1
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Приветствие.
Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами .
Но каждый сыщик должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами- оценочный лист. Построен он в форме теста . Как работать с тестом? (выбирать варианты ответов). Если вы справились с заданием, ставите себе плюс. Если нет-ничего не ставьте- оставляем квадратик пустым. Что должно получиться в результате? Правильно- по правильным ответам вы сможете подробно рассказать о теме нашего урока.
Бюро расследований.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..
-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.
Вот приметы пропавшей части речи:
С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный,гладкий. Чай какой? Горячий,сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2)
Имя прилагательное как часть речи.
1
Прилагательное
(греч. επιθέτου) – эпитет «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».
Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»
Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи?
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков . Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»
Слово учителя:
Итак, ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе ( ее происхождение)– Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности.
Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?
Обратите внимание на задание 1. Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Отметили? Кто озвучит цель урока? Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».
2
План работы.
прилагательного.
2. Роль прилагательного в речи.
3 . Морфологические признаки имени прилагательного.
План урока
Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите задание 2. Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры - в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.
План урока
Роль прилагательного в речи.
Определение имени прилагательного
Морфологические признаки имени прилагательного
Подведение итогов урока
Синтаксическая роль
Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.
4. Синтаксическая роль.
5. Подведение итогов урока.
3
Имя прилагательное – это ………………………. часть речи,
которая обозначает …………………..
и отвечает на вопросы ……………………………..
Изменяется по …………………………..
В предложении является ………………….
самостоятельная
признак предмета
какой?
чей? каков ?
числам, родам,падежам.
Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы. ( стр 88- 89)
Правило в учебнике. Стр. 93-94 читаем самостоятельно.
Теперь самое время заполнить протокол нашего расследования. Итак, что уже известно о пропавшем?
Работа в оценочном листе:
Имя прилагательное – это ………………………………………. часть речи, которая обозначает ………………………………………………..
и отвечает на вопросы……………………………………………………… Изменяется по …………………В предложении является ……………………..
определением,
в краткой форме – сказуемым.
Работаем в парах. (стр.97 упр. 822.)
4
Мы любовались румяным закатом. В ярком закатном свете горят багряные плоды рябины. Покрывается озябшая земля резными листьями. Наступает тихая ночь, спряталось усталое солнце, кругом царит удивительная тишина. Медленно падают осенние листья на влажную землю.
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).
А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное. Упр. 603
Упр. 822 упр.97. работа в парах.
К какому выводу Вы пришли: для чего нужны прилагательные?
Обозначая разные характеристики и свойства, имена прилагательные помогают выделить конкретный предмет из множества одинаковых, назвать его отличительный признак.
Отличительный признак по цвету ( багряные плоды, румяный закат )
По форме ( резными листьями ), по времени ( осенние листья, закатный свет ), по общему впечатлению ( усталое солнце, удивительная тишина )
Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.
Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики отличительные свойства.
Ранее мы говорили, что прилагательные изменяются по числам:
Назовите прилагательные единственного числа …., а множественного ? А как Вы определили число прилагательных 9 по существительному, которое определяет – определяемому существительному)
Изменяются по родам: назовите прилагательные женского рода, мужского, среднего. Как определили?
Найдите в текстк прилагательные в Т.п. ( румяным закатом, резными листьями )
В П.п. ( в ярком, закатном свете )
В В.п. ( на влажную землю ) Как определяли падеж?
а какая форма прилагательного считается начальной ( И.п., ед.ч, м.р ) посмотрите в ваших записях есть прилагательные в начальной форме? Назовите их: ( нет ). Но мы сами можем изменить прилагательное, помочь ему обрести начальную форму: ( румяный закат, ясный свет, багряный плод, резной лист )
(Записывай в тетрадь только прилагательное+ существительное.)
Физкульминутка
синева
белый
краснота
зелень
присесть
зеленеть
белизна
молодую
белеть
синеть
веселых
подпрыгнуть
Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Перед Вами 3 коробки, мы будем выбирать из всплывающих слов только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:
Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.
При выборе прилагательного прошу аргументировать: как определили часть речи?
синь
деревянное
красивым
славные
красить
хороша
хлопок
Определите род, число, падеж.
5
белый
молодую
славные
веселых
деревянное
красивым
хороша
Улики отобраны, составим их словесный портрет: определите род, число, падеж прилагательных. В каких случаях мы не смогли определить род? Вывод: Род прилагательных – только в единственном числе.
Вывод: у множественного числа прилагательных нельзя определить род.
Род можно определить только у прилагательных в единственном числе.
6
Работа в группах.
1.
чистый
воздух
чист,
Зимний
свежий
свеж.
2.
пригожий
пригож.
Беленький
заяц
3.
Огромный
страшный
медведь
Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.
Работа со взаимопроверкой. В группах.
Работа с карточками.
- Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими.
- Подчеркните главные члены предложения.
1 Зимний, воздух, чистый, свежий.
2 Беленький, заяц, пригожий.
3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.
4 Забавный, ёж, колючий.
Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, пожмите друг другу руки.
неуклюж.
неуклюжий
медведь
страшен и
4.
забавный
Колюч
ёж.
колючий
ёж
Забавный
7
Разноуровневый тест.
Сами выберите себе уровень задания:
Можно получить:
Ответы:
1.Б.
2.В.
3.А.
4.А.
5.В.
6. Б.
базовый легкий
Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест. Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что-то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1. Важно знать, что эти тесты разного уровня сложности принесут Вам в Ваши оценочные листы разное количество баллов.
базовый сложный
повышенная сложность
Подведем итоги.
«5»
11,10,9 +
«4»
8,7,6 +
«3»
5 + и меньше…
А теперь вспомним цель нашего урока (смотрим на оценочные листы) . Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?
Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.
Подведите итоги на оценочном листе. Если у вас 8-10 плюсов- вы поработали на 5. Если плюсов 6 или 7 – смело ставьте себе 4. А вот если у вас пять и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки- над этим еще предстоит поработать.
Рефлексия: Слово учителя.
Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.
- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.
Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.
- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!