kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя прилагательное как часть речи" открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать навык определения морфологических признаков имени     

          прилагательного.

Задачи: восстановить в памяти знания детей о прилагательном;

             развивать умение употреблять в речи имена прилагательные, развивать

             устную и письменную речь;

             воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Методы: словесный, наглядный, практический, творческий.

Формы: коллективные, индивидуальные, работа в парах.

Оборудование: карточки для работы в паре, разноуровневые задания, тесты,  

              иллюстрации (слайды), стихотворения.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1. Психологический настрой.

              На части не делится солнце лучистое.

              И вечную землю нельзя разделить.

              На капельку счастья, улыбку искристую

              Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Посмотрите друг на друга, подарите свою улыбку.

2. Целевая установка.

-Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

              Если б все на свете было

              Одинакового цвета,

              Вас бы это рассердило

              Или радовало это?

              Кто решился бы отныне

              Приходя домой усталым,

              На зеленой спать перине

              Под зеленым одеялом?

              И зеленою водою

              На рассвете умываться,

              И зеленым – презеленым

              Полотенцем утираться?

              Любоваться, как над вами,

              Зеленея, птицы реют,

              Над зелеными домами

              Ярко солнце зеленеет?

              Видеть мир привыкли люди

              Белым, желтым, синим, красным.

              Пусть же все вокруг нас будет

              Удивительным и разным!

- Какие слова помогают нам рассказать об удивительном и разном? Конечно, это имена прилагательные. Как вы думаете, зачем нужны в речи имена прилагательные?

II. Актуализация предварительных знаний.

1. Игра «Да - нет»

 - Я буду говорить высказывание, если вы согласны, ставите знак «+» возле номера задания, не согласны – знак «-»

1) Имя прилагательное обозначает предметы.

2) Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3) Имена прилагательные изменяются по числам и падежам.

4) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает дополнением.

5) В словосочетании «скромным цветком» имя прилагательное в м.р.

6) В словосочетании «за широкими морями» имя прилагательное стоит в ед.числе.

7) Имя прилагательное в ед.числе изменяется по родам.

(Проверка: -,+,+,-,+,-,+)

2. Минутка чистописания.

              Унылая пора! Очей очарованье!

              Приятна мне твоя прощальная краса …

- О  каком времени года эти строки? Сегодняшний урок мы посвятим осени – этому прекрасному, яркому времени года.

- Назовите и запишите названия осенних месяцев.

  Сентябрь, октябрь, ноябрь

  тя  оя

3. Словарная работа.

- Что приносит с собой осень? Ответьте на этот вопрос словосочетаниями ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, определите число имен прилагательных.

Н-р: хмурое небо, голые деревья, желтые листья, пронизывающий ветер, мелкий, моросящий дождь, тяжелые тучи, золотая пора, перелетные птицы.

4. Творческая работа в парах.

-У вас на партах лежат карточки с текстом, предложения которого состоят только из подлежащего и сказуемого. Ваша задача – распространить предложения, определить род имен прилагательных.

Пришла осень. Плывут тучи. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь. Птицы улетают.

5. Физминутка. Стихотворение «Приметы осени»

- Я буду читать стихотворение, а вы, если встречаются прилагательные, прыгаете на месте и хлопаете в ладоши.

6. Развитие речи.

- Ребята, а какие стихотворения об осени вы знаете? Какой рисует автор осень в каждом из стихотворений?

7. Выборочное списывание (самостоятельно).

- Прочтите стихотворение, записанное на доске. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, определите падеж имен прилагательных.

              Мелькает желтый лист на зелени дерев.

              Работы кончил серп на нивах золотистых,

              И покраснел уже вдали ковер лугов,

              И зрелые плоды висят в садах тенистых

8. Работа по слайдам.

- Посмотрите внимательно на три разных пейзажа. К какому из них подходит предложение?

 Золотой ковёр из листьев укрыл дорожки городского парка.

-Сделайте синтаксический разбор (выполняется у доски)

9. Игра «Четвертый лишний».

         1) Чудесный, яркое, дождь, белая.

         2) Высокий, майский, ароматный, новое.

         3) Грустные, сильный, красивая, солнечное.

10. Выполнение разноуровневых заданий.

III. Релаксация.

IV.Оценки, комментарии.

V. Домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя прилагательное как часть речи" открытый урок»

Кызылтуская СШ







Урок русского языка


в 4 классе







Подготовила: Гемпель М.Ю.











2012-2013 уч. год


ЦЕЛИ УРОКА: способствовать формированию знаний об имени прилагательном, развитию умения находить имена прилагательные в речи и определять все его грамматические категории, способствовать развитию творческой активности и познавательных интересов учащихся.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Постановка темы и целей урока.

  2. Минутка чистописания.


З з

зи за зо зу из аз оз уз


  1. Закрепление пройденного.


  1. Отгадайте загадку.


Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокура, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

( зима)


- Сегодняшний урок мы посвятим этому замечательному, волшебному времени года – зиме.

- А сейчас отгадайте, что приносит с собой зима.

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит

И стоять не велит.

(мороз)


Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо:

За окошком двор исчез,

На окне – волшебный лес!

(узоры)

Дети записывают слова-отгадки, объясняют написание орфограмм.

-Какой частью речи являются записанные слова? Что называется именем существительным?

- К данным именам существительным подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу ( задание выполняется в парах)

1 ПАРА подбирает имена прилагательные к слову ЗИМА.

2 ПАРА – к слову УЗОРЫ.

- Что называется именем прилагательным? Как изменяются имена прилагательные? Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

- В каком роде, числе употреблены прилагательные у 1 пары? Какие они имеют окончания? От чего это зависит?

Аналогичные вопросы задаются второй паре.

  1. Что еще приносит с собой зима, кроме морозов и морозных узоров на окнах? Ответьте на этот вопрос словосочетаниями: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( н-р: пушистые снежинки, снежные шапки,, сильные метели, белые поляны, зимние забавы, веселые развлечения и т. д. )

- А какие стихотворения о зиме вы знаете? (дети читают стихотворения)

- Какой представлена зима авторами стихов? ( веселая, волшебная, красивая, добрая )

- А может ли зима быть недоброй и даже жестокой?

3) Дети читают отрывок из стихотворения на карточке ( № 1)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.


- Спишите данный отрывок. Подчеркните имена прилагательные. Определите их падеж.

- От чего зависит падеж имен прилагательных? Что изменяется у прилагательных в зависимости от падежа?

4) На доске записаны словосочетания. У имен прилагательных пропущены падежные окончания. Нужно их вставить.

- Как мы будем выполнять эту работу? ( Находим имя существительное, определяем его род и падеж, задаем вопрос к имени прилагательному, определяем род и падеж прилагательного, вставляем нужное окончание.)


По гладк_ льду,зимн_ утром , на застывш_ реке, возле высок_ ели, о трескуч__ морозе, зимн_ порой, до поздн_ вечера.


5) Перед вами два зимних пейзажа. На ваших карточках три предложения ( № 2) . Сейчас к каждой картинке вы будете подбирать соответствующее ей предложение и выполнять к нему определенное задание.


1КАРТИНКА

Вз_шло за_грало над лес_м зимн_ солнышко зажгло янтарным свет_м сн_га.

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах, расставляя, где нужно запятые.

Выполните синтаксический разбор предложения.

- Каким членом предложения обычно является имя прилагательное?

2 КАРТИНКА

В вечерней морозной дымке ветви деревьев кажутся особенно красивыми.

Выполните морфологический разбор слова МОРОЗНЫЙ.

3 КАРТИНКА

Под деревьями залегли глубокие сугробы.

Замените прилагательное синонимом, запишите предложение

6) Творческое задание. Дан текст (карточка № 3).Необходимо дополнить его подходящими по смыслу именами прилагательными, употребив их в нужном роде, числе, падеже. Задание выполняется дифференцированно (карточки прилагаются)

КАРТОЧКА №1

Хорошо в _________ лесу. Все засыпано _________ снегом. Лес освещен ________ светом. Хороши сосны и ели в ___________ уборе. В ________ слышен каждый звук. Вот с __________ ветки упал ________ ком снега. Над вершинами деревьев пронеслась _________ стайка клестов.


КАРТОЧКА № 2

При выполнении задания дети используют слова для справок: зимний, нарядный, пушистый, белый, яркий, еловый, морозный,веселый, тяжелый.


КАРТОЧКА № 3

Дети выбирают наиболее подходящее слово, данное в скобках.

,ушистый, белый, яркий, еловы йый, яркий, еловы йправок:ов.гательными, употребив их в нужном роде, числе, падеже.е.


кие еатегоХорошо в _______ (зимний, холодный) лесу. Все засыпано _________ (белый, новый) снегом. Лес освещен ________(яркий, солнечный) светом. Хороши сосны и ели в _________ (зимний, нарядный) уборе. В _________ (холодный, морозный) воздухе слышен каждый звук. Вот с ___________ (лесная, еловая) ветки упал _______ (тяжелый, большой) ком снега .Над вершинами деревьев пронеслась ________ (веселый, шумный) стайка птиц.

Задание выполняется под музыку А. Вивальди «Времена года.Зима»

7) Обобщение.

- Что основное нужно знать об имени прилагательном? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Зима в нашем селе».Задание выполняется под музыку А. Вивальди «


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Имя прилагательное как часть речи" открытый урок

Автор: Гемпель Марина Юрьевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Имя прилагательное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(36) "imia_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_2"
    ["file_id"] => string(6) "502452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552217338"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок по русскому языку. 5 класс Имя прилагательное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyiurokporusskomuiazyku5klassimiaprilaghatielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187228"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства