роль.

  4. Роль в речи.












Ответы учеников







Допиши 1 пример.

1) названия людей: (пилот, тракторист)

2) названия предметов: (тетрадь, велосипед)

3) названия признаков: (радость, синева)

4) названия действий: (стрельба, бег)

5) названия животных: (собака, корова)

6) названия веществ: (малахит, молоко)
















I. Часть речи. Вопрос.

Начальная форма.

II. Непостоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.

Постоянные признаки: падеж, число.

III. Синтаксическая роль.


























В Великую Отечественную войну Урал был кузницей страны. Много в годы Великой Отечественной войны потрудились сталевары, сцепЩики, обходЧики, сварЩики заводов Тагила.


Через овражЕк перекинут мостИк.

Герасим толкнул дверь плечОм и ввалился в дом со своей ношЕй.



















Великую Отечественную войну, Урал, Тагила, Герасим.























Как-то рано поутру

С другом сели мы в метро.

И поехали в метро

Фильм смотреть о кенгуру.


Вот сидим мы с ним в кино

Без пальто и без кашне…

А вернее – я и ты

без кашне и без пальто.













Домашнее задание выбирают сами учащиеся.









Повторить и обобщить материал по теме

«Имя существительное – (часть речи удивительная)».

Развить умения применять на практике полученные знания.



ФИ




Хочу узнать или повторить

Утверждение

+

+/-

-


1. Я знаю морфологические признаки имени существительного.




2.Я знаю, как пишутся суффиксы имён существительных.




3. Я знаю, каким членом предложения является имя существительное.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жилина Марина Валерьевна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(65) "imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "117138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412702418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства