II. Языковая разминка. | Записываем под диктовку предложение. И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина, забытая пауком, – все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы. (С. Козлов «Ёжик в тумане») Задания. – Составьте схему предложения. – Объясните постановку знаков препинания. Аргументируйте свой ответ. Назовите слова, отвечающие на вопрос какой? К одной или разным частям речи они относятся? (Прилагательные и причастие забытая.) Определите разряд причастия. Что вам помогло в этом? Назовите глаголы и определите их общие морфологические признаки. (Сов. вид, изъяв. накл., прош. вр., мн.ч.) Обозначьте орфограммы в именах прилагательных. Сколько здесь видов орфограмм? Охарактеризуйте гласные звуки в слове затянули. Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова распрямились. (Способ словообразования – суффиксальный (постфиксальный) – от глагола распрямить, который в свою очередь образован от прилагательного прямой (распрямить – сделать прямым, способ – приставочно-суффиксальный; морфемный разбор – рас/прям/и/л/и/сь). | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. 3. Аргументировать, строить умозаключения. Коммуникативные УУД 1. Владеть связной монологической речью. 2. Выступать перед аудиторией сверстников. ТОУУ |
V. Повторение и углубление изученного. | 1. Обсуждение в парах признаков имён прилагательных на основе заданий для повторения к § 9. Составление развёрнутого определения имени прилагательного. Можно представить связный рассказ по цепочке: одна пара начинает, другая добавляет (если необходимо). 2. Повторение разрядов имён прилагательных. Работа с интерактивной таблицей (см. материал предметного диска для 7-го кл. – схему «Признаки имён прилагательных разных разрядов»). Разряд | Значение | Признаки | Качественные | Признак, возможный в разной степени | Сравнительная и превосходная форма; краткая форма; есть антоним | Относительные | Признак через отно– шение к другим пред– метам: по материалу; по времени; по назначению | Нет краткой формы; нет форм сравнения | Притяжательные | Принадлежность предмета лицу или животному | Нет краткой формы; нет форм сравнения; суффиксы -ин-, -в-, -ий- (-й-) | Ученики ещё раз уточняют различия между разными разрядами имён прилагательных. Какие разряды прилагательных имеют сходные признаки? Почему? (Притяжательные прилагательные тоже выражают отношение, как и относительные, только особое – принадлежности.) Приведите примеры прилагательных, которые могут быть и притяжательными, и относительными. (Лисий, медвежий, барсучий.) В каких случаях относительные прилагательные могут переходить в качественные? (Когда приобретают переносное (метафорическое) значение.) Приведите примеры. (Железные нервы, каменное сердце, свинцовые тучи и т.д.) В чём различие полных и кратких форм? Как образуются краткие формы? Какие морфологические особенности они имеют? (Можно вспомнить и прокомментировать ещё раз задание из опроса об отсутствии склонения (падежа) у кратких форм.) Упр. 71 – актуализируется умение различать разряды имён прилагательных в зависимости от контекста (составление предложений с омонимичными прилагательными разных разрядов). Методическая рекомендация. Ученикам следует напомнить, что значение части целого (животного) – это значение относительное, а не притяжательное. Нельзя сказать, что хвост принадлежит собаке (собачий хвост). Аналогично заячьи уши – это уши, свойственные зайцу, такие, как у зайца, а не принадлежащие ему. 3. Выполнение упражнений по учебнику. Упр. 69 – актуализируется умение определять разряды имён прилагательных (качественные и относительные). Выполняется устно с комментированием. Прилагательных какого разряда нет в тексте? (Притяжательных прилагательных.) Что нужно сделать, чтобы определить разряд? (Значение и морфологические признаки: есть ли краткая форма, форма сравнения, антоним.) Упр. 70 – развивается умение определять разряды имён прилагательных, в том числе кратких форм, выполнять морфологический разбор имён прилагательных. Можно провести как выборочный диктант по вариантам. Одно из предложений можно списать, произвести синтаксический разбор (лучше, если в предложении есть краткая форма имён прилагательных). Проверка коллективная. Упр. 73 – развивается умение осознавать выразительную роль кратких форм прилагательных в пословицах. Беседа по вопросам: Вспомните, что такое пословица. Что характерно для языка пословицы? (Краткость, образность, поучительность.) Прочитайте пословицы в упр. 73. Назовите слова, которые придают пословицам эти качества, – краткость, образность, поучительность. Чем они выражены? Попробуйте заменить краткие формы имён прилагательных полными. Что получилось? Как соотносятся между собой краткие прилагательные в пределах одной пословицы? Как они называются? (Антонимами.) Сравните полные и краткие формы имён прилагательных. Что вы заметили? Далее выполняются задания по учебнику (после пословиц). 4. Повторение морфологических особенностей форм сравнения. Работа со схемой «Образование форм сравнения имён прилагательных» (см. материал предметного диска 7-й кл. к § 9). Упр. 74 – развивается умение образовывать формы сравнения имён прилагательных, анализировать способы их образования с опорой на схему, определять синтаксическую роль прилагательных в сравнительной и превосходной форме. Какие ещё пословицы и поговорки, содержащие сравнительные формы, вам известны? Запишите их в тетрадях. Подчеркните формы сравнения как члены предложения. Упр. 75 – развивается умение конструировать предложения с заданными формами имён прилагательных, выявлять разницу в значении полных и кратких форм. Самостоятельная работа. Коллективное обсуждение различий в значении кратких и полных форм (краткие – признак непостоянный, временный; полные – признак постоянный, внутренне присущий предмету). Упр. 76 – анализ жизненной задачи. Задача обращает учеников к реальной (хотя и гипотетической) ситуации – подготовке сценария, где требуется применить ряд специальных лингвистических умений (описывать внешность персонажа с помощью языковых средств). Решая задачу, ученики вспоминают необходимые им научные понятия (тематические группы, разряды имён прилагательных), производят поиск, группировку, отбор материала и т.д., что должно привести к реальному продукту (описанию внешности персонажа с его визуализацией). Работу можно начать в классе, а закончить дома (сделать рисунки, подобрать фотографии, составить презентацию и т.д.). | Познавательные УУД 1. Использовать в учебной деятельности ИКТ. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица), преобразовывать её в другие формы. 3. Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников. 3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль. ТОУУ Личностные результаты Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах, уметь соотносить её. 2. Конструировать, моделировать, представлять модели объектов в знаково-символической форме. Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ Представлять результаты исследования в разных формах (текст, рисунок, презентация, сценарий). |