Куракина Н.С.
План-конспект
открытого урока русского языка в 6 классе
«Имя прилагательное. Обобщение и повторение»
Цели урока:
Образовательная: обобщить и повторить знания учащихся по теме «Имя прилагательное.
Развивающая: развить навыки самостоятельной работы, развить навыки объективной самооценки;
Воспитательная: повысить мотивацию обучения, развить чувство прекрасного, укрепить любовь к русскому языку, повысить уровень самодисциплины.
Метапредметные связи: литература, музыка, живопись.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, информационная карта урока.
Содержание урока:
Создание эмоциональной атмосферы. Поэтическая пятиминутка. Выразительное чтение наизусть стихотворений.
А.С.Пушкин
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. |
С.А.Есенин Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. |
Ф.И.Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Какое из стихотворений созвучно сегодняшней погоде? Какие слова в этом стихотворении передают её особенности? Как называется часть речи, которая обозначает самые разнообразные признаки самых разнообразных предметов?
Выход на постановку цели урока. Рефлексия ожидания.
- Как вы думаете, чем мы будем заняты на этом уроке? Чего вы от него ждёте?
3. Корректировка цели урока. Создание рабочей обстановки.
4. Актуализация полученных знаний. Решение кроссворда.
Слайд 2
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 2 | | | | | | | | | | |
| | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 7 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | |
| | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 14 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Имя прилагательное обозначает … предмета.
… прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Разыгралось синее море. (Какой член предложения?)
Яркий, отличный. (Краткая или полная форма?)
Хорош, могуч. (Полная или краткая форма?)
Зимний, летний (Твёрдая или мягкая основа?)
Большой, крупный (Обозначает признак: вкус? размер? цвет?)
Весёлый – грустный. (Антонимы или синонимы?)
Наилучший, самый хороший, лучше всех. (Сравнительная или превосходная степень?)
Добрее, более добрый. (Сравнительная или превосходная степень?)
Тихий океан, красивый парень. (Именительный или винительный падеж?)
Павлиний, мамин, соловьиный. (Качественные? Относительные? Притяжательные?)
Парч…вый, холщ…вый, свинц…вый. (О или Е?)
(Светло)голубой, (юго)восточный, (русско) чувашский. (Слитно? Раздельно? Дефис?)
- Проверьте ответы по слайду. (Слайд 3). Подсчитайте количество правильных ответов.
Критерии оценивания:
14-13 баллов – «5»,
12 -10 баллов – «4»,
баллов – «3».
5. Применение полученных знаний. (Слайд 4)
Наблюдение. Рассмотрите картину и прочитайте её название. Назовите автора живописной работы. Что вы о нём знаете? (Слайд 5)
- Как вы думаете, так называется место или предмет, который изображён на ней?
Проверьте свои предположения по тексту. (Слайд 6).
На картине «Ненюфары» Левитан крупным планом «портретирует» водяные лилии, белоснежные цветы и разноцветные листья-блюдечки которых плавают на поверхности воды, а тонкие, грациозные ножки-нити уходят в её прозрачную золотистую глубину.
(По В.Петрову)
*Ненюфары (в переводе с французского) – кувшинки, водяные лилии.
Задания к тексту:
Почему художник выбрал для картины не русское, а французское название цветов?
Определите тип речи прочитанного текста, объясните ваш выбор.
Выпишите из текста имена прилагательные, укажите их разряд.
Каких прилагательных нет в тексте?
Учёный-педагог Н.М.Купчинский писал: «Прилагательные – это цветные карандаши языка». Согласны ли вы с этим высказыванием? Подтвердите свою мысль примерами из текста.
Выполните морфологический разбор слова грациозные.
Сделайте морфемный анализ слова белоснежные.
Как образовано прилагательное золотистые?
Выполните фонетический анализ слова ножки.
Ответы учащихся и выполнение индивидуальных заданий у доски оцениваются учителем в соответствии с действующими нормами.
Орфографическая пятиминутка. (Слайд 7).
Прочитайте текст.
Чистая вода на солнеч(?)ном свету вся была покрыта ковром водя(н,нн)ых лилий, белых и ж…лтых.
Белые лилии ра…кинули ш…роко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в ж…лтом под музыку быстро б…гущей реки. Волны под ними переливались на со(?)нце тоже как музыка.
(М.М.Пришвин)
- Знакомо ли вам имя автора? Расскажите о нём. (Слайд 8).
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните выбор написания.
- Проведём взаимную проверку выполненной работы. Выставим оценки. (Слайд 9).
- Подчеркните прилагательные как члены предложения. В каком случае вы испытывали затруднение? Почему?
- Прочитайте текст выразительно. Какую музыку вы слышите, когда читаете этот текст?
Слушание музыки. И Штраус. «Сказки Венского леса». Слайд 10
- Подходит ли эта мелодия к данному тексту? Почему?
- Какое настроение создаёт музыка? Что вы чувствуете, слушая эту музыкальную пьесу?
Рефлексия. Закончите предложения:
На уроке у меня было … настроение.
Я узнал (а) о … .
Мне понравилось … .
Я оцениваю свою работу на уроке на … .
Мне помогло то, что … .
Мне хочется … .
Я желаю всем … .
Подведение итогов. Сбор рабочих карт. Выставление оценок с учётом оценок самопроверки и взаимопроверки.
Приложение
Рабочая карта учащегося
Решите кроссворд
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 2 | | | | | | | | | | |
| | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 7 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | |
| | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 13 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 14 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Имя прилагательное обозначает … предмета.
… прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Разыгралось синее море. (Какой член предложения?)
Яркий, отличный. (Краткая или полная форма?)
Хорош, могуч. (Полная или краткая форма?)
Зимний, летний (Твёрдая или мягкая основа?)
Большой, крупный (Обозначает признак: вкус? размер? цвет?)
Весёлый – грустный. (Антонимы или синонимы?)
Наилучший, самый хороший, лучше всех. (Сравнительная или превосходная степень?)
Добрее, более добрый. (Сравнительная или превосходная степень?)
Тихий океан, красивый парень. (Именительный или винительный падеж?)
Павлиний, мамин, соловьиный. (Качественные? Относительные? Притяжательные?)
Парч…вый, холщ…вый, свинц…вый. (О или Е?)
(Светло)голубой, (юго)восточный, (русско) чувашский. (Слитно? Раздельно? Дефис?)
Правильных ответов - ____ . Оценка - __ . Подпись ________
Прочитайте текст.
На картине «Ненюфары» Левитан крупным планом «портретирует» водяные лилии, белоснежные цветы и разноцветные листья-блюдечки которых плавают на поверхности воды, а тонкие, грациозные ножки-нити уходят в её прозрачную золотистую глубину.
(По В.Петрову)
*Ненюфары (в переводе с французского) – кувшинки, водяные лилии.
Задания к тексту:
Выполните морфологический разбор слова грациозные.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте морфемный анализ слова белоснежные.
________________________________________________________________________
Как образовано прилагательное золотистые?
_________________________________________________________________________
Выполните фонетический анализ слова ножки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Орфографическая пятиминутка.
Прочитайте текст.
Чистая вода на солнеч(?)ном свету вся была покрыта ковром водя(н,нн)ых лилий, белых и ж…лтых.
Белые лилии ра…кинули ш…роко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в ж…лтом под музыку быстро б…гущей реки. Волны под ними переливались на со(?)нце тоже как музыка.
(М.М.Пришвин)
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните выбор написания.
Оценка - __ . Подпись ________