Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное (повторение) »
Тема урока: Имя прилагательное (повторение 4 класс)
Ход урока
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. 1)- Проверить готовность к уроку. - Сегодня у нас в классе гости. Давайте их поприветствуем. Улыбнитесь друг другу. 2) Прочитаем хором отрывок из стихотворения С. Есенина «Берёзка» Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. С. Есенин У. О чем это стихотворение? У. Какими словами автор описывает березки? Д. Сонная, шелковые, зеленые, серебряные. У. Какая часть речи помогает красочно описать березку? Д. Это имена прилагательные.
Формулирование темы и цели урока
У. Как вы думаете, о какой части речи сегодня мы будем говорить на уроке? Д. Об именах прилагательных. -У. Вы совершенно правы. Имена прилагательные помогут нам рассказать о красоте природы. - Что мы уже знаем об именах прилагательных? - Какую цель можем поставить сегодня на уроке? Д.- Вспомним, какая часть речи называется прилагательным. -Понаблюдаем за тем, какую роль играют прилагательные в нашей речи. - Будем находить имена прилагательные в тексте, выделять словосочетания прилагательных с существительными. У.-Одновременно мы будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых и падежных окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания. У. Как вы думаете, что это за тип урока? Д. Урок обобщения, повторения знаний.
У. Не забываем заполнять карту успешности. По баллам которые вы сами себе поставить вы заработаете оценки.
Чистописание
-Сейчас у нас минутка чистописания. -Вам надо догадаться, что сегодня будет являться чистописанием. -Эта часть слова не входит в основу имен прилагательных. - Это окончание. Ая яя ий ый ой ое ее ые ие У. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти окончания на группы. Объясните свои действия. Д Первые три группы- это окончания прилагательных женского рода, мужского и среднего рода, а четвертая группа — это окончания прилагательных множественного числа.
Словарная работа
У. Найдите в тексте стихотворения прилагательные. (Слайд в презентации) -Какое из этих слов является словарным. Посмотрите в словарик. Выпишите это слово. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.(серебряные)
У.В прилагательных, образованных с помощью суффикса ан(-ян-) пишется одно н. Исключения: стеклянный, оловянный,деревянный. Один ученик работает у доски. - Что может быть серебряным? (серебряная цепочка) - Составьте, с этим словосочетанием предложение. У. Как в предложении определить падеж им. прилагательного? Д. По существительному, с которым оно связано. (Слайд в презентации) У. Я тоже придумала словосочетания. ( объясните как вы их понимаете) (серебряный звон; серебряная свадьба; серебряные росы, серебряное кольцо) - Какое из этих словосочетаний имеет переносное значение. - Составьте с любым из них предложение.
Задание 1. Просклоняйте словосочетание «серебряный звон» по падежам и выдели окончание. У. А теперь проверьте: - В каких падежах окончания у имен прилагательных одинаковые? Д. – В винительном и именительном. У. –Как их можно отличить в тексте? Д. – Подлежащее стоит в именительном, а второстепенный член предложения в винительном падеже.
Задание2 У. Мы поиграем в игру «Шифровальщик» (На доске под определенными номерами записаны окончания прилагательных)
(Слайд в презентации)
1
2
3
4
5
ая
ое
ый
ые
яя
Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание. И так приготовились: зеленая листва, первый листочек, весенняя пора, зеленое поле, лазурное небо, теплый ветер, ранняя весна, голосистые жаворонки. (один человек работает у доски) Проверка работ по эталону на доске. 1;3;5;2;2;3;5;4
Физкультминутка
Вы, наверное, устали, Ну, тогда все дружно встали, Ручками похлопали, Ножками потопали. Вправо ниже наклонитесь, Влево тоже наклонитесь. Повертелись, покрутились
Задание3 (групповая работа) Работа по редактированию текста. (презентация)
У. Как вы думаете, куда мы с вами попали? Д. В весенний лес… У. – Какие звуки вы слышите? Какая часть речи нам поможет нарисовать более точную картину весеннего леса?
Д.Имена прилагательные Работа в группах. Прочитайте текст. Объясняя друг другу, вставьте пропущенные буквы на месте пропусков. Пришла в…сна. Залились жав…р…нки в неб… . Со…нце светит. Почки быстро начинают превращ…ться в листья. Будто брызги рассыпались цв…ты незабу…ки.
Какой это текст: описание или повествование? Д. это текст - описание. У. Чего не хватает в тексте – описании? Д. Чтобы сделать текст более выразительным, надо вставить имена прилагательные. У. Давайте отредактируем текст. У. Придумайте название тексту. Д.- Весна. -Весна в лесу. -Пришла весна.
Слова для справок: Ранняя, голосистые, лазурное, яркое, зеленые, голубые
Выслушиваются тексты, составленные детьм
Разноуровневые задания. Части речи
Задание 4..
Уровень 1.
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
В каждую группу допиши по два своих слова. Составьте одно предложение.
Задание 5.
Парная работа
– Ваша задача – вставить в "окошки" пропущенные окончания прилагательных и напротив прилагательных.
Беленьк___
зайчик
Светл____
небо
Сильн___
метель
Холодн___
утро
Высок___
сосна
Хитр____
лиса
Ранн___
заморозки
Красив____
лес
Лют___
холод
Бел___
лебедь
Умн___
ребенок
Задание 6 - Ответь на вопрос, что повторили, закрепили на уроке? - Тема? - Какую цель ставили в начале урока?
Обобщение знаний об имени прилагательном. У.Что обозначают имена прилагательные? Д. Признак предмета. У. Какими членами предложения чаще всего являются имена прилагательные? Д. Второстепенными членами предложения. У. Как называется этот второстепенный член предложения? Д. Определением. У. Как связаны между собой имена прилагательные и имена существительные? Д. Прилагательные зависят от имен существительных. Они стоят в том же роде и числе, что и существительные. У. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные? Д. Описывают предметы. Делают текст более ярким. Оценивание По баллам сами себе ставьте оценки. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. У. Наш урок подходит к концу. Закончите одну из фраз. Урок понравился…..
Урок не понравился…..
Домашнее задание. 1. Придумайте небольшой рассказ на тему «Интересная встреча в весеннем лесу»(по желанию) 2. Упражнение 4,с.56. Письменно просклоняй словосочетания. (всем)