kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя прилагательное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели урока: уточнить и проверить известные ученикам из начальных классов сведения об имени прилагательном; дать понятие о грамматических признаках имени прилагательного.

Задачи:

  1. Акцентировать внимание детей на разнообразных значениях признака, на том, что прилагательные могут обозначать признаки предмета по: 1) величине; 2) цвету; 3) весу; 4) месту; 5) времени; 6) материалу; 7) вкусу; 8) назначению; 9) принадлежности; 10) возрасту;
  2. Формировать у учащихся умение работать сообща в группах;
  3. Формировать умение безошибочно находить имя прилагательное в тексте.

Оборудование, оснащенность ТСО: интерактивная доска, слайды, смайлики, электронный учебник.

Ход урока

I. Учитель. – Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество.

А сейчас начнем урок.

II. Эмоциональный настрой учащихся методом. “Ледокол” Учащиеся встают в два. Под музыку В.Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”, взявшись за руки, двигаются в разных направлениях. При остановке музыки ученик из внутреннего круга поворачмивается лицам к ученику из внешнего круга и говорить ему пожелание (так повторятся два раза).

III. Учитель делит учащийся на группы методом “Выбери конфету”. (Учащиеся с закрытыми глазами выбирают конфету, рассаживаются по местам соответственно цвету фантика конфеты. В середине столов вазы с конфетами двух видов.)

IV. Учитель. – Ребята! Каждое утро, выходя на улицу, мы обращаем внимание на погоду.

А какой сегодняшний день? (При помощи прилагательных.)

V. Учитель. – Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном. Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями. (На слайде написаны число и тема урока “Имя прилагательное как часть речи”.)

Вопросы учителя классу:

  1. Что называется именем прилагательным?
  2. Как изменяются имена прилагательные?
  3. С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
  4. Чем являются в предложении имена прилагательные?

V. Обобщение, вывод: “Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, согласуются с прилагательными. В предложении имена прилагательные чаще всего являются определением.

VI. Работа по электронному учебнику. Ученики выполняют упражнение, согласовывая прилагательные с существительными.

VII. Учитель раздает каждой группе листочки с записанными прилагательными и существительными.

– Ребята! Слова потерялись, давайте поможем им найти друг друга. Надо из этих слов составить словосочетание, согласуя прилагательные с существительными. (Учащиеся работают с раздаточным материалом. Каждая группа составляет словосочетания, и по одному ученику из каждый группы зачитывает по одному словосочетанию.)

Вопросы: От чего зависит род, число и падеж имен прилагательных зависит от рода, числа, падежа существительных, с которыми они согласуются.

VIII. Учитель предлагает выполнить задание, в котором учащиеся должны нарисовать предмет по признакам, которые назовет учитель. По истечении времени учитель просит спикеров группы продемонстрировать свой рисунок. (Каждая группа демонстрирует свой рисунок и отвечает на вопросы другой группы.)

Вопросы: 
– Какой признак яблока определяет прилагательное белое?
– Какой признак яблоко определяет прилагательное сочное?

Учащиеся приходят к выводу, что прилагательные могут иметь разнообразные значения признака, т.е. прилагательные могут обозначать признаки предмета по цвету, весу, величине, материалу, вкусу, принадлежности.

IX. Бодрячок “Зоопарк”. Учащиеся встают в круг и изображают то животное, которое назовет учитель.

X. Учитель предлагает поработать по электронному учебнику (учащиеся работают по электронному учебнику, выполняют задание; перенеси прилагательные на соответствующее дерево какой? какая? какое? какие?

XI. Учитель раздает каждой группе стихотворение и просит учащихся выразительно прочитать, выписать прилагательные с теми существительными, с которыми они согласуются, выделить окончание, указать род, число и падеж прилагательных.

XII. Учитель просит учащиеся заполнить лист самооценки.

XIII. Домашнее задания? Написать пять загадок, в которых есть прилагательные.

XIV. Учитель. – Ребята, вы молодцы!

Сегодня вы хорошо поработали. Покажите свое настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах.

А я покажу вам свое.

Я рада, что наши настроения совпадают. Спасибо за урок!

XV. На стадии рефлексии учитель просит учащихся отобразить свое отношение к уроку на стикерах. Учащихся определяют степень удовлетворенности проделанной работой и пишут обратную связь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи" »




Урок в 5 классе по теме: « Имя прилагательное как часть речи».


Тип урока: повторение изученного материала, объяснение и закрепление

нового.


Цель: повторить сведения об имени прилагательном, изученные

детьми в начальных классах


Задачи:

- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;

- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание.

- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему.


Методы обучения: словесный, наглядный, практический.


План урока:

  1. Организационный момент.

2.Орфографическая диктовка.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Вывод по уроку.

6.Домашнее задание.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Все готовы к уроку? Сейчас проверим.

Опрос.

- Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает слово как часть речи.

- На какие три группы делятся части речи? /Самостоятельные, служебные, междометия/.

- Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. …

На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили такую часть речи, которая называется … /имя существительное/.

-С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи – это имя прилагательное. Знакомство с целью и задачами урока.

- Видите, какая большая и серьёзная работа нам предстоит.

Откроем тетради, запишем:

Девятнадцатое марта.

Классная работа.

Имя прилагательное как часть речи.

В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме комментированного словарного диктанта. /Один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради/.

2. Орфографическая диктовка.

На дом было дано задание повторить правила правописания о – е после шипящих в корне и в окончаниях имен существительных, а также употребление ь на конце существительных после шипящих. Сейчас проверим ваши знания. Писать стараемся чисто и аккуратно. ( Сравнение с внешним видом учащихся).

Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.

Вывод по правилам «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы ё – о после шипящих в корне»; «Употребление ь на конце существительных после шипящих»

Выставляется оценка.

Молодцы! Справились неплохо. Я очень рад.

3. Объяснение нового материала.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (или же читает учащийся у доски; у всех на партах распечатанные тексты), вы должны догадаться о какой птице идёт речь? Как вы это определили?

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит, несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

(По Г.Скребицкому).

Ответы. Показывается рисунок дятла.

Орфографическая работа: Пестрый, 1. с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. П. убор осеннего леса.

2. Неоднородный, из разных элементов. П. состав слушателей.3. Вычурный, цветистый.

- Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?

- Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?).

Учитель обобщает сказанное учащимися по таблице, затем ребята читают правило в учебнике (жужжащим чтением). Страница 228. что вы еще узнали об имени прилагательном?

- Выполним морфемный разбор слова – прилагательное. (У доски).


Разминка.

4. Закрепление нового материала.

Мы с вами выяснили, что благодаря именам прилагательным мы можем определить тот предмет, который отгадываем.

- А для чего же ещё служат имена прилагательные в речи? Это мы выясним, выполнив упр. 567 на стр. 225.

Учащийся читает задание, затем стихотворение у доски.

- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? (Эпитет – троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности).

- Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных.

От чего они зависят?

Вывод: прилагательное ставится в том же роде, числе, падеже, что и существительное к которому оно относится.

- Грамматическое задание: карманчиках (морфемный разбор слова).

В (сарафанчике) – сущ., (в чём?).

Н.Ф. – сарафанчик; нариц., неодуш, м.р., 2 скл., стоит в ед.ч., П.п.

Люблю (в чём?) в сарафанчике.

Грустный – безрадостный, тоскливый, печальный. (Антонимы – веселая, радостная).

- Выполнение упр.570 на стр. 226 (устно).

- Какими членами предложения могут быть прилагательные?

Вывод: прилагательные могут быть определением, сказуемым.

- Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное, об этом мы узнаем на следующем уроке.


5. Обобщение. Вывод по уроку.

Вопросы классу: 1) Что называется именем прилагательным?

2) Как изменяются прилагательные?

3) Какими членами предложения бывают прилагательные?

4) В чем сходство и различие между именем прилагательным и существительным?

Оценки!


6. Домашнее задание.

Параграф 102, выучить правило, записать в справочники; упр. 568 (прокомментировать ).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Имя прилагательное как часть речи"

Автор: Ахаева Карлыгаш Каликбергеновна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(74) "imia_prilaghatiel_noie_kak_chast_riechi_urok_russkogho_iazyka_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "393360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487478379"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Имя прилагательное  как часть речи. "
    ["seo_title"] => string(41) "imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "105857"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402918623"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока на тему: "Имя прилагательное как часть речи". 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "189201"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426838448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства