kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи. 5 класс. ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизация  и повторение изученных в начальной школе сведений об имени прилагательном.

Задачи урока:

Планируемые образовательные результаты:

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, Русский язык: Учебник  для 5 класса. в 2ч. Ч. 2. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2008 год,  раздаточный материал (приложение 1)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карточка для групповой работы»

Карточка для групповой работы.

- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.

- Сделайте синтаксический разбор.



Запишите предложение и разберите его по членам предложения.

1

Зимний, воздух, чистый, свежий.




Карточка для групповой работы.

- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.

- Сделайте синтаксический разбор.



Запишите предложение и разберите его по членам предложения.

2

Беленький, заяц, пригожий.





Карточка для групповой работы.

- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.

- Сделайте синтаксический разбор.



Запишите предложение и разберите его по членам предложения.

3

Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.






Карточка для групповой работы.

- Составьте предложение, заменяя, где это необходимо полное прилагательное кратким.

- Сделайте синтаксический разбор.



Запишите предложение и разберите его по членам предложения.

4

Забавный, ёж, колючий.





Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист.»

дата

вид работы

тема

задание

Варианты ответов

Оценка

(+ или -)

1

Цель урока (выбери только один вариант)

1.Подготовиться к диктанту

2. Выучить определение.

3. Поближе познакомиться с именем прилагательным.


2


( расставь в правильном порядке) План урока



Роль прилагательного в речи.


Определение имени прилагательного


Морфологические признаки имени прилагательного


Подведение итогов урока


Синтаксическая роль

3

Имя прилагательное – это ………………………………………. часть речи, которая обозначает ………………………………………………..

и отвечает на вопросы……………………… …… Изменяется по………………. ….…………………В предложении является ……………………………………….


4

Мы любовались ______________________ закатом. В ______________ свете горят____________ плоды рябины. Покрывается __________________ земля __________________________ листьями. Наступает __________ ночь, спряталось _________________ солнце, кругом царит ______________ тишина.

Медленно падают __________________ листья на ______________ землю.


5

Физкульминутка. Я все время правильно делал(а) упражнения!


6

Наша группа хорошо работала. Я активно помогал ребятам!


7

Мы ставим себе + если решали ( берем ТОЛЬКО один тест)

Тест №1 ( + без единой ошибки)

Тест №2.( ++, если без единой ошибки

+, если допустили 1 ошибку)

Тест №3. (+++, если все правильно

++, если допущена 1 ошибка,

+, к сожалению, 2 ошибки)


8

Я сегодня отвечал устно 1 раз ( ставим 1 плюсик).


9

Я сегодня отвечал устно более 1 раза ( добавь еще плюсик) Молодец!



Подведите итоги на оценочном листе. Сосчитай свои плюсики:

Если у вас 9-10 -11- плюсов- вы поработали на 5.

Если плюсов 6- 7-8 – смело ставьте себе 4.

А вот если у вас 5 и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки - над этим еще предстоит поработать.

Общая оценка:


Домашнее задание:

Для всех: подготовиться к устному сообщению

об имени прилагательном, используя материал

параграфа стр.93-94.

На выбор письменно:

  1. Упр.820 (стр. 96) или

  2. Упр.821 (стр.96)

Просмотр содержимого документа
«Тест № 1.»

Тест №1.

1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное

Б) Имя прилагательное

В) Глагол

  1. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое

Б) третье

В)четвертое

3. Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок).

Б) о книжном (шкафе.)

В) отцовского (участка.)

5. Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое

Б) дополнение

В) определение

6. Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по спряжению

В) по числам



Тест №1.

1. Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное

Б) Имя прилагательное

В) Глагол

  1. Какое слово называет признак предмета?

Среди тишины послышался тихий говор.

А)первое

Б) третье

В)четвертое

3. Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол

4. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) смышленый (ребенок).

Б) о книжном (шкафе.)

В) отцовского (участка.)

5. Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое

Б) дополнение

В) определение

6. Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по спряжению

В) по числам



Просмотр содержимого документа
«Тест №2.»

Тест № 2.

1.Какой раздел языкознания изучает имя прилагательное как часть речи?

А)морфемика

Б) морфология

В) лексилогия

2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает

А) предмет

Б) действие предмета

В) признак предмета

3. Укажите предложение, в котором прилагательное имеет форму мужского рода.

А) В жаркий полдень мы отправились на рыбалку.

Б) Солнце осветило дальние луга.

В) С верхушки старого дерева посыпался иней.

Г) По небу неслись редкие облака.

4. Укажите предложение, в котором выделенное прилагательное употреблено в форме Т.п.

А) Мох спускался ЗЕЛЕНЫМИ прядями до самой земли.

Б) Усталый заяц вернулся с НОЧНОЙ охоты.

В) Девочка вырвала СОРНУЮ траву и вскопала землю.

Г) Шумит в ГУСТОМ лесу золотой дождь.

5. Укажите прилагательное, в котором после Ц пишется Ы.

А) ц…трусовый

Б) ц…рковой

В)ц…ганский

Г) ц…клический

6. В каком предложении прилагательное употреблено в роли сказуемого:

А) Без труда не может быть радостной и чистой жизни.

Б) Наш язык богат, образен, и точен.

В) Письмо – важное дополнение языка.

Г) В саду ночью ветром сломало старую липу.

Тест № 2.

1.Какой раздел языкознания изучает имя прилагательное как часть речи?

А)морфемика

Б) морфология

В) лексилогия

2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает

А) предмет

Б) действие предмета

В) признак предмета

3. Укажите предложение, в котором прилагательное имеет форму мужского рода.

А) В жаркий полдень мы отправились на рыбалку.

Б) Солнце осветило дальние луга.

В) С верхушки старого дерева посыпался иней.

Г) По небу неслись редкие облака.

4. Укажите предложение, в котором выделенное прилагательное употреблено в форме Т.п.

А) Мох спускался ЗЕЛЕНЫМИ прядями до самой земли.

Б) Усталый заяц вернулся с НОЧНОЙ охоты.

В) Девочка вырвала СОРНУЮ траву и вскопала землю.

Г) Шумит в ГУСТОМ лесу золотой дождь.

5. Укажите прилагательное, в котором после Ц пишется Ы.

А) ц…трусовый

Б) ц…рковой

В)ц…ганский

Г) ц…клический

6. В каком предложении прилагательное употреблено в роли сказуемого:

А) Без труда не может быть радостной и чистой жизни.

Б) Наш язык богат, образен, и точен.

В) Письмо – важное дополнение языка.

Г) В саду ночью ветром сломало старую липу.

Просмотр содержимого документа
«Тест№3.»

Тест №3.

1. В каком предложении КРАСИВО не является прилагательным?

А) Каждое растение красиво.

Б) Все танцевали красиво.

В) Море красиво в любую погоду.

Г) Все было необыкновенно красиво.

2. Укажите морфологическую характеристику прилагательного, входящего в данное предложение:

На опушке леса у маленькой речушки цветет черемуха.

А) краткая форма, Р.п., ж.р.

Б) полная форма, множественное число.

В) полная форма, Р.п., ж.р.

Г) краткая форма, единственное число.

3. В каком ряду нет имени прилагательного?

А) родословная, парикмахерская, горничная

Б) насекомое, сказуемое, жестокое

В) вселенная, набережная, непосредственная

Г) лесничий, беличий, столовая

4. Укажите предложение, в котором оба прилагательные употреблены в форме множественного числа.

А) В теплые дни над цветами порхают разноцветные бабочки.

Б) Пришел суровый февраль с сильными вьюгами и метелями.

В) На лепестках цветка утренняя заря оставила прозрачные росинки.

Г) На пригорке росли пышные кустики лугового василька.

5. Укажите предложение, в котором имя прилагательное обозначает признак предмета ПО ЦВЕТУ.

А) Красив, могуч русский лес зимою.

Б) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

В) Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.

6. В каком предложении прилагательное является определением?

А) Не красна изба углами, а красна пирогами.

Б) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

В) Дела как сажа бела.

Г) Чем богаты, тем и рады.





Тест №3.

1. В каком предложении КРАСИВО не является прилагательным?

А) Каждое растение красиво.

Б) Все танцевали красиво.

В) Море красиво в любую погоду.

Г) Все было необыкновенно красиво.

2. Укажите морфологическую характеристику прилагательного, входящего в данное предложение:

На опушке леса у маленькой речушки цветет черемуха.

А) краткая форма, Р.п., ж.р.

Б) полная форма, множественное число.

В) полная форма, Р.п., ж.р.

Г) краткая форма, единственное число.

3. В каком ряду нет имени прилагательного?

А) родословная, парикмахерская, горничная

Б) насекомое, сказуемое, жестокое

В) вселенная, набережная, непосредственная

Г) лесничий, беличий, столовая

4. Укажите предложение, в котором оба прилагательные употреблены в форме множественного числа.

А) В теплые дни над цветами порхают разноцветные бабочки.

Б) Пришел суровый февраль с сильными вьюгами и метелями.

В) На лепестках цветка утренняя заря оставила прозрачные росинки.

Г) На пригорке росли пышные кустики лугового василька.

5. Укажите предложение, в котором имя прилагательное обозначает признак предмета ПО ЦВЕТУ.

А) Красив, могуч русский лес зимою.

Б) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

В) Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.

6. В каком предложении прилагательное является определением?

А) Не красна изба углами, а красна пирогами.

Б) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

В) Дела как сажа бела.

Г) Чем богаты, тем и рады.


Просмотр содержимого документа
«конспект к имени прилагательному.»

Предмет:    Русский язык

Тема урока:   Имя прилагательное как часть речи.

Учитель: Саглай Ирина Владимировна.

Учебник: Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2008 год.

Цель урока: систематизация и повторение изученных в начальной школе сведений об имени прилагательном.

Задачи урока:

Планируемые образовательные результаты:

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, Русский язык: Учебник  для 5 класса. в 2ч. Ч. 2. С.И.Львова, В.В.Львов. «Мнемозина», Москва, 2008 год, раздаточный материал (приложение 1)

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Записываем дату.

  1. Мотивация.

Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами .

Но каждый сыщик должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами- оценочный лист. Построен он в форме теста. Как работать с тестом? (выбирать варианты ответов). Если вы справились с заданием, ставите себе плюс. Если нет-ничего не ставьте- оставляем квадратик пустым. Что должно получиться в результате? Правильно- по правильным ответам вы сможете подробно рассказать о теме нашего урока.

  1. Целеполагание и постановка учебных задач.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.

Вот приметы пропавшей части речи:


С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2)


Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи?

Как вы понимаете смысл названия части речи?


  1. Актуализация знаний, умений.

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»

Слово учителя:

Ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе( ее происхождение) – Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Для этого вспомним:

- Какой раздел науки о языке изучает прилагательное?

Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?

Обратите внимание на задание 1. Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Отметили? Кто озвучит цель урока? Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».


Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите задание 2. Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры- в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.

План урока

Роль прилагательного в речи.

Определение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

Подведение итогов урока

Синтаксическая роль

Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.

Справились? Молодцы! Ставим себе плюсик.

Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы.

Правило в учебнике.

Работа в оценочном листе:

Имя прилагательное – это ………………………………………. часть речи, которая обозначает ………………………………………………..

и отвечает на вопросы……………………………………………………… ……………………………………………………… Изменяется по …………………В предложении является ……………………..

  1. Анализ изученного содержания.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное. Упр. 822 упр.97. работа в парах.

К какому выводу Вы пришли: для чего нужны прилагательные?

Обозначая разные характеристики и свойства, имена прилагательные помогают выделить конкретный предмет из множества одинаковых, назвать его отличительный признак.

Отличительный признак по цвету( багряные плоды, румяный закат)

По форме ( резными листьями), по времени (осенние листья, закатный свет), по общему впечатлению (усталое солнце, удивительная тишина)

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики отличительные свойства.

Ранее мы говорили, что прилагательные изменяются по числам:

Назовите прилагательные единственного числа…., а множественного? А как Вы определили число прилагательных 9 по существительному, которое определяет – определяемому существительному)

Изменяются по родам: назовите прилагательные женского рода, мужского, среднего. Как определили?

Найдите в текстк прилагательные в Т.п. (румяным закатом, резными листьями)

В П.п. ( в ярком, закатном свете)

В В.п. ( на влажную землю) Как определяли падеж?

а какая форма прилагательного считается начальной ( И.п., ед.ч, м.р) посмотрите в ваших записях есть прилагательные в начальной форме? Назовите их: (нет). Но мы сами можем изменить прилагательное, помочь ему обрести начальную форму: ( румяный закат, ясный свет, багряный плод, резной лист)


  1. Выделение главного в изученном.

  2. Физкультминутка. Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Перед Вами 3 коробки, мы будем выбирать из всплывающих слов только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.

При выборе прилагательного прошу аргументировать: как определили часть речи?

Улики отобраны, составим их словесный портрет: определите род, число, падеж прилагательных. В каких случаях мы не смогли определить род? Вывод: Род прилагательных – только в единственном числе.

Слово учителя.

Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Работа со взаимопроверкой. В группах.

Работа с карточками.

- Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими.

- Подчеркните члены предложения.

1 Зимний, воздух, чистый, свежий.

2 Беленький, заяц, пригожий.

3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.

4 Забавный, ёж, колючий.

Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, то ставьте себе плюсик напротив этапа № 6.


  1. Систематизация и обобщение.

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест. Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что-то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1. Важно знать, что эти тесты разного уровня сложности принесут Вам в Ваши оценочные листы разное количество баллов.

Выполняют тест. Самопроверка. Выставление оценок.


  1. Установление межпредметных и внутрепредметных связей.

А теперь вспомним цель нашего урока (смотрим на оценочные листы) . Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.


Подведите итоги на оценочном листе. Если у вас 8-10 плюсов- вы поработали на 5. Если плюсов 6 или 7 – смело ставьте себе 4. А вот если у вас пять и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки- над этим еще предстоит поработать. Обратите внимание, в Ваших оценочных листах уже записано домашнее задание. Для всех стр. 93-94 теория, упр. 820, 821 (по выбору).

Рефлексия: Слово учителя.

Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.

- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!

Просмотр содержимого презентации
«Конкурсная презентация Имя прилагательное (PPTminimizer)»

1 Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!  Приветствие. Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами . Но каждый сыщик должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами- оценочный лист. Построен он в форме теста . Как работать с тестом? (выбирать варианты ответов). Если вы справились с заданием, ставите себе плюс. Если нет-ничего не ставьте- оставляем квадратик пустым. Что должно получиться в результате? Правильно- по правильным ответам вы сможете подробно рассказать о теме нашего урока.

1

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствие.

Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами .

Но каждый сыщик должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами- оценочный лист. Построен он в форме теста . Как работать с тестом? (выбирать варианты ответов). Если вы справились с заданием, ставите себе плюс. Если нет-ничего не ставьте- оставляем квадратик пустым. Что должно получиться в результате? Правильно- по правильным ответам вы сможете подробно рассказать о теме нашего урока.

Бюро расследований. С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный, гладкий. Чай какой? Горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?.. -Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной. Вот приметы пропавшей части речи:   С существительным дружу  И нисколько не тужу.  Моя основная примета:  Обозначаю признак предмета.  Лед какой? Холодный,гладкий.  Чай какой? Горячий,сладкий.  Изменяюсь по родам,  Числам и падежам.  Люблю детей внимательных.  Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2)

Бюро расследований.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?..

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит расследовать дело об исчезновении. Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной.

Вот приметы пропавшей части речи:

 

С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный,гладкий. Чай какой? Горячий,сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?..(имя прилагательное). (слайд № 2)

Имя прилагательное как часть речи.

1

Прилагательное

(греч. επιθέτου) – эпитет «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи?

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из иностранных языков . Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное.»

Слово учителя:

Итак, ребята, мы нашли первые улики в деле о пропавшей особе ( ее происхождение)– Имени Прилагательном. Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель всей нашей деятельности.

Итак, юные сыщики, какая цель стоит сегодня перед нами?

Обратите внимание на задание 1. Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Отметили? Кто озвучит цель урока? Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».

2 План работы. Определение имени прилагательного. 2. Роль прилагательного в речи. 3 . Морфологические признаки имени прилагательного. План урока Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите задание 2. Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры - в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал. План урока Роль прилагательного в речи. Определение имени прилагательного Морфологические признаки имени прилагательного Подведение итогов урока Синтаксическая роль Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.  4. Синтаксическая роль. 5. Подведение итогов урока.

2

План работы.

  • Определение имени

прилагательного.

2. Роль прилагательного в речи.

3 . Морфологические признаки имени прилагательного.

План урока

Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите задание 2. Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры - в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.

План урока

Роль прилагательного в речи.

Определение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

Подведение итогов урока

Синтаксическая роль

Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.

4. Синтаксическая роль.

5. Подведение итогов урока.

3 Имя прилагательное – это ………………………. часть речи, которая обозначает ………………….. и отвечает на вопросы …………………………….. Изменяется по ………………………….. В предложении является …………………. самостоятельная признак предмета какой? чей? каков ? числам, родам,падежам. Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы. ( стр 88- 89) Правило в учебнике. Стр. 93-94 читаем самостоятельно. Теперь самое время заполнить протокол нашего расследования. Итак, что уже известно о пропавшем? Работа в оценочном листе: Имя прилагательное – это ………………………………………. часть речи, которая обозначает ……………………………………………….. и отвечает на вопросы……………………………………………………… Изменяется по …………………В предложении является …………………….. определением, в краткой форме – сказуемым.

3

Имя прилагательное – это ………………………. часть речи,

которая обозначает …………………..

и отвечает на вопросы ……………………………..

Изменяется по …………………………..

В предложении является ………………….

самостоятельная

признак предмета

какой?

чей? каков ?

числам, родам,падежам.

Каждый сыщик, приступая к делу, изучает досье, уже имеющиеся материалы. ( стр 88- 89)

Правило в учебнике. Стр. 93-94 читаем самостоятельно.

Теперь самое время заполнить протокол нашего расследования. Итак, что уже известно о пропавшем?

Работа в оценочном листе:

Имя прилагательное – это ………………………………………. часть речи, которая обозначает ………………………………………………..

и отвечает на вопросы……………………………………………………… Изменяется по …………………В предложении является ……………………..

определением,

в краткой форме – сказуемым.

Работаем в парах. (стр.97 упр. 822.)

4

Мы любовались румяным закатом. В ярком закатном свете горят багряные плоды рябины. Покрывается озябшая земля резными листьями. Наступает тихая ночь, спряталось усталое солнце, кругом царит удивительная тишина. Медленно падают осенние листья на влажную землю.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов, по частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

А может и не нужно нам сегодня разыскивать прилагательное. Упр. 603

Упр. 822 упр.97. работа в парах.

К какому выводу Вы пришли: для чего нужны прилагательные?

Обозначая разные характеристики и свойства, имена прилагательные помогают выделить конкретный предмет из множества одинаковых, назвать его отличительный признак.

Отличительный признак по цвету ( багряные плоды, румяный закат )

По форме ( резными листьями ), по времени ( осенние листья, закатный свет ), по общему впечатлению ( усталое солнце, удивительная тишина )

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

Прилагательные не только дарят признаки, но и сами имеют свои характеристики отличительные свойства.

Ранее мы говорили, что прилагательные изменяются по числам:

Назовите прилагательные единственного числа …., а множественного ? А как Вы определили число прилагательных 9 по существительному, которое определяет – определяемому существительному)

Изменяются по родам: назовите прилагательные женского рода, мужского, среднего. Как определили?

Найдите в текстк прилагательные в Т.п. ( румяным закатом, резными листьями )

В П.п. ( в ярком, закатном свете )

В В.п. ( на влажную землю ) Как определяли падеж?

а какая форма прилагательного считается начальной ( И.п., ед.ч, м.р ) посмотрите в ваших записях есть прилагательные в начальной форме? Назовите их: ( нет ). Но мы сами можем изменить прилагательное, помочь ему обрести начальную форму: ( румяный закат, ясный свет, багряный плод, резной лист )

(Записывай в тетрадь только прилагательное+ существительное.)

Физкульминутка синева белый краснота зелень присесть зеленеть белизна молодую белеть синеть веселых подпрыгнуть Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Перед Вами 3 коробки, мы будем выбирать из всплывающих слов только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали: Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить. При выборе прилагательного прошу аргументировать: как определили часть речи? синь деревянное красивым славные красить хороша хлопок

Физкульминутка

синева

белый

краснота

зелень

присесть

зеленеть

белизна

молодую

белеть

синеть

веселых

подпрыгнуть

Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Перед Вами 3 коробки, мы будем выбирать из всплывающих слов только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.

При выборе прилагательного прошу аргументировать: как определили часть речи?

синь

деревянное

красивым

славные

красить

хороша

хлопок

Определите род, число, падеж. 5 белый молодую славные веселых деревянное красивым хороша Улики отобраны, составим их словесный портрет: определите род, число, падеж прилагательных. В каких случаях мы не смогли определить род? Вывод: Род прилагательных – только в единственном числе. Вывод: у множественного числа прилагательных нельзя определить род. Род можно определить только у прилагательных в единственном числе.

Определите род, число, падеж.

5

белый

молодую

славные

веселых

деревянное

красивым

хороша

Улики отобраны, составим их словесный портрет: определите род, число, падеж прилагательных. В каких случаях мы не смогли определить род? Вывод: Род прилагательных – только в единственном числе.

Вывод: у множественного числа прилагательных нельзя определить род.

Род можно определить только у прилагательных в единственном числе.

6 Работа в группах. 1. чистый воздух чист, Зимний свежий свеж. 2. пригожий пригож. Беленький заяц 3. Огромный страшный медведь Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении. Работа со взаимопроверкой. В группах. Работа с карточками. - Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими. - Подчеркните главные члены предложения. 1 Зимний, воздух, чистый, свежий. 2 Беленький, заяц, пригожий. 3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий. 4 Забавный, ёж, колючий. Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, пожмите друг другу руки. неуклюж. неуклюжий медведь страшен и 4. забавный Колюч ёж. колючий ёж Забавный

6

Работа в группах.

1.

чистый

воздух

чист,

Зимний

свежий

свеж.

2.

пригожий

пригож.

Беленький

заяц

3.

Огромный

страшный

медведь

Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Работа со взаимопроверкой. В группах.

Работа с карточками.

- Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими.

- Подчеркните главные члены предложения.

1 Зимний, воздух, чистый, свежий.

2 Беленький, заяц, пригожий.

3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий.

4 Забавный, ёж, колючий.

Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, пожмите друг другу руки.

неуклюж.

неуклюжий

медведь

страшен и

4.

забавный

Колюч

ёж.

колючий

ёж

Забавный

7 Разноуровневый тест. Сами выберите себе уровень задания: Можно получить: Ответы: 1.Б. 2.В. 3.А. 4.А. 5.В. 6. Б. базовый легкий Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест. Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что-то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1. Важно знать, что эти тесты разного уровня сложности принесут Вам в Ваши оценочные листы разное количество баллов.  базовый сложный повышенная сложность

7

Разноуровневый тест.

Сами выберите себе уровень задания:

Можно получить:

Ответы:

1.Б.

2.В.

3.А.

4.А.

5.В.

6. Б.

базовый легкий

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию. Каждому сыщику предстоит для этого выполнить тест. Если Вы считаете, что отлично усвоили тему и Вам все понятно, то возьмите тест № 3 , если вы сомневаетесь в своих силах – тест №2. Если же Вы что-то еще не выяснили, то ваша работа – тест№1. Важно знать, что эти тесты разного уровня сложности принесут Вам в Ваши оценочные листы разное количество баллов.

базовый сложный

повышенная сложность

Подведем итоги.

«5»

11,10,9 +

«4»

8,7,6 +

«3»

5 + и меньше…

А теперь вспомним цель нашего урока (смотрим на оценочные листы) . Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.

 

Подведите итоги на оценочном листе. Если у вас 8-10 плюсов- вы поработали на 5. Если плюсов 6 или 7 – смело ставьте себе 4. А вот если у вас пять и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки- над этим еще предстоит поработать.

Рефлексия: Слово учителя.

Итак, юные сыщики, оказывается, Прилагательное спряталось, так как обиделось на людей. Ему кажется, что они пренебрежительно относятся к нему в своей речи. Решило посмотреть, что будет без него.

- Ребята! Изменится ли что- либо в нашей жизни без прилагательного? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ребята, наше расследование подходит к концу. Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали среди других частей речи. Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное как часть речи. 5 класс. ФГОС.

Автор: Саглай Ирина Владимировна

Дата: 04.07.2014

Номер свидетельства: 109372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "313729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459528135"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по русскому языку на тему Имя прилагательное "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "234639"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443475537"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(50) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniie5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "271111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451379001"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Урок  русского языка в  разновозрастном  классе (2, 3 класс) "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-russkogho-iazyka-v-raznovozrastnom-klassie-2-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402522485"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства